Опыт формирования мотивации на уроках истории искусств
Делюсь
своим педагогическим опытом и предлагаю вам статью для педагогов "Опыт
формирования мотивации на уроках истории искусств". Данная работа будет
полезна педагогам дополнительного образования, и также а также учителям ИЗО и
МХК в Средней образовательной школе. Предмет
История Искусств для учащихся художественной школы является не самым
любимым предметом.
Есть такие ученики, которые приходят на урок, чтобы просто
посидеть и потратить время, не углубляясь в тему урока и не испытывают интереса
при слушании рассказа учителя в течение урока. Вот для таких учеников в
основном и рассчитаны мои методы мотивации. Именно этими опытом формирования мотивации на уроках истории
искусств я и хочу поделиться.
Опыт формирования мотивации на уроках истории искусств
Следует признать, что
предмет История Искусств для учащихся художественной школы является не самым
любимым предметом. Есть такие ученики, которые приходят на урок, чтобы просто
посидеть и потратить время, не углубляясь в тему урока и не испытывают интереса
при слушании рассказа учителя в течение урока. Вот для таких учеников в
основном и рассчитаны мои методы мотивации. Именно этими опытом формирования
мотивации на уроках истории искусств я и хочу сегодня поделиться.
Как увлечь детей на
уроке? Как найти к каждому ученику свой подход? Как не потерять на уроках истории
искусств, искру, горящую в глазах учеников с связи с их взрослением? Мотивация (т.е побуждение у
действию, к активности в нужном человеку направлении) ученика выступает как
один из главных составляющих эффективной деятельности педагога. На уроке Истории
Искусств необходимо развить мотивацию. При всем многообразие мотивов,
существуют общие факторы, влияющие на их развитие. Такие как, чувства, интерес,
успех, новизна.
1. Оттенки
чувств.
Очень важно чтоб учащийся умел выражать
свои впечатления, чувства, эмоции, свою точку зрения на определенную картину,
эпоху, творчество. Чтоб его ответы были не холодные, бездушные (например
списанные где-нибудь в интернете), а содержащие собственные переживания и
впечатления, окрашенные детскими эмоциями. Важно чтоб ученик раскрывал свое
видение прекрасного. Ответы учащихся, содержащие их переживания, впечатления,
окрашенными детскими эмоциями очень важны.
Как же их получить. Для
этого я использую различные методы мотивации. Чтоб вызвать определённые чувства у
учащихся я использую несколько методов. Чувства детей их впечатления о картине,
о творчестве определённого художника, можно узнать разными способами. Постоянно
на своих уроках при изучение определенной эпохи искусства определенной страны
использую метод ассоциаций.
Когда я показываю ряд слайдов на определенную
тематику, например, если мы изучаем Японию, сначала я задаю вопрос – какие ассоциации
у вас вызывает страна Япония. Обычно ребенок сразу оживляется и начинает
перечислять что он знает об этой стране. Потом я начинаю показывать слайды –
национальный костюм, архитектуру, различные искусства и т.п. Ученик за пять минут в визуальном формате узнает о стране многое,
Также это может быть какая-нибудь эпоха.
Чтоб узнать впечатление эмоциональные
в письменном виде на своих уроках я использую Дневник читателя, слушателя, зрителя.
У каждого ученика есть тетрадь, поделенная на разделы – выставки, книги, театр,
опера и балет, кино. В нем ученик
делиться своими впечатлениями о просмотренных фильмах, прочитанных книгах, и
т.д. В ней он пишет о том, что его тронуло
за душу, потрясло, захватило, удивило.
Также очень хорошо показать эмоции и впечатления помогает
написания сочинения или сказку на
картину.
2. Интерес.
Психологи подмечают, что
интерес - наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Интерес является
исключительно важным видом мотивации в развитии навыков, знаний, интеллекта.
Формирование интереса к искусству развивает инициативу и самостоятельность в
обучении. Интерес – главный фактор для формирования мотивации. Чтоб вызвать его у ученика, я использую метод
интриги и игровые методы.
Метод интриги. Если мы
изучаем какую-нибудь тему, которая врятли будет интересна учащимся, например
икона. Чтоб заинтересовать учащегося я нашла интересную информацию об иконе и рассказала
ее в самом начале урока. Интерес учащихся
сразу оживился. И им становится же любопытно
узнать, что же будет дальше. Интересные факты в интернете можно найти множество.
Очень часто на своих уроках
стараюсь использовать игровые методы.
Это может быть просто пятиминутная игра в самом начале, или во время
перемены (Ожившие картины, Художественный салон, Викторина, Крокодил и тд.) А может игра которая может растянуться
на целый урок (Создай выставку сам). Учащимся очень нравится
игра «Создай выставку сам». В игре
обычно задействуется целый класс. И занимает она целый урок.
Ученики делятся на
реставраторов (те кто приводит в порядок репродукции картин), хранителей
галереи (те кто выбирает репродукции и располагает их на специальном планшете),
экскурсоводов (те кто изучают тему
выставки и в конце за 10 минут до конца урока, когда происходит торжественное
открытие выставки, рассказывают всем присутствующим о теме или творчестве определённого
художника). Те кто не задействован, сидят и наблюдают за игрой, и становятся журналистами,
и в конце должны представить репортаж о выставке в виде сочинения.
3. Успех.
Немаловажным фактором
мотивации является успех, победа. У меня на уроках есть
медалька «Знаток искусства». Обычно ее получает ученик, завоевавшие шесть
медалек на викторине, которая бывает в начале урока или в конце, проявившею
активность и свои знания предмета. Победа
и получение медальки «Знаток искусства» эффективно подталкивают к новым усилиям
и к дальнейшим успехам на уроке истории искусств.
Провожу много конкурсов на уроке, которые
подстёгивают многих учащихся на успех. Написать самое лучшее сочинения на
картину. Нарисовать самую лучшею картину на определенную эпоху или на тему
какой то культуры одной страны. Есть такая медалька «За стабильность». Не
пропустишь не одного урока, получишь в конце урока. Есть почетная грамота за
лучшее введение тетради, получение грамоты стимулирует ребенка, чтоб ввести
аккуратно свою тетрадь.
4. Новизна.
Работа с интерактивной доской
очень улучшило визуальное восприятие материала для учащихся. Разница, показ
слайдов, когда ты показываешь их на интерактивной доске или просто в книжке
очень большая. Уровень восприятия визуального материала меняется сразу. За все время преподавания у
меня скопилась большая коллекция фильмов о художниках, определенных стилях,
эпохах, направлениях, достопримечательных.
Стараюсь показывать на интерактивной
доске. Например, если я рассказываю про фаюмский портрет. Рассказываю сначала ребятам
саму тему урока со слайдами, демонстрируемыми на интерактивной доске. А если останется
время, включаю небольшой познавательный фильм на тему, которую мы изучаем на
данный момент.
Автор: Михайлова Оксана Валерьевна, преподаватель Истории Искусств, МБОУДОД «Детская художественная школа №6 им. Акцыновых», г. Чебоксары
Автор: Михайлова Оксана Валерьевна
Добавить комментарий | Комментариев к новости "Опыт формирования мотивации на уроках истории искусств" уже 0: