«Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе»

Предлагаю вам сообщение воспитательной деятельности по теме «Здоровьесберегающие технологии в учебно – воспитательном процессе». Данная работа будет полезной воспитателям, учителям начальных классов.
 
Здоровье воспитанников находится в прямой зависимости от условий обучения, питания, двигательной активности, правильного чередования нагрузки и отдыха, условий семейного воспитания.
Специалисты доказали, что здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие в основном определяются средой, в которой он находится достаточно большое время. Для ребенка от 6 до 17 лет такой средой является школа.
Д.А.Медведев в национальной образовательной инициативе «Наща новая школа» отметил, что именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь.
Неутешительные данные, которые предоставило Министерство здравоохранения и социального развития России, о состоянии здоровья детей и подростков в Российской Федерации и анализ состояния здоровья воспитанников в нашем образовательном учреждении навел на внедрение в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий.
В течение 2-х лет в школе реализуется проект «Территория здоровья». Цель проекта: создание условий для укрепления и сохранения здоровья воспитанников и педагогов путем введения в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий.
Одной из основных задач воспитательной работы является организация условий для оздоровления детей, воспитания их бодрыми, жизнерадостными и трудолюбивыми. Под системой воспитательной работы подразумеваются не отдельные методы или приемы, а совокупность всех условий, формирующих развитие ребенка [3, стр.4].
К школьным условиям следует отнести в первую очередь охранительный режим. Вся деятельность воспитанников организована с требованиями режима дня, соблюдение которого охраняет и укрепляет здоровье воспитанников. Охранительный педагогический режим – деловой, спокойный и привычный для ребенка распорядок дня, который своей ритмичностью, последовательностью, систематичностью и разумным чередованием различных видов деятельности способствует сохранению бодрости, активности, рабочего тонуса и предупреждает образование отрицательных эмоций. [3, стр.3]
Основными формами воспитательной работы по оздоровлению воспитанников, обусловленными режимными моментами, являются: физкультминутки, коррекционно-развивающие игры на занятиях, прогулки, подвижные игры, спортивные мероприятия, «Неделя здоровья», утренний и вечерний туалет, спортивные секции.
Комплекс физкультминуток проводится на каждом занятии в зависимости от возраста, задач и индивидуальных особенностей воспитанников. Физкультминутки – это небольшой по интенсивности и времени комплекс упражнений, средство активного отдыха от статических напряжений [2, стр.9].
Физкультминутки способствуют повышению внимания и активности на занятиях. Комплекс упражнений состоит из трех – четырех простых упражнений: сжимание и разжимание пальцев рук, наклоны, приседания, разгибание в позвоночнике с потягиванием. Например: на занятиях по направлению «Спорт и здоровье» проводятся такие оздоровительные минутки, как: «Гимнастика для глаз», «Держи осанку», «Солнышко», «Сотвори солнце в себе», «Упражнения животных». «Деревце».  Проводится самомассаж ушей, кистей рук [2].            
На занятиях проводятся коррекционно-развивающие игры  и упражнения, способствующие развитию психических функций: внимание, память, мышление, воображение, например:
ü «Назови четвертый лишний предмет»;
ü «Проделки Бабы- Яги»;
ü «Собираясь в дальний путь, взять с собою не забудь»;
ü «Правда или нет»;
ü «Угадай слово»;
ü «Четыре стихии»;
ü «Оживление клякс» и т.д.
Систематическая целенаправленная коррекционная работа с ведением игровых форм побуждает воспитанников к более активной речи, общению. Повышает у них настроение.
Для более полноценной реализации всех целей и задач оздоровления детей в программах воспитателей  разработаны занятия по направлению «Спорт и здоровье».
На занятиях используется дидактический материал, связанный с оздоровительной тематикой.  Это могут быть – задания, занимательные задачи, загадки, пословицы,  мудрые мысли, стихи, тексты, интересные факты.
Создание такой системы работы с воспитанниками на занятиях благотворно влияет на формирование ценностей здоровья, здорового образа жизни  [1; 5].
Один раз в четверть проводится «Неделя здоровья». В рамках недели здоровья проводятся такие мероприятия, как: «Зов Джунглей», «Эстафета здоровья», «Конкурс плакатов «Будь здоров», КВН «Твое здоровье».
Еженедельно по пятницам воспитатели во второй половине дня проводят  «Час здоровья.
В своей деятельности воспитатели отводят значительное место мероприятиям по охране жизни и здоровья.  На весь учебный год запланировано  проведение практических занятий и  инструктажей по охране здоровья и жизни детей. 
Правила дорожного движения.
Правила пожарной безопасности.
Правила личной безопасности на улице.
Правила личной безопасности в доме.
Правила безопасности в общественном транспорте.
Правила пользования газовой плитой.
Правила безопасного поведения на воде.
Правила безопасности на железной дороге.
Правила пользования электрическими приборами.
Правила безопасности на льду.
Правила безопасности при общении с животными.
Проведение каждого инструктажа или занятия фиксируется в журнале группы.
Одним из компонентов здоровьесберегающих технологий является «деревотерапия». В современном мире ежедневно дети подвержены риску психологического травмирования, поэтому ребенок ежедневно нуждается в психологической поддержке. Опираясь на опыт коллег, я пришла к выводу, что данный вид терапии необходим для работы с нашими детьми. Поскольку целью данной терапии является снижение повышенной активности и перевозбудимости детей. Положительным моментом является то, что этот вид терапии проводится индивидуально с каждым ребенком.
Соприкасаясь со стволами деревьев,  дети успокаиваются, получают заряд положительной энергии, но самое главное негативных эмоций становится меньше.
Эту процедуру я провожу, опираясь на памятку. Каждый воспитанник выбрал свое дерево, от которого он почувствовал положительную энергию.
Значительную часть в воспитательной работе отводится прогулкам. Во время прогулок в природу можно всесторонне развивать ребенка. Воспитывать у него многие положительные качества, которые будут нужны ему в жизни. На прогулках ребенок закаляется, чем больше он бывает на воздухе, тем он становится крепче физически. Подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость. Наиболее эффективно проведение подвижных игр на  свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе  усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается  поступление кислорода в кровь.  Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей:  улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Игры подбираются с учетом времени дня, условий проведения, возраста детей, а также в соответствии с поставленными задачами. Ребята любят играть в такие игры, как: «Дай ответ», «Блуждающий мяч», «Кто быстрее?», «Круглый хрящик», «Успей поймать», «Шлепанки» и др. Движения во время игр и труда на свежем воздухе развивают мышцы ребенка, укрепляют его нервную систему [4; 5].
С раннего возраста дети должны знать, что посильный каждодневный труд повышает жизнеспособность человеческого организма. Трудовая деятельность (ОПТ – общественно-полезный труд) является тонизирующим фактором, способствующим улучшению самочувствия и состояний здоровья. Во время проведения ОПТ ребенок оберегается от травмирующих раздражителей и этим оздоравливается нервная система и весь организм, во-вторых, воспитанник включается в посильную трудовую деятельность, через что стимулируются и тренируются его здоровые качества и ослабляются недостатки.
В работе воспитателя довольно много времени уделяется привитию детям прочных навыков личной гигиены. Утреннему и вечернему туалету ребята обучаются согласно памятке.
Каждый ребенок  имеет  зубную пасту, щетку, мыло, полотенце, мочалку, чтобы работа по формированию навыка могла осуществляться ежедневно. Навыки личной гигиены необходимо закреплять и в домашних условиях, чтобы ребенок осознанно выполнял необходимые процедуры [4]. Для этого провожу с родителями консультации, беседы.        
Одной из поставленных задач для реализации проекта является организация  и проведение спортивных праздников и соревнований с участием родителей и педагогов.
Уже несколько лет в школе-интернате функционируют спортивная секция, а также на протяжении нескольких лет воспитанники являются активными участниками областных соревнований по программе Специальной Олимпиады.
В феврале 2013 – 4 воспитанника участвовали в первенстве по лыжным гонкам, по легкой атлетике и сегодня играют и борются за призовые места по мини-футболу.  
Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, умение действовать в коллективе сверстников – вот те основные воспитательные задачи, которые реализует педагогический коллектив школы-интерната.

Автор: Тамара Егоровна Хатькова «Камышловский гуманитарно технологический техникум» СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ, ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ» г.Камышлов

Автор: Тамара Егоровна Хатькова

  • 20.05.2016
  •   Просмотров: 1 143

«Мастерклассы» © 2011-2016.

Комментариев к новости "«Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе»" Уже: 0