Наши мастер-классы своими руками помогут вам стать настоящими рукодельницами и сделать различные поделки, оригами, декупаж и бисероплетение. Здесь вы найдете подробные мастер классы вязания и скрапбукинга. Узнаете как сделать необыкновенные изделия из пластика и пластиковых бутылок, как сшить куклу Тильду, найдете схемы вязания и бисероплетения.

Конспект урока-лекции. Особенности китайской живописи

 


Предлагаю вам конспект урока-лекции для детей с 11-14 лет (художественная школа) по теме «Особенности китайской живописи». Данная работа будет полезна педагогам дополнительного образования, а также учителям ИЗО и МХК в Средней образовательной школе. Вашему вниманию предлагается урок-лекция, которое направлено на развитие любознательности и развитие у учеников  интереса к культуре Китая. 

 

Конспект «Особенности китайской живописи»

 
Тип урока: Урок-лекция
 
Цель урока: 

  • Рассказать об особенностях и истории традиционной китайской живописи;
  • Воспитать у детей любовь и уважение ценности искусства других народов. 
 
Задачи: 

  • Ознакомить с культурой Китая.
  • Дать понятие эволюции происхождения китайской живописи. 
  • Ознакомить с жанрами традиционной китайской живописи 
 
Демонстрационный материал: слайды с изображением картин китайской живописи, всех жанров китайской живописи: «Цветы и птицы» «Растения и насекомые», «Люди и предметы», «Горы и воды». 
 
Методические приемы:
 
  • повторение пройденного материала в виде викторины,
  • урок-лекция,
  • беседа-диалог,
  • рассматривание иллюстраций и беседа по ним,
  • анализ,
  • подведение итогов. 
 
1. Организационный момент

Приветствие.
Отмечаю отсутствующих.
2. Повторение пройденного материала. Викторина
Здравствуйте ребята! Уже на протяжении многих уроков мы постигаем с вами искусство Древнего Востока. Изучили Индию. Последние два урока мы начали изучать с вами Древний Китай.  Давайте повторим, что мы знаем.

Что же изобрели китайцы?
Кто такой Цинь Шухуанди?
Что он хорошего сделал для Китая?
Что такое Терракотовая армия?
В каком количестве была найдена Терракотовая армия? и т.д.

3. Изложение нового материала

Сегодня мы узнаем с вами об удивительном искусстве —  традиционной китайской живописи. Она существенно отличается от западной. Запишем все в свои тетрадки тему урока «Особенности традиционной китайской живописи». Но прежде чем начать рассказывать тему урока, я вам расскажу одну легенду.
 
Давно-давно жил на китайской земле богатый человек, у которого было абсолютно все, но не было произведения искусства – картины. К этому человеку привели художника. Богач приказал написать картину и дал срок – три месяца. Художник остался один в специальной комнате. Через полтора месяца управляющий делами богатого человека заглянул к художнику.
 
Тот встретил посетителя молча. Никакой картины в комнате не было. Возмущенный управляющий сердито напомнил художнику, что в случае невыполнения заказа того ожидает смертная казнь. За три дня до окончания срока художнику пожаловали и управляющий и господин. Снова молчание и никакой картины.
 
Угрозы повторились. Художник молчал. Но когда через три дня господин в сопровождении свиты, посетил художника, все увидели изумительно нарисованного тигра. Восхищенный господин спросил у художника: «Отчего же ты молчал все это время? Художник ответил: «Я был тигром, а тигры не говорят». 

- Как вы сами поняли эту легенду?
- К чему я рассказала вам эту историю, как вы думаете?
Ответ учащихся.

- Я уже упомянула, что традиционная китайская живопись отличается от европейской. Китайские художники очень серьезно подходят к самому процессу написания произведения. Прежде чем начать писать картину им важно настроится на эту волну... и стать тигром, деревом, цветком который он хочет написать. Настрой очень важен. 

Показываю слайды с традиционной китайской живописью. Записываем в тетрадки особенности традиционной китайской живописи. 

1. Но перед тем как настроится. Художник готовил свои «четыре сокровища».
Ребята как вы думаете что это «четыре сокровища»?
Ответ учащихся. 
Записываем в тетради. 

- Китайские художники производили эти предметы в ранг сокровищ «Четыре сокровища» - это выражение, которое в китайской и других восточно-азиатских каллиграфических традициях обозначает кисть, изготовленная из волоса (пера) различных животных, включая волка, кролика, уток, кур, козла, тигра (у китайцев и японцев также есть традиция делать кисть из волос новорожденного, как подарок ребенку, который случается раз в жизни), тушь из сажи и чего-то засекреченного, бумагу из рисовой соломы «Сюаньчжи» и чернильный камень для растирания туши (самые лучшие чернильные камни это дуань, которые добывают в провинции Дуаньси на юге Китая). 

2. Но прежде чем начать рисовать, китайскому художнику было важно войти в определенное состояние, настроится, стать тигром, деревом, домом, цветком. Как раз об этом в самом начале я рассказала вам китайскую легенду. Художник представил себя тигром.  
3. Сама технология написания картины очень отличается от западной, тем, что китайской живописи художники пишут свои картины в горизонтальном состоянии на столе, а не как мы на мольбертах. Также кисточку они держат строго вертикально.  И в процессе написания художник собирал и концентрировал энергию Ци в конце кисточки, подносил ее к бумаге и с характерным выкриком молниеносно  рисовал иероглиф. Картины пишутся как бы на одном дыхании, не отрываясь.
4. Условность — является главной чертой традиционной китайской живописи. Китайские художники отступали от фотографической точности, копирование явлений жизни. У них была очень условно, т. е. лаконичная живопись. Без проработок деталей. 
5. Китайские художники обычно обращались к фантазии зрителя. Поневоле своего воображения он может «прочитать» незаполненное пространство или дополнить то, что мастер подсказал ему лишь в намеке. Зритель здесь становится как бы соавтором. Он сам домысливает видимый образ.
6. Традиционная живопись стремится к монохромному, одноцветному полотну. Китайские художники считали, что «пять цветов слепят человека». Имеется в виду, что изобилие внешних красот может отвлечь от красоты внутренней, подлинной. 
7. На китайских картинах, как правило, сбоку, слева или справа присутствуют иероглифы. Это название картины, имя автора и личная печать художника. Без личной печати (красного цвета) картина считается незаконченной.
8. Жанры китайской живописи очень сильно отличаются от европейских. В китайской живописи существовали анималистические жанры «Цветы и птицы (хуа няо)», «Растения и насекомые», бытовые жанры «Люди и предметы» (гохуа), пейзажная живопись «Горы и воды» (Шаньшуй). Жанр натюрморта так такого не было, так как китайские художники считали, что  неподвижные предметы, с их точки зрения, мертвы. Если рисовали фрукты, то на дереве, если камни, то рядом изображали растение.
 
В жанре «Цветы и птицы» изображали часто «четыре благородных» растения, это бамбук, дикая слива Мэйхуа, хризантема, орхидея. Самый известный художник который специализировался в этом жанре это Хуан Цюань. В жанре «Горы и воды» самый известный художник  Ли Сысюнь. В жанре «Люди и предметы» Янь Либэнь. 

«Специализация» которая была очень распространена в Китае, давала художнику глубже проникнуть сущность изображаемого предмета и достигнуть большого совершенства в его передаче. Так, например художник 18 века Чжэн Баньцяо всю жизнь рисовал лишь бамбук, орхидеи и камни.

9. Свиток. Оформление картины само по себе в Китае является искусством.  Картина-свиток это когда сначала тонкую рисовую бумагу, на котором написана картина, наклеивают на толстую бумагу.  Они свертываются на палочке в рулон и хранятся в специальных изящных футлярах. В нужный момент эти картины вывешиваются на стену и уж только тогда в развернутом виде, представляются взору зрителя. 
10. Каллиграфия. Так как в китайской живописи главной ее составляющим была линия, а не цвет, то неудивительно, что именно здесь родилось это искусство — каллиграфия, искусство красивого письма.
4. Повторение пройденного материала.
Викторина
Так ребята вот и мы закончили изучать тему - Особенности традиционной китайской живописи. Теперь узнаем, что мы запомнили.
Викторина.
Что такое  «четыре сокровища»?
Что такое каллиграфия?
Что такое свиток?
Какие жанры китайской живописи вы знаете? и т.п.
5. Домашнее задание. 
Написать сочинение эссе на любое произведение традиционной китайской живописи. 
 
На этом занятие «Особенности китайской живописи» завершается. 
 
Автор: Михайлова Оксана Валерьевна, преподаватель Истории Искусств, МБОУДОД «Детская художественная школа №6 им. Акцыновых», г. Чебоксары
 
 





  • Источник: http://masterclassy.ru/
  • 09.02.2015
  •   Просмотров: 2 009


«Мастерклассы» © 2011-2016.
Все статьи на сайте авторские, копирование строго запрещено. При частичном цитировании прямая индексируемая ссылка на сайт «Мастерклассы» обязательна.

 
Специально для вас, наш сайт подготовил новый обучающий курс на 3х дисках "1000 лучших мастер классов".

В этом курсе, мы собрали для вас 1000 подробных мастерклассов с нашего сайта на различные рукодельные тематики.

Подробнее с содержанием курса вы можете ознакомиться по этой ссылке.

Встречайте еще один обучающий курс на 3х дисках "1000 лучших мастер классов - часть2".

В этом курсе, мы собрали для вас еще 1000 подробных мастерклассов с нашего сайта на различные рукодельные тематики.

Подробнее с содержанием курса вы можете ознакомиться по этой ссылке.














Комментариев к новости "Конспект урока-лекции. Особенности китайской живописи" Уже: 0

Внимание! Запрещено использование выражений в нецензурной и оскорбительной форме. HTML-теги и URL запрещены.

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив