Конспект урока-лекции. Особенности китайской живописи

Предлагаю вам конспект урока-лекции для детей с 11-14 лет (художественная школа) по теме «Особенности китайской живописи». Данная работа будет полезна педагогам дополнительного образования, а также учителям ИЗО и МХК в Средней образовательной школе. Вашему вниманию предлагается урок-лекция, которое направлено на развитие любознательности и развитие у учеников  интереса к культуре Китая. 

Конспект «Особенности китайской живописи»

Тип урока: Урок-лекция
 
Цель урока: 

  • Рассказать об особенностях и истории традиционной китайской живописи;
  • Воспитать у детей любовь и уважение ценности искусства других народов. 
 
Задачи: 

  • Ознакомить с культурой Китая.
  • Дать понятие эволюции происхождения китайской живописи. 
  • Ознакомить с жанрами традиционной китайской живописи 
 
Демонстрационный материал: слайды с изображением картин китайской живописи, всех жанров китайской живописи: «Цветы и птицы» «Растения и насекомые», «Люди и предметы», «Горы и воды». 
 
Методические приемы:
 
  • повторение пройденного материала в виде викторины,
  • урок-лекция,
  • беседа-диалог,
  • рассматривание иллюстраций и беседа по ним,
  • анализ,
  • подведение итогов. 
 
1. Организационный момент

Приветствие.
Отмечаю отсутствующих.
2. Повторение пройденного материала. Викторина
Здравствуйте ребята! Уже на протяжении многих уроков мы постигаем с вами искусство Древнего Востока. Изучили Индию. Последние два урока мы начали изучать с вами Древний Китай.  Давайте повторим, что мы знаем.

Что же изобрели китайцы?
Кто такой Цинь Шухуанди?
Что он хорошего сделал для Китая?
Что такое Терракотовая армия?
В каком количестве была найдена Терракотовая армия? и т.д.

3. Изложение нового материала

Сегодня мы узнаем с вами об удивительном искусстве —  традиционной китайской живописи. Она существенно отличается от западной. Запишем все в свои тетрадки тему урока «Особенности традиционной китайской живописи». Но прежде чем начать рассказывать тему урока, я вам расскажу одну легенду.
 
Давно-давно жил на китайской земле богатый человек, у которого было абсолютно все, но не было произведения искусства – картины. К этому человеку привели художника. Богач приказал написать картину и дал срок – три месяца. Художник остался один в специальной комнате. Через полтора месяца управляющий делами богатого человека заглянул к художнику.
 
Тот встретил посетителя молча. Никакой картины в комнате не было. Возмущенный управляющий сердито напомнил художнику, что в случае невыполнения заказа того ожидает смертная казнь. За три дня до окончания срока художнику пожаловали и управляющий и господин. Снова молчание и никакой картины.
 
Угрозы повторились. Художник молчал. Но когда через три дня господин в сопровождении свиты, посетил художника, все увидели изумительно нарисованного тигра. Восхищенный господин спросил у художника: «Отчего же ты молчал все это время? Художник ответил: «Я был тигром, а тигры не говорят». 

- Как вы сами поняли эту легенду?
- К чему я рассказала вам эту историю, как вы думаете?
Ответ учащихся.

- Я уже упомянула, что традиционная китайская живопись отличается от европейской. Китайские художники очень серьезно подходят к самому процессу написания произведения. Прежде чем начать писать картину им важно настроится на эту волну... и стать тигром, деревом, цветком который он хочет написать. Настрой очень важен. 

Показываю слайды с традиционной китайской живописью. Записываем в тетрадки особенности традиционной китайской живописи. 

1. Но перед тем как настроится. Художник готовил свои «четыре сокровища».
Ребята как вы думаете что это «четыре сокровища»?
Ответ учащихся. 
Записываем в тетради. 

- Китайские художники производили эти предметы в ранг сокровищ «Четыре сокровища» - это выражение, которое в китайской и других восточно-азиатских каллиграфических традициях обозначает кисть, изготовленная из волоса (пера) различных животных, включая волка, кролика, уток, кур, козла, тигра (у китайцев и японцев также есть традиция делать кисть из волос новорожденного, как подарок ребенку, который случается раз в жизни), тушь из сажи и чего-то засекреченного, бумагу из рисовой соломы «Сюаньчжи» и чернильный камень для растирания туши (самые лучшие чернильные камни это дуань, которые добывают в провинции Дуаньси на юге Китая). 

2. Но прежде чем начать рисовать, китайскому художнику было важно войти в определенное состояние, настроится, стать тигром, деревом, домом, цветком. Как раз об этом в самом начале я рассказала вам китайскую легенду. Художник представил себя тигром.  
3. Сама технология написания картины очень отличается от западной, тем, что китайской живописи художники пишут свои картины в горизонтальном состоянии на столе, а не как мы на мольбертах. Также кисточку они держат строго вертикально.  И в процессе написания художник собирал и концентрировал энергию Ци в конце кисточки, подносил ее к бумаге и с характерным выкриком молниеносно  рисовал иероглиф. Картины пишутся как бы на одном дыхании, не отрываясь.
4. Условность — является главной чертой традиционной китайской живописи. Китайские художники отступали от фотографической точности, копирование явлений жизни. У них была очень условно, т. е. лаконичная живопись. Без проработок деталей. 
5. Китайские художники обычно обращались к фантазии зрителя. Поневоле своего воображения он может «прочитать» незаполненное пространство или дополнить то, что мастер подсказал ему лишь в намеке. Зритель здесь становится как бы соавтором. Он сам домысливает видимый образ.
6. Традиционная живопись стремится к монохромному, одноцветному полотну. Китайские художники считали, что «пять цветов слепят человека». Имеется в виду, что изобилие внешних красот может отвлечь от красоты внутренней, подлинной. 
7. На китайских картинах, как правило, сбоку, слева или справа присутствуют иероглифы. Это название картины, имя автора и личная печать художника. Без личной печати (красного цвета) картина считается незаконченной.
8. Жанры китайской живописи очень сильно отличаются от европейских. В китайской живописи существовали анималистические жанры «Цветы и птицы (хуа няо)», «Растения и насекомые», бытовые жанры «Люди и предметы» (гохуа), пейзажная живопись «Горы и воды» (Шаньшуй). Жанр натюрморта так такого не было, так как китайские художники считали, что  неподвижные предметы, с их точки зрения, мертвы. Если рисовали фрукты, то на дереве, если камни, то рядом изображали растение.
 
В жанре «Цветы и птицы» изображали часто «четыре благородных» растения, это бамбук, дикая слива Мэйхуа, хризантема, орхидея. Самый известный художник который специализировался в этом жанре это Хуан Цюань. В жанре «Горы и воды» самый известный художник  Ли Сысюнь. В жанре «Люди и предметы» Янь Либэнь. 

«Специализация» которая была очень распространена в Китае, давала художнику глубже проникнуть сущность изображаемого предмета и достигнуть большого совершенства в его передаче. Так, например художник 18 века Чжэн Баньцяо всю жизнь рисовал лишь бамбук, орхидеи и камни.

9. Свиток. Оформление картины само по себе в Китае является искусством.  Картина-свиток это когда сначала тонкую рисовую бумагу, на котором написана картина, наклеивают на толстую бумагу.  Они свертываются на палочке в рулон и хранятся в специальных изящных футлярах. В нужный момент эти картины вывешиваются на стену и уж только тогда в развернутом виде, представляются взору зрителя. 
10. Каллиграфия. Так как в китайской живописи главной ее составляющим была линия, а не цвет, то неудивительно, что именно здесь родилось это искусство — каллиграфия, искусство красивого письма.
4. Повторение пройденного материала.
Викторина
Так ребята вот и мы закончили изучать тему - Особенности традиционной китайской живописи. Теперь узнаем, что мы запомнили.
Викторина.
Что такое  «четыре сокровища»?
Что такое каллиграфия?
Что такое свиток?
Какие жанры китайской живописи вы знаете? и т.п.
5. Домашнее задание. 
Написать сочинение эссе на любое произведение традиционной китайской живописи. 
 
На этом занятие «Особенности китайской живописи» завершается. 
 
Автор: Михайлова Оксана Валерьевна, преподаватель Истории Искусств, МБОУДОД «Детская художественная школа №6 им. Акцыновых», г. Чебоксары

  • 09.02.2015
  •   Просмотров: 2 009

«Мастерклассы» © 2011-2016.

Комментариев к новости "Конспект урока-лекции. Особенности китайской живописи" Уже: 0