Рекомендации для родителей. Детские страхи. Как с ними справиться с помощью игры

Материал предназначен для родителей детей, имеющих страхи различного генеза. Описанные упражнения и  игры помогут ребенку справиться с чувством страха, преодолеть тревожность, приобрести уверенность в себе и своих силах. Так же данный материал могут использовать в своей работе воспитатели, психологи, игровые терапевты.

Детские страхи. Как с ними справиться 

1. Страх темноты.
 
Игра «Зверята в норке»

Когда вы ложитесь с ребенком в постель, включите свет, укройтесь одеялом и говорите примерно такие слова: «Ты и я маленькие (мышки, котята, зайчики и так далее, в зависимости от того, кто больше нравится ребенку). Сейчас мы с тобой лежим в нашей теплой, уютной норке. На улице холодно и темно, дует сильный ветер, а у нас с тобой сухо, тихо и уютно.
 
К нам никто не придет, и мы никого к себе не пустим. В нашей норке прочные, толстые стены и нам никто не страшен здесь». Говорить это надо убаюкивающим тоном, чтобы ребенок начал расслабляться и постепенно стал засыпать.  

Когда настанет утро, то с ребенком можно обыграть, как к зверятам хотел пробраться в норку злой и страшный волк, а храбрые зверята его прогнали. В роли волка может периодически выступать и сам ребенок.    
 
Игра «Храбрый разведчик»

Играть можно как вдвоем с ребенком, так и целой компанией. Чтобы игра получилась естественной и интересной, рекомендуется развернуть сюжет с храбрым разведчиком в целую игру в войну. В определенный момент игры ребенок получает задание отправиться ночью на разведку. Для этого заранее в темном помещении выкладывается оружие, которое принадлежит врагу. Ребенок должен его пересчитать и доложить результаты разведки командиру.  За выполненное задание командир награждает храброго разведчика медалью за отвагу. 
 
2. Страх одиночества
 
Игра «Как важно знать свой адрес»

Ребенок потерялся или заблудился. В данной ситуации пусть ваш малыш сам придумает имя герою разыгрываемой истории и решит, как он оказался один в незнакомом месте. Внимательно отслеживайте развитие сюжета. Дети могут бояться одиночества из-за наличия у них страха быть отвергнутыми и ненужными. Не проскользнет ли этот страх в его рассказе?
 
Продолжайте свой рассказ тем, что герой не стал плакать, не растерялся. Он подошел к полицейскому или другому прохожему и попросил у них помощи, назвав свой адрес или телефон. Пусть персонажи, которые будут оказывать помощь потерявшемуся ребенку, обязательно его похвалят за сообразительность и отведут домой к маме и папе.
 
В сцене, где родители встречают ребенка можно попросить сыграть ребенка маму или папу. Если они встретят потерявшегося ребенка криками, упреками или попыткой наказать его, то в данной ситуации необходимо задуматься над своим поведением.
 
3. Страх сказочных персонажей, чудовищ, привидений.
   
Игра «Путешествие к Бабе-Яге»

Отправляйтесь вместе с ребёнком в путешествие к Бабе-Яге или Кощею. Сделайте из подушек, стульев, коробок их жилище. Не забывайте, что дети любят преодолевать препятствия. Пусть дорога к Бабе-Яге проходит через горы, ущелья, пропасти, реки (нагроможденные табуретки, подушки, коврики и тому подобное). Двигайтесь вперед как можно смелее! Пускай ваш малыш сам будет угрожать Кощею или Бабе-Яге, будет храбро отражать их нападения и атаки.
 
Дальше вы можете поменяться ролями. Теперь ребенок будет выступать в роли Кощея и восседать на троне. Когда ребенок встречается лицом к лицу с опасностью и даже оказывается «в шкуре» злодея, страх сказочного персонажа начинает постепенно исчезать. В данной игре ребенка необходимо постоянно подбадривать, хвалить за смелость.
 
Игра «Превращение сказочного злодея»

В эту игру можно играть вдвоем или целой компанией. Смысл заключается в том, что необходимо придумать, в кого или во что превратился сказочный злодей, который тревожит воображение вашего ребёнка. Далее произошедшие метаморфозы со сказочным злодеем следует перенести в рисунки, лепку, изобразить в театральных миниатюрах.
 
Детям 7-8 лет очень нравится пантомима и здесь в игре появляется условие отгадать, кого изображает водящий. Тот, кто отгадывает - получает баллы. Для детей четырехлетнего возраста важно то, что чудовище превратилось в кого-то, кто совсем нестрашный. Например, злая ведьма может превратиться в беспомощного котенка, веник, в грязный и старый халат или рваные тапочки.
 
Такая примитивизация сказочных злодеев, их «обытовление», избавляет их таинственности, делает их не опасными, а где-то даже и смешными. Все это в совокупности способствует снижению и преодолению страха у ребенка. 
 
4. Страх смерти
 
Игра «Найти в плохом хорошее».

В эту игру хорошо играть с теми детьми, которые склонны предаваться унынию и легко впадают в отчаяние. Ведь именно среди такой категории детей наиболее распространен страх смерти.  

Водящий озвучивает неприятную ситуацию. Например, сын с папой пошли в кино, но они опоздали и не попали на киносеанс. Неприятная ситуация? – Определенно. Далее участники игрового процесса, пытаются найти положительные моменты в сложившейся обстановке и найти благоприятный выход из ситуации.
 
Например, на сэкономленные деньги можно пойти покататься на аттракционах или поесть мороженого. За каждый правильный ответ начисляются баллы. Побеждает тот, кто наберет больше баллов. В этой игре следует избегать трагических ситуаций, связанных с гибелью.
 
5. Страх уколов, боли, врачей
 
Игра «Больница»

Все медицинские, врачебные процедуры, которые вызывают у ребенка чувство страха, следует изображать как можно подробней. Пусть ваш малыш будет и в роли врача, и в роли пациента. Желательно обыграть несколько типажей пациентов: пациент, который ничего не боится, или, который боится только уколов, или того, кто не может даже зайти в кабинет к доктору.
 
Надеюсь, что этот материал по избавлению от страхов детей с помощью игры вам пригодится. 
 
Автор: Петровичева Юлия Юрьевна, ГБУ «КРОЦ» ОСП «Раменки», педагог-психолог, г. Москва

  • 09.02.2015
  •   Просмотров: 1 474
«Мастерклассы» © 2011-2016.

Комментариев к новости "Рекомендации для родителей. Детские страхи. Как с ними справиться с помощью игры" Уже: 0