Урок литературы в 6 классе "Мифология древних славян. "Чарованье сладких вымыслов"
Урок литературы в 6 классе
Разработчик: Желобецкая О. А., учитель русского языка и литературы осш № 10 города Балхаш.
Тема: Мифология древних славян. "Чарованье сладких вымыслов".
Цель:формирование знаний об образах славянской мифологии и их взаимосвязи с литературой, повторение и закрепление по теме раздела: «Славянская мифология и литература»
Задачи:
- Показать образность славянской мифологии.
- Формировать эстетическое отношение к окружающему миру.
- Воспитывать умение дискутировать, отстаивать свою точку зрения по той или иной проблеме, самостоятельно выбирать нужный материал при составлении сообщений.
- Продолжить формирование умений сравнивать и делать выводы
- Развивать творческое воображение, логическое мышление, умение работать в группе.
- Воспитывать самостоятельность, осознанность, самоконтроль, интерес к изучению мифологии и литературы.
Ход урока
- Орг. Момент
- Введение в тему урока
Эпиграф урока:Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
В. Шафран.
Мифология - одна из первых форм сознания, которое выражало отношение народов к миру. Каждый народ прошел эту ступень своего развития, когда мифологическое сознание было одной из главных форм сознания вообще. Мифы стали первыми ответами на вечные вопросы о происхождении мира и человека.
Мифы – сказания о богах и героях – особенно привлекательны для наших современников тем, что показывают древность народов, глубину их исторических корней. Больше всего повезло древним грекам – у них были Гомер и Гесиод. Хорошо знаем мы римскую мифологию и особенно благодарим при этом Публия Овидия Назона, создавшего «Метаморфозы». У индийцев есть Веды, «Рамаяна» и «Махабхарата», у германцев – «Старшая Эдда».
Славяне чувствуют себя обделёнными. Записи славянской мифологии и сколько-нибудь достоверные сведения о ней до нас не дошли – они были безвозвратно уничтожены в течение первых столетий властвования христианства
3. Теоретическая разминка
- Кто такие славяне?
Древние славяне – далекие предки русских, белорусов и украинцев.
Славян принято делить на три группы: восточные славяне, западные и южные.
Славяне – крупнейшая в Европе группа народов, объединенная общностью происхождения и родством языков. Славянские народы, которые в древности принадлежали к одной культуре, имели общие взгляды, язык, фольклор, сегодня делятся на восточных, западных и южных славян
- Что такое миф?
Миф (др.- греч. сказание, предание) — повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.
- С мифами каких народов мы уже знакомы?
- Что помогают понять мифы современному читателю?
Изучать мифы нужно для того, чтобы глубже проникнуть в культуру других народов, научиться понимать народы разных национальностей.Через мифы народ пытался осознать мироздание, природу и место человека в этом мире.
О том, как жили люди, что думали, во что верили в самые отдаленные времена, мы можем узнать по мифам.
- Как вы понимаете «язычество»?
До принятия христианства (988 г) славяне были язычниками, т.е. верили сразу в несколько богов. В честь них устраивались праздники, народные гулянья.
Чаще народы поклонялись не одному, а многим богам. Такие традиции в русской религии принято называть языческими. Сами народы называли свои верования языческими. Язычество - это древнейшая традиционная религия. Сам термин "язычество" имеет славянские корни - от древнеславянского слова "язык", то есть "народ".
- Для чего люди населили свой мир множеством богов и духов?
Божества управляли движением солнца. Властвовали над водами. Дарили удачу на охоте. Охраняли домашний очаг.
Среди богов были старшие и младшие, мужчины и женщины, добрые и злые.
Задание: Назовите богов славянской мифологии. О каком божестве идёт речь в стихотворении?
Литературовед
Идёт удалый бог, Ярило-молодец,
И снежный саван рвёт по всей Руси широкой!
Идёт могучий бог, враг смерти тусклоокой,
Ярило, жизни царь и властелин сердец,
Из хлебных колосков сплетён его венец,
В руках — зелёной ржи трепещет сноп высокий,
Глаза как жар горят, румянцем пышут щеки,
Идёт весёлый бог, цветов и жатв отец!
Выступление 2 группы. Богиня Лада
Этнограф
<!-- [if !supportLists] -->1.<!-- [endif] -->Лада - славянская богиня любви и красоты. Именем Лада древние славяне называли не только изначальную богиню любви, но и весь строй жизни — лад, где все должно было ладно, то есть хорошо. Все люди должны уметь ладить друг с другом. Жена называла любимого ладо, а он ее — ладушкой.
<!-- [if !supportLists] -->2.<!-- [endif] -->«Лады», — говорят люди, когда решили какое-то важное дело. Лад в народной жизни – стремление к совершенству, целесообразности, простоте и красоте в жизненном укладе.
Художник
<!-- [if !supportLists] -->3.<!-- [endif] -->Славяне представляли Ладу как молодую прекрасную женщину с золотыми волосами и венком из роз, одетую в русскую одежду, опоясанную золотым поясом.
<!-- [if !supportLists] -->4.<!-- [endif] -->Идолы Богини Лады-Матушки делались из камня, древа, драгоценных металлов и глины.
<!-- [if !supportLists] -->5.<!-- [endif] -->Она покровительствовала матерям и детям. Ее любил весь народ, женщины приносили в жертву вышивки, платки, кольца, которые чаще, чем идолу, оставляли на деревьях в священных рощах.
Фольклорист
<!-- [if !supportLists] -->6.<!-- [endif] -->А вообще славяне более охотно обращались с просьбами к богиням, а не к богам. Богов чествовали, их боялись, а богинь, особенно Ладу, просили (все-таки женское сердце более мягко, отзывчиво).
<!-- [if !supportLists] -->7.<!-- [endif] -->Лада наиболее внимательно прислушивалась к просьбам людей, ее называли Щедрыня, а праздник в ее честь (нынешнее Крещение, 6/19 января) - щедровки.
<!-- [if !supportLists] -->8.<!-- [endif] -->У Лады двое детей: Леля и Лель.
<!-- [if !supportLists] -->9.<!-- [endif] -->В честь Лады пелись песни, восхвалявшие согласие и мир, любовь к людям. Пробивали на замерзших озерах и реках проруби, чтобы «Лада дышала». В эти проруби бросали дары Ладе. Лёд украшали разноцветными лоскутками и поливали разноцветными отварами трав в знак скорого наступления весны.
<!-- [if !supportLists] -->10.<!-- [endif] -->Символ Лады -береза, ветви на которой кое-где и по сию пору завивают на Троицу, как будто заплетают богине косы.
Литературовед
<!-- [if !supportLists] -->11.<!-- [endif] -->Этой богине посвящались божьи коровки, убивать которых считалось грехом, а также цветок зоря (любисток), возбуждающий сердечную страсть.
<!-- [if !supportLists] -->12.<!-- [endif] -->В старину мальчикам говорили: "Девочка - это будущая Лада, будущая хозяйка, это Богиня-Хранительница домашнего очага, мать будущих детей. Поэтому её надо любить, уважать и почитать как Богиню Ладу". "Мальчиков и девочек родители воспитывали по особой системе, в соответствии с устоями бога Рода и богини Лады.
<!-- [if !supportLists] -->13.<!-- [endif] -->Девочкам говорили: "Мальчик - это будущий мужчина, воин, хозяин, глава рода, отец будущих детей, защитник Рода". Поэтому к нему нужно относиться с любовью и уважением, как к Богу Роду.
<!-- [if !supportLists] -->14.<!-- [endif] -->Родители были образцом для подражания. Когда создавался Семейный Союз, то и отношения у молодых супругов были чистые и светлые, как у Богов. Какие у супругов могли быть противоречия, если они относились друг к другу как к Богам.
Учитель: Для славян - язычников годовой цикл был наполнен не только постоянной работой в поле, на пастбище, дома, но и языческими праздниками, которые были связаны с солнечными циклами, почитанием предков, сельскохозяйственными работами.
Миф не может существовать отдельно от ритуала. Обряд, праздник, карнавал - все это суть оживления мифа, передача его через магическое действо. Обряды и праздники воздействует на реальность через ритуал.
Согласно языческим верованиям, день рождения ежегодно символизирует переход из мира предков в мир живых. В это время человек может подвергаться опасности, болеть, а его душу могут украсть. Поэтому необходимо иметь рядом близких людей, которые своими ритуальными подношениями и добрыми пожеланиями отгоняют злых духов. Так что праздничный торт со свечами и загадыванием желаний - это вообще алтарь в честь языческих богов, к которым обращались в день рождения.
Праздники на Руси были связаны с определенными традициями, в которых говорилось о борьбе тепла с холодом, весны с зимой, солнца с тьмой.
Масленица была одним из самых шумных и веселых праздников. Это были проводы зимы, встреча весны. Обжорство (готовилась обильная мучная пища) имело ритуальное значение и должно было воздействовать на урожай. Центральным являлся обряд проводов и последующего уничтожения (сжигания) антропоморфного чучела Масленицы.
Праздник Ивана Купалы отмечался 7 июля. Купала олицетворял наивысший расцвет природы. В основе обряда лежит культ солнца, воды и огня, связанный с мифами о Ладе. Купание в воде, прыжки через костер, ритуальные оргии и озорство - все это имело очистительное значение, отражало стремление сохранить и приумножить урожай. В ночь на Ивана Купалу происходили всякие чудеса: цвел папоротник, колдуны оборачивались собаками, ведьмы портили чужой скот.
Во многих песнях, играх и обрядах, доживших чуть не до наших дней, мы видим отзвуки далекой старины, связанной с обожествлением природы, когда небо, солнце, лес, луга представлялись людям живыми существами.
Послушаем ребят, которые подготовили рассказы об этих языческих праздниках, которые отмечаются и по сей день.
Выступление 1 группы. Масленица.
Масленица – это древний славянский праздник, который нам достался в наследство от языческой культуры.
Масленица - это весёлые проводы зимы, которые озарены радостным ожиданием приближающегося тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, которые являются непременным атрибутом масленицы, имели ритуальное значение: румяные, круглые, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.
Представляем вашему вниманию инсценировку по рассказуНадежды Александровны Тэффи «Блин».
Участвуют 6 человек (3 русских и 3 итальянца)
Ведущий: Тэффи -псевдоним писательницы НадеждыАлександровны Лохвицкой
(1872--1952), пользовавшейся необыкновенной известностьюу читателей в
дореволюционной России.
Русский 1.
Сидели мы в душистую южную ночь на берегу итальянской реки Арно. Компания была смешанная - русско-итальянская.
Русский 2
Мы, русские, конечно восторгаемся Италией, какое у вас солнце! Но Россия наша прекрасна.
Итальянец 1
А мы, итальянцы, ненавидим солнце и не переносим жары. Я, напримерЮ обожаю мороз и мечтаю о снеге.
Русский 3
Господа, ну что спорить? И наша, и ваша Родина имеют достоинства.
Итальянец 2
Вот приезжайте к нам ранней весной, когда все цветет. У вас еще снег лежит в конце февраля, а у нас какая красота!
Русский 3
Ну, в феврале у нас тоже хорошо. У нас в феврале масленица. Блины едим.
Итальянец 3
А что же это такое блины?
Русский 1
Ну, как вам объяснить, что такое блин! Блин, это очень вкусно.
Русский 2
С маслом. Со сметаной,
Русский 3
Блины, это - когда масленица! Блины... в них главное икра.
Итальянец 1
А! Это рыба!
Русский 1
Какая же рыба, когда их пекут!
Итальянец 2
А разве рыбу не пекут?
Русский 2
Пекут-то пекут, да у рыбы совсем другое тело. Рыбное тело. А у блина - мучное.
Русский 3
Блинов оченьмного едят. Съедят штук двадцать. Потом хворают.
Итальянец 3
Ядовитые?
Русский 1
Нет, из муки.
Русский 2
Знаете, что,господа, нехорошо у наскак-то насчет блинов выходит. Они нас за каких-то вралей считают. Положение было не из приятных. Александр Дмитриевич, как учитель математики, объясните, что такое блин.
Русский 1
Для получения этого последнего берется окружность в три вершка в диаметре. Пи-эр
квадрат заполняетсямассой из муки с молоком и дрожжами. Затем всеэто
сооружение подвергаетсямедленному действию огня,отделенного от него
железной средой.Чтобы сделать влияниеогня на пи-эрквадрат менее
интенсивным, железная среда покрывается олеиновыми и стеариновыми кислотами,
т. е.так называемым маслом.Полученная путем нагреваниякомпактная
тягуче-упругая смесь вводится затем через пищевод в организм человека, что в
большом количестве вредно.
Итальянцы переглядываются, шепчутся.
Итальянец 3
А с какою целью вы все это делаете?
Русский 3
Ну что здесь непонятного. Чтобы весело было.
Русский 2
И вкусно!
Масленица является одним из самых весёлых праздников на Руси. Её называют по-разному: разгульною, широкою, узкою, честною… В дни масленицы в городах, сёлах, деревеньках проходили широкие гулянья: игрища, катания с гор на санях, скачки на лошадях, взятие снежных крепостей, кулачные бои.
Отмечают Масленицу и в наши дни. И этот праздник сегодня не менее любим, чем в старину.
Просмотр ролика «Масленица»
Выступление 2 группы
Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, в нём принимало участие всё население, причём традиция требовала активного включения каждого во все обряды, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил, запретов, обычаев
По древнему поверью, Иван Купала олицетворяет расцвет сил природы. В основе обрядов лежит почитание воды и солнца.
Праздновать Иванов день начинали 6 июля. Из рассказов мы узнали, что в этот день не работали - только по крайней необходимости.
Отмечали праздник 2 дня. Первый день называют по-разному: День Купальни, Иван, Купальня, Пятенка. В этот день, как и сейчас, собирали травы и цветы, которые в народной медицине используются как лечебные. Днем собирали цветы для гадания.
Однако главным героем растительного мира становился в Иванов день папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах и о наделении того, кому посчастливится заполучить цветок папоротника, волшебными, сверхъестественными качествами и способностями.
Говорили, что с цветком папоротника, раскрывающимся всего на несколько мгновений в Ивано-Купальскую полночь, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились. Правда, достать такой цветок едва ли не труднее, чем сам клад.
Из литературы мы узнали, что повсеместно в Ивановскую ночь жгли костры. Их обычно раскладывали на возвышенностях в ржаном поле, на берегу водоема или на месте традиционных гуляний молодежи.
Около костров веселилась молодежь: пела песни, плясала, качалась на качелях, установленных поблизости. Любимым развлечением молодежи было перепрыгивание через костер, в одиночку или парами.
Люди свято верили в то, что ночь на Ивана Купалу — время таинственное, полное чудес и необыкновенных событий, время, когда окружающий мир предстает в особом свете и качестве: деревья переходят с места на место и разговаривают между собой шелестя листьями; беседуют друг с другом животные и даже травы, видимыми становятся духи леса, воды, воздуха, и человеку может быть понятен их язык; сама земля ведет себя почти по-сказочному: приоткрывает тайну своих недр.
Как уже говорилось, купальская ночь — опасное время, так как становится чрезвычайно активной всякая нечисть — ведьмы, оборотни, русалки, мертвецы.
Иванов день — остерегайся проказов кикимор, домовых, водяных, леших, русалок.
Учитель:Третьим заданием для групп было – представить одного из мифологических славянских существ.
1 группа. Леший.
Ролик о лешем.
Лесовик-леший - дух - хранитель и хозяин леса в славянской мифологии, который живет в лесной чащобе.
Он умеет оборачиваться, является в видедряхлого старика, либо дерева, медведя. Иногда он кричит в лесу и пугает людей.
Леший любит морочить голову путникам и сбивает их с тропинки, путая тропы и начиная водить кругами.
Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая, природа умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес уважал лесные законы, не причинял лесу вреда.
2 группа. Кикимора
Кикимора – злой дух, насылающая кошмары на человека. Обитает в жилище человека, приносит вред, ущерб и мелкие неприятности хозяйству людям.
Считалось, что кикиморой могла стать девочка, украденная или обмененная нечистой силой. Верили, что она может появляться в домах, поставленных на плохих местах. Кроме того, кикимору могли «напустить» колдуны или злые плотники, печники.
Считалось, что она устраивает беспорядки, досаждает хозяевам: мешает спать (или, подобно Маре, наводит кошмары), бьет горшки, путает пряжу, стучит, швыряется луковицами из подполья и подушками с полатей. Причем, что характерно, главным объектом пакостей объявлялся глава дома. Она будто бы даже могла выдирать у него волосы.
Инсценировка рассказа Алексея Михайловича Ремизова «КИКИМОРА»
Песня Кикиморы
Автор: На петушке ворот, крутя курносым носом, с гримасою крещенской маски, затейливо Кикимора уселась и чистит бережно свое копытце.
Кикимора
Га! прыснул тонкий голосок, ха! ищи! а шапка вон на жерди... Хи-хи!.. хи-хи! А тот как чебурахнулся, споткнувшись на гладком месте... Влюбленным намяла я желудки — Га! хи-хи-хи! Я бабушке за ужином плюнула во щи, а Деду в бороду пчелу пустила. Аукнула-мяукнула. А чего она меня нечистой назвала, из хаты выгоняет? А не надо меня ругать и открещиваться. Кто там ещё меня проклятой называл? (Убегает)
Автор:
И только пятки тонкие сверкнули за поле в лес... Сплетать обманы, — причуды сеять, — и до умору хохотать.
Учитель:От мифологии веет чем-то завораживающим и жутко интересным. Без знания мифологии невозможно полноценно воспринимать и большинство великих произведений классического и современного искусства.
Вымысел и фантазия, воплотившиеся в образах славянской мифологии, стали праздничной одеждой души простого русского человека. Наперекор всему он стремился отрясти прах временного лихолетья. Высота помыслов и дерзость поэтических мечтаний - все отразилось в выдумке народного повествования.
Громадные фрагменты мифологической системы слишком глубоко погребены в недрах минувшего и разбросаны по бесчисленным фольклорным памятникам. Но и ее руины остаются той неисчерпаемой каменоломней, из которой поэты и писатели грядущих поколений будут по-прежнему добывать прекрасный мрамор для новых и новых нерукотворных созданий.
Мифология - является связующим звеном эпох и поколений народа.
Рефлексия.
Учитель:Спасибо всем выступавшим. Я считаю, что цель нашего урока достигнута, все творческие проекты, представленные на уроке можно оценить на отлично.
Учащиеся отвечают на вопросы:
1. Какие образовательные продукты мне удалось создать?
2. Насколько они соответствуют моему первоначальному замыслу?
3. Нуждаются ли они в доработке, совершенствовании?
4. Что во мне изменилось?
5. Каковы цели и перспективы моего дальнейшего обучения?
Домашнее задание:
1 группа –рассказ с иллюстрациями о Богине Моране.
2 группа –образ русалки в мифологии и сказке.
Индивидуальные задания:
1)составить интеллект – карту об одном из Богов славянской мифологии;
2)составить интеллект – карту об одномиз представителей низшей мифологии
3)составить кроссворд «Славянская мифология»
Уникальность: 32.47%