Конспект урока-лекции. Особенности китайской живописи
Предлагаю вам конспект урока-лекции для детей с 11-14 лет
(художественная школа) по теме «Особенности
китайской живописи». Данная работа будет полезна педагогам дополнительного
образования, а также учителям ИЗО и МХК в Средней образовательной школе. Вашему
вниманию предлагается урок-лекция, которое направлено на развитие
любознательности и развитие у учеников интереса к культуре Китая.
Конспект «Особенности китайской живописи»
Тип урока: Урок-лекция
Цель урока:
- Рассказать об особенностях и истории традиционной китайской живописи;
- Воспитать у детей любовь и уважение ценности искусства других народов.
Задачи:
- Ознакомить с культурой Китая.
- Дать понятие эволюции происхождения китайской живописи.
- Ознакомить с жанрами традиционной китайской живописи
Демонстрационный материал: слайды
с изображением картин китайской живописи, всех жанров китайской живописи: «Цветы и птицы» «Растения и насекомые»,
«Люди и предметы», «Горы и воды».
Методические приемы:
- повторение пройденного материала в виде викторины,
- урок-лекция,
- беседа-диалог,
- рассматривание иллюстраций и беседа по ним,
- анализ,
- подведение итогов.
1. Организационный момент
Приветствие.
Отмечаю отсутствующих.
2. Повторение пройденного
материала. Викторина
Здравствуйте ребята! Уже на протяжении многих уроков мы
постигаем с вами искусство Древнего Востока. Изучили Индию. Последние два урока
мы начали изучать с вами Древний Китай. Давайте
повторим, что мы знаем.
Что же изобрели китайцы?
Кто такой Цинь Шухуанди?
Что он хорошего сделал для Китая?
Что такое Терракотовая армия?
В каком количестве была найдена Терракотовая армия? и т.д.
3. Изложение
нового материала
Сегодня мы
узнаем с вами об удивительном искусстве —
традиционной китайской живописи. Она существенно отличается от западной.
Запишем все в свои тетрадки тему урока «Особенности традиционной китайской
живописи». Но прежде чем начать рассказывать тему урока, я вам расскажу одну
легенду.
Давно-давно жил на китайской земле богатый человек, у которого было
абсолютно все, но не было произведения искусства – картины. К этому человеку
привели художника. Богач приказал написать картину и дал срок – три месяца.
Художник остался один в специальной комнате. Через полтора месяца управляющий
делами богатого человека заглянул к художнику.
Тот встретил посетителя молча.
Никакой картины в комнате не было. Возмущенный управляющий сердито напомнил
художнику, что в случае невыполнения заказа того ожидает смертная казнь. За три
дня до окончания срока художнику пожаловали и управляющий и господин. Снова
молчание и никакой картины.
Угрозы повторились. Художник молчал. Но когда через
три дня господин в сопровождении свиты, посетил художника, все увидели
изумительно нарисованного тигра. Восхищенный господин спросил у художника:
«Отчего же ты молчал все это время? Художник ответил: «Я был тигром, а тигры не
говорят».
- Как вы сами поняли эту легенду?
- К чему я рассказала вам эту историю, как вы думаете?
Ответ учащихся.
- Я уже упомянула, что традиционная китайская живопись отличается от европейской. Китайские художники очень серьезно подходят к самому
процессу написания произведения. Прежде чем начать писать картину им важно
настроится на эту волну... и стать тигром, деревом, цветком который он хочет
написать. Настрой очень важен.
Показываю слайды с традиционной
китайской живописью. Записываем в тетрадки особенности традиционной китайской
живописи.
1. Но перед тем как настроится. Художник готовил свои «четыре
сокровища».
Ребята как вы думаете что это «четыре сокровища»?
Ответ учащихся.
Записываем в тетради.
- Китайские художники производили эти предметы в ранг сокровищ
«Четыре сокровища» - это
выражение, которое в китайской и других восточно-азиатских каллиграфических
традициях обозначает кисть, изготовленная из волоса (пера) различных животных,
включая волка, кролика, уток, кур, козла, тигра (у китайцев и японцев также
есть традиция делать кисть из волос новорожденного, как подарок ребенку,
который случается раз в жизни), тушь из сажи и чего-то засекреченного, бумагу
из рисовой соломы «Сюаньчжи» и чернильный камень для растирания туши (самые
лучшие чернильные камни это дуань, которые добывают в провинции Дуаньси на юге
Китая).
2. Но прежде чем начать рисовать, китайскому художнику было
важно войти в определенное состояние, настроится, стать тигром, деревом, домом,
цветком. Как раз об этом в самом начале я рассказала вам китайскую легенду.
Художник представил себя тигром.
3. Сама технология написания картины очень отличается от
западной, тем, что китайской живописи художники пишут свои картины в
горизонтальном состоянии на столе, а не как мы на мольбертах. Также кисточку
они держат строго вертикально. И в
процессе написания художник собирал и концентрировал энергию Ци в конце
кисточки, подносил ее к бумаге и с характерным выкриком молниеносно рисовал иероглиф. Картины пишутся как бы на
одном дыхании, не отрываясь.
4. Условность — является главной чертой традиционной
китайской живописи. Китайские художники отступали от фотографической точности,
копирование явлений жизни. У них была очень условно, т. е. лаконичная
живопись. Без проработок деталей.
5. Китайские художники обычно обращались к фантазии зрителя.
Поневоле своего воображения он может «прочитать» незаполненное пространство или
дополнить то, что мастер подсказал ему лишь в намеке. Зритель здесь становится
как бы соавтором. Он сам домысливает видимый образ.
6. Традиционная живопись стремится к монохромному,
одноцветному полотну. Китайские художники считали, что «пять цветов слепят
человека». Имеется в виду, что изобилие внешних красот может отвлечь от красоты
внутренней, подлинной.
7. На китайских картинах, как правило, сбоку, слева или
справа присутствуют иероглифы. Это название картины, имя автора и личная печать
художника. Без личной печати (красного цвета) картина считается незаконченной.
8. Жанры китайской живописи очень сильно отличаются от
европейских. В китайской живописи существовали анималистические жанры «Цветы и птицы
(хуа няо)», «Растения и насекомые», бытовые жанры «Люди и предметы» (гохуа),
пейзажная живопись «Горы и воды» (Шаньшуй). Жанр натюрморта так такого не было,
так как китайские художники считали, что
неподвижные предметы, с их точки зрения, мертвы. Если рисовали фрукты,
то на дереве, если камни, то рядом изображали растение.
В жанре «Цветы и птицы» изображали часто «четыре
благородных» растения, это бамбук, дикая слива Мэйхуа, хризантема, орхидея.
Самый известный художник который специализировался в этом жанре это Хуан Цюань. В жанре «Горы и воды» самый известный художник Ли Сысюнь. В жанре «Люди и предметы» Янь
Либэнь.
«Специализация» которая была очень распространена в Китае,
давала художнику глубже проникнуть сущность изображаемого предмета и достигнуть
большого совершенства в его передаче. Так, например художник 18 века Чжэн
Баньцяо всю жизнь рисовал лишь бамбук, орхидеи и камни.
9. Свиток. Оформление картины само по себе в Китае является
искусством. Картина-свиток это когда
сначала тонкую рисовую бумагу, на котором написана картина, наклеивают на
толстую бумагу. Они свертываются на
палочке в рулон и хранятся в специальных изящных футлярах. В нужный момент эти
картины вывешиваются на стену и уж только тогда в развернутом виде,
представляются взору зрителя.
10. Каллиграфия. Так как в китайской живописи главной ее
составляющим была линия, а не цвет, то неудивительно, что именно здесь родилось
это искусство — каллиграфия, искусство красивого письма.
4. Повторение пройденного
материала.
Викторина
Так ребята вот и мы закончили
изучать тему - Особенности традиционной китайской живописи. Теперь узнаем, что
мы запомнили.
Викторина.
Что такое «четыре
сокровища»?
Что такое каллиграфия?
Что такое свиток?
Какие жанры китайской живописи вы знаете? и т.п.
5. Домашнее задание.
Написать сочинение эссе на любое произведение традиционной
китайской живописи.
На этом занятие «Особенности китайской живописи» завершается.
Автор: Михайлова Оксана Валерьевна,
преподаватель Истории Искусств, МБОУДОД «Детская художественная школа №6 им.
Акцыновых», г. Чебоксары
Добавить комментарий | Комментариев к новости "Конспект урока-лекции. Особенности китайской живописи" уже 0: