» » » Приемы и методы обучения сотрудничеству первоклашек

Приемы и методы обучения сотрудничеству первоклашек


Предлагаю вам статью «Приемы и методы обучения сотрудничеству первоклашек». Учащиеся познают правила и способы учебного взаимодействия, учатся работать в паре и группе.  Данная работа будет интересна учителям первых классов.

 

 Обучение сотрудничеству первоклашек

 
 
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Центральной задачей первого класса является формирование мотивации учебной деятельности. Решению этой задачи подчиняется организация работы, как по усвоению учебных предметов, так и по формированию у школьников способов взаимодействия.
 
Успешное усвоение детьми правил и способов учебного взаимодействия невозможно без систематической организации парной и групповой работы. Но этим сложным для учащихся формам работы необходимо учиться. В первую неделю сентября нахожу возможность провести уроки, посвященные групповой работе.

Урок 1.

1. Анализ групповой работы детей   
Подготовленные  дети  показывает сценку, остальные учащиеся анализируют работу групп.
Сценка 1.
Учитель: Придумайте в группах как можно больше рифм к слову «лягушка».
Дети громко предлагают рифмы (в обеих группах); поглядывают друг на друга.

- Ватрушка
- Хлопушка
- Хохотушка
Учитель: Время вышло. Слушаем первую группу. 
1 группа отвечает
2 группа: - А они всё у нас услышали, у нас такие же рифмы.
 Классное обсуждение.
- Как работали группы?                 
-Почему у второй группы не оказалось вариантов?
- Посмотрите, как работала другая группа.

Сценка 2.
Учитель: Подумайте в группе, по какому правилу получили слово в скобках из двух других слов. По этому же правилу составьте недостающее слово.
На доске:
гора (рама) маяк
перо (?) салат
Дети:
1) Можно составить слово «сало»
2) И «репа»
3) Надо же найти правило…
1) (перебивая) А ещё можно составить «рот».
2) Так какое выберем?
1) Давай «репа».
2) Давай.

Хором: Репа.
Учитель: По какому правилу получили это слово?
1) Не знаю.
(Один человек вообще не принимал участия в обсуждении).
Классное обсуждение. 
- Как работала группа?
- Все ли дети участвовали в обсуждении?
- Был ли в группе ведущий?
Дальше одна группа у доски старается откорректировать ситуацию, другие дети – эксперты: должны проанализировать работу группы по подготовленным ранее вопросам (на доске). Анализ работы группы.

2. Подведение итога: формулировка правил сотрудничества.
Все правила сотрудничества, предложенные детьми, записываются на доске.
Урок 2.

Цель:

  • учить договариваться при работе в группе;
  • учить распределять обязанности для выполнения групповой работы;
  • закрепить выработанные ранее правила.

1. Игра на умение договариваться в группе.

Учащиеся играют четверками. Правила игры: на вопрос «сколько» надо отвечать без слов – вставать.
- Сколько хоботов у слона? (должен встать один учащийся)
- Сколько услона хоботов и хвостов?
- Сколько у слона хвостов и бивней?
- Сколько лап у леопарда?
- Сколько ушей, носов, ртов и глаз у человека?
- Сколько дней в неделе?
- Сколько месяцев в году?
- Сколько лет учатся в школе?
- Сколько в нашем класса носов?
- А сколько хвостов?

Классное обсуждение. 
- Как вы договаривались в группе, кто будет вставать? (по очереди, голосование, по считалке)
1. Упражнение на распределение обязанностей в группе. Совместное рисование по теме.
Каждая группа должна выбрать тему рисунка: 
- Сказочный домик
- Клоун
- Цветочная поляна
У каждого ребенка фломастер одного цвета (меняться фломастерами нельзя). Группе нужно нарисовать общий рисунок.
Далее проводится анализ работы по раннее выработанным критериям.

Критерии:
- тишина при работе;
- участие всех;
- умение договариваться.

Оценивание работы группы оформляется на линеечке (по книге Цукерман Г.А.). При обсуждении появляется новый критерий: оформление групповой работы.
1. Слаженность действий внутри группы. Игра «Пчелы и змеи»
- Я хочу предложить вам сыграть в игру под названием «Пчелы и змеи». Для этого вам нужно разбиться на 2 примерно равные по размеру группы. Те, кто хочет стать пчелами, отойдите к окнам, а те, кто хочет играть в команде змей, подойдите к стене напротив… Каждая группа должна выбрать своего короля. Правила игры: оба короля выходят из класса и ждут, пока их не позовут. Затем я спрячу 2 предмета, которые короли должны разыскать в классе. Король пчел должен найти мед – вот эту губку.
 
А змеиный король должен отыскать ящерицу – вот этот карандаш. Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчелы должны жужжать, чем ближе их король подходит к меду, тем громче должно быть жужжание. А змеи должны помогать своему королю шипением, чем ближе змеиный король приближается к ящерице, тем громче должно быть шипение. Помните, о том, что во время этой игры вы не имеете права ничего говорить.

Классное обсуждение. 
- Твоя группа хорошо помогала королю?
- Как ты чувствовал себя в роли короля?
- Что для тебя было самым трудным в этой роли?
- Ты остался доволен своими подданными?

Первоклассники любят эти уроки. Игровые задания и упражнения психологического характера, творческие задания, обсуждение с детьми выполненных заданий, обобщение результатов в виде общих выставок и композиций приносят детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.
 
Буду рада, если моя статья по обучению сотрудничеству первоклашек, будет вам полезной. 
 
Автор: Марголина Ирина Васильевна, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия№14», г. Глазов

Автор: Марголина Ирина Васильевна




Добавить комментарий
| Комментариев к новости "Приемы и методы обучения сотрудничеству первоклашек" уже 0:

Читайте также
Добавить комментарий:
Введите код с картинки:*
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив