Развитие мелкой моторики в младшей группе 3-4 г.

Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, пространственное восприятие,  воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. 

Важным компонентом в развитии мелкой моторики рук  является  использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

По мнению итальянского педагога Марии Монтессори, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире. Формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно. 

С помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формированием самостоятельности ребенка.

От того, насколько ловко ребенок научиться управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, речь.

Начиная работу в группе детей младшего возраста, я обратила внимание на то, что не у всех детей в достаточной мере сформированы такие важные навыки, как координация, сенсорика, ловкость. Большая группа детей быстро утомлялась. Движения детей отличались неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Большинство детей испытывают  затруднения в овладении навыками самообслуживания.

Также дети испытывают  сложности в продуктивной деятельности: в работе с ножницами, лепке. Рисунки выполнялись нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур предмета. Недостаточное развитие мелкой моторики проявлялось в походке, ручной деятельности и  развитии речи.

 В группе  создана предметно – развивающая  среда  для развития мелкой моторики, методических рекомендаций для педагогов и родителей по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста, картотеки пальчиковых игр, и.т.д.

Она представлена следующими компонентами:

  1. игры-шнуровки;
  2. контейнеры с разнообразным материалом: трубочки для коктейля, бусины, прищепки, шнурки с узелками;
  3. природный материал: камешки, ракушки, различные семена, плоды, листья;
  4. мозаика;
  5. конструктор;
  6. разрезные картинки
  7. пальчиковый, театр;
  8. дидактические игры с пуговицами, липучками, молниями;
  9. пирамидки, вкладыши различного типа,

Имеющийся материал расположен таким образом, что  дети могут свободно, по интересам  выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали в совместной деятельности с воспитателем, но и проявлять  свое творчество, а так же заканчивать начатую игру, работу, реализовывать свои замыслы.

Работа с детьми организуется как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в вечернее время.

Для достижения поставленных задач используются различные формы работы:

- В совместную деятельность воспитателя с детьми включаются цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей.
- В индивидуальную работу с детьми – задачи по развитию социальных навыков, освоения разных видов деятельности. Создавался микроклимат, отношения между ребенком и взрослым.

Свободная самостоятельная деятельность детей обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.

В своей работе по развитию мелкой моторики рук я использую традиционные  технологии.

Традиционные:

самомассаж кистей и пальцев рук
пальчиковые игры и упражнения
пальчиковая гимнастика
пальчиковый театр
игры с предметами (мозаика, пазлы, пирамиды, шнуровка)

Продуктивная деятельность - можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для малышей при помощи обычных предметов домашнего обихода.

Игры с прищепками, пуговицами -  развивают мелкую моторику, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.

Вкладыши, пирамидки - многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И дети не теряют к ним интереса.
«Мозаика», «Конструктор» - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Во время игры ребенок   проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.

В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Делается это в форме массажа (поглаживание кистей рук от кончиков пальцев к запястью) и упражнения (сгибание и разгибание каждого пальца по отдельности). Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Используя данную систему с целью развития мелкой моторики рук детей  младшего дошкольного возраста я добиваюсь  определенных результатов  и проявлении интереса детей к различным видам деятельности.

Подготовила воспитатель
ГБДОУ №25 Пушкинского района
Гришина Е.В.

Добавить комментарий | Комментариев к новости "Развитие мелкой моторики в младшей группе 3-4 г." уже 0:

Интересное в сети:

  • Источник: https://masterclassy.ru
  • 24.03.2018
  •   Просмотров: 1 685

«Мастерклассы» © 2011-2017.

Комментариев к новости "Развитие мелкой моторики в младшей группе 3-4 г." Уже: 0