Приемы и методы обучения сотрудничеству первоклашек
Предлагаю вам статью «Приемы
и методы обучения сотрудничеству первоклашек». Учащиеся познают правила и
способы учебного взаимодействия, учатся работать в паре и
группе. Данная работа будет интересна
учителям первых классов.
Обучение сотрудничеству первоклашек
Начало
обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни
детей. Центральной
задачей первого класса является формирование мотивации учебной деятельности.
Решению этой задачи подчиняется организация работы, как по усвоению учебных
предметов, так и по формированию у школьников способов взаимодействия.
Успешное
усвоение детьми правил и способов учебного взаимодействия невозможно без
систематической организации парной и групповой работы. Но
этим сложным для учащихся формам работы необходимо учиться. В первую
неделю сентября нахожу возможность провести уроки, посвященные групповой
работе.
Урок 1.
1. Анализ групповой работы детей
Подготовленные дети
показывает сценку, остальные учащиеся анализируют работу групп.
Сценка 1.
Учитель:
Придумайте в группах как можно больше рифм к слову «лягушка».
Дети громко
предлагают рифмы (в обеих группах); поглядывают друг на друга.
- Подушка.
- Ватрушка
- Хлопушка
- Хохотушка
Учитель: Время
вышло. Слушаем первую группу.
1 группа
отвечает
2 группа: - А
они всё у нас услышали, у нас такие же рифмы.
Классное обсуждение.
- Как работали
группы?
-Почему у
второй группы не оказалось вариантов?
- Посмотрите,
как работала другая группа.
Сценка 2.
Учитель:
Подумайте в группе, по какому правилу получили слово в скобках из двух других
слов. По этому же правилу составьте недостающее слово.
На доске:
гора
(рама) маяк
перо (?) салат
Дети:
1) Можно
составить слово «сало»
2) И «репа»
3) Надо же найти правило…
1) (перебивая) А
ещё можно составить «рот».
2) Так какое
выберем?
1) Давай «репа».
2) Давай.
Хором: Репа.
Учитель: По какому правилу получили это слово?
1) Не знаю.
(Один человек
вообще не принимал участия в обсуждении).
Классное
обсуждение.
- Как работала
группа?
- Все ли дети
участвовали в обсуждении?
- Был ли в
группе ведущий?
Дальше одна
группа у доски старается откорректировать ситуацию, другие дети – эксперты:
должны проанализировать работу группы по подготовленным ранее вопросам (на
доске). Анализ работы группы.
2. Подведение
итога: формулировка правил
сотрудничества.
Все правила
сотрудничества, предложенные детьми, записываются на доске.
Урок 2.
Цель:
- учить договариваться при работе в группе;
- учить распределять обязанности для выполнения групповой работы;
- закрепить выработанные ранее правила.
1. Игра на
умение договариваться в группе.
Учащиеся играют
четверками. Правила игры: на вопрос «сколько» надо отвечать без слов –
вставать.
- Сколько
хоботов у слона? (должен встать один учащийся)
- Сколько услона хоботов и хвостов?
- Сколько у
слона хвостов и бивней?
- Сколько лап у
леопарда?
- Сколько ушей,
носов, ртов и глаз у человека?
- Сколько дней в
неделе?
- Сколько
месяцев в году?
- Сколько лет
учатся в школе?
- Сколько в
нашем класса носов?
- А сколько
хвостов?
Классное
обсуждение.
- Как вы
договаривались в группе, кто будет вставать? (по очереди, голосование, по
считалке)
1. Упражнение на
распределение обязанностей в группе. Совместное рисование по теме.
Каждая группа
должна выбрать тему рисунка:
- Сказочный
домик
- Клоун
- Бабочка
- Цветочная
поляна
У каждого
ребенка фломастер одного цвета (меняться фломастерами нельзя). Группе нужно
нарисовать общий рисунок.
Далее
проводится анализ работы по раннее выработанным критериям.
Критерии:
-
тишина при работе;
- участие всех;
- умение
договариваться.
Оценивание
работы группы оформляется на линеечке (по книге Цукерман Г.А.). При обсуждении
появляется новый критерий: оформление групповой работы.
1. Слаженность
действий внутри группы. Игра «Пчелы и змеи»
- Я хочу
предложить вам сыграть в игру под названием «Пчелы и змеи». Для этого вам нужно
разбиться на 2 примерно равные по размеру группы. Те, кто хочет стать пчелами,
отойдите к окнам, а те, кто хочет играть в команде змей, подойдите к стене
напротив… Каждая группа должна выбрать своего короля. Правила игры: оба короля
выходят из класса и ждут, пока их не позовут. Затем я спрячу 2 предмета,
которые короли должны разыскать в классе. Король пчел должен найти мед – вот
эту губку.
А змеиный король должен отыскать ящерицу – вот этот карандаш. Пчелы
и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный
звук. Все пчелы должны жужжать, чем ближе их король подходит к меду, тем громче
должно быть жужжание. А змеи должны помогать своему королю шипением, чем ближе
змеиный король приближается к ящерице, тем громче должно быть шипение. Помните,
о том, что во время этой игры вы не имеете права ничего говорить.
Классное
обсуждение.
- Твоя группа
хорошо помогала королю?
- Как ты
чувствовал себя в роли короля?
- Что для тебя
было самым трудным в этой роли?
- Ты остался
доволен своими подданными?
Первоклассники
любят эти уроки. Игровые задания и упражнения психологического характера,
творческие задания, обсуждение с детьми выполненных заданий, обобщение
результатов в виде общих выставок и композиций приносят детям чувство
удовлетворения, лёгкости и радости.
Буду рада, если моя статья по обучению сотрудничеству первоклашек, будет вам полезной.
Автор: Марголина Ирина Васильевна, учитель начальных классов МБОУ
«Гимназия№14», г. Глазов
Автор: Марголина Ирина Васильевна
Добавить комментарий | Комментариев к новости "Приемы и методы обучения сотрудничеству первоклашек" уже 0: