» » » Конспект НОД по синтезу искусств в старшей группе ДОУ. Блокада Ленинграда

Конспект НОД по синтезу искусств в старшей группе ДОУ. Блокада Ленинграда


Предлагаем вашему вниманию конспект  НОД по синтезу искусств в старшей группе ДОУ по теме «Блокада Ленинграда». 
 
Цель: знакомство детей с героической историей Ленинграда в годы блокады через различные виды  искусства.

Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить детей с творчеством композиторов А.Александрова и Д. Шостаковича
  • Формировать представления детей  о влиянии музыки на настроение человека
  • Расширять, закреплять представления детей о Великой Отечественной войне, о героизме людей блокадного Ленинграда
 
Развивающие:

  • Развивать нравственно-патриотические чувства у детей дошкольного возраста через искусство
  • Продолжать обогащать и расширять словарный запас детей по теме: «Война»
  • Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук, через работу с пластилином.
 
Воспитательные:

  •  Воспитывать уважение к людям старшего поколения, ветеранам ВОВ, воинам Российской армии
  • Воспитывать любовь к Родине, к родному городу
  • Продолжать воспитывать у детей умение выслушивать ответы своих товарищей до конца.
 
Словарная работа: расширение словаря детей по теме: «Война»
 
Предварительная работа:

1. Проведение бесед с детьми, просмотр презентаций о Великой отечественной войне
2. Чтение познавательной и художественной литературы по теме и рассматривание иллюстраций.
3. Организация совместно с родителями выставки детского рисунка по данной теме
4. Слушание песен военно-патриотической тематики.
5. Заучивание стихов о войне и победе.
6. Создание «Книги памяти», совместно с родителями.

Оборудование:

  • Ноутбук, 
  • слайд-программа, 
  • мультимедиа-проектор, 
  • колонки,
  • экран, 
  • доска. 
  • Заготовки для изготовления звезд "Памяти", 
  • пластилин, 
  • выставка книг и картин по теме НОД. 
 

 НОД по синтезу искусств «Блокада Ленинграда»

 
Дети входят в зал (под фонозапись песни Т. Андрейченко «День Победы»). Маршируя, проходят по залу, усаживаются на стульчики. 
(На экран демонстрируются слайды с видами Санкт-Петербурга):
Воспитатель: Какой город изображен на экране?
Ответ  ребенка: на экране изображен город Санкт-Петербург
Воспитатель: Правильно. Раньше называли этот город герой - Ленинград. Герой – это почетное звание для человека. Но только в нашей стране есть Города-герои. Сегодня мы вам расскажем об одном таком городе герое и вы узнаете за что он получил такое почетное звание.
Воспитатель:  -Почти 70 лет назад на нашу страну напал враг, фашисты. Было это 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная вона. Цель у врагов была одна захватить нашу страну, стереть многие города с лица земли. Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов фашисты направили на город Ленинград, чтобы стереть его с лица земли.
 
Воспитатель: Немцы 8 августа 1941 года окружили город, взяли его в плотное кольцо, были перекрыты все выходы и входы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания

Горят склады.
В огне пожаров Ленинград.
Пришел он – первый день блокады.
Все ближе полчища врагов.
Сегодня утром пала Мга – 
И все отрезаны дороги.
В кольце, в осаде Ленинград.

Блокада – заключается не только, в том что перекрыты все выходы и входы, люди оказываются очень тяжелых условиях внутри города. 900 дней в огненном кольце, в тисках беспощадного голода. 3 зимы без топлива, воды, электричества.
Воспитатель: - Посмотрите вот как военные фотографы видели жизнь простых людей в блокадном Ленинграде.
Дома не отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие железные печки
- времянки, выводя трубы в окно, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. Но даже в самые сильные морозы люди не трогали деревья, сады и парки они сохранили для нас с вами. В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева и на санках через весь город возили ее. 
 
Воспитатель: 
Вот как художники передали ту атмосферу, которая царила в городе и показывая  правду о жизни и стойкости ленинградцев в борьбе  за свой город и за свою жизнь в своих картинах.
Воспитатель: С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Единственным продуктом был хлеб, но его не хватало. Хлеб не был таким свежим, мягким, белым, какой мы едим сейчас. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, целлюлозы. Он был клейким, похожим на глину, но люди ели, потому что знали: другой еды не будет. 
Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм, по карточкам. Блокадная карточка с суровой надписью «при утере не возобновляется». Она была дороже денег.
- Как вы думаете, почему карточка была дороже денег?
ответ  ребенка: если карточку  потерять, то не получишь больше ни одного кусочка хлеба и умрешь с голоду
Воспитатель: Вы все сказали правильно. Поэтому самым вкусным и сладким для них была не конфета, а крошечный кусочек хлеба
Давайте сравним наше меню и меню детей блокадного Ленинграда.
- Расскажите, что вы ели сегодня на завтрак, что у нас будет на обед, ужин?
Давайте прочитаем меню детей блокадного Ленинграда:  хлеб – утром, на обед остатки хлеба, кружка кипятку, ложка жиденькой каши, хлеб, кисель из столярного клея – ужин.
Воспитатель: - В таких страшных условиях росли дети Ленинграда голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб, у них  было особое военное блокадное детство. На ровне со взрослыми работали на заводах, очищали город от мусора, носили воду с реки, тушили зажигательные бомбы.

За свой недолгий путь земной
Узнал малыш из Ленинграда
Разрывы бомб, сирены вой
И слово страшное – блокада.

(Коковкина Е. Н.)
Воспитатель:  У многих ленинградских детей не стало в те дни дома, семьи. Воспитанием детей даже иногда занимались солдаты.
Звучит песня «Орленок»
 Воспитатель: Город регулярно, по несколько раз в сутки обстреливали с воздуха. И тогда люди слышали такой сигнал
(звучит запись воздушной сирены). 

Воспитатель: А после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома. 
(звучит запись метронома).
- Что вам напоминает этот звук?
ответы детей: он напоминает  звук биения сердца

Воспитатель: звук метронома напоминал всем, что жизнь продолжается. В тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Все 900 дней и ночей он сообщал о том, что город живет, дышит, что Ленинград не сдался. 
 
Воспитатель: не смотря, что город находился в плотной блокаде, люди не падали духом. Город жил своей жизнью взрослые блокадного Ленинграда вечером пели песни, а дети читали книжки, играли в разные игры. Давайте и мы с вами немного поиграем в хороводную игру
Хороводная игра «Кулик»
 
Воспитатель:  единственной связующей нитью была дорога жизни, которая связывала блокадный Ленинград с Большой землей, шла она по воде, а с наступлением холодов – по льду Ладожского озера, доставляли по ней продукты, теплые вещи, так необходимые ленинградцам, вывозили раненных и детей. Передвигаясь по дороге жизни солдаты проявляли мужество, героизм, рисковали жизнью.
Воспитатель: 18 января 1943 года силами блокада была прорвана, а 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. После войны в Ленинградской области на дороге Жизни поставили много памятников. За это город был удостоен звания Города – героя,после войны был награжден Золотой Звездой
 
Мы будем помнить тех, кто воевал,
Мы будем помнить тех, кто защищал.
Мы помним тех, кто обеспечил мир,
Свободу и покой нам подарил.
Мы будем помнить,
- вторит вся страна,-
Героев тех, что забрала война.
 
Мы никогда не забудем и всегда будем помнить тех кто совершил этот славный подвиг. Сегодня мы с вами начнем  делать из пластилина звезды «Памяти», на следующем занятии мы продолжим их делать, 9 Мая когда вы пойдете на парад каждый из вас подарит эту звездочку ветерану.
 Практическая часть: звезда «Памяти»
Послушайте внимательно, что вам необходимо сделать:
- Сегодня, мы с вами с помощью пластилина сделаем только серединку ваших звездочек, Пододвиньте к себе тарелочку с пластилином и приступайте к работе.
Итог: благодаря художникам, поэтам, фотографам, музыкантам мы можем прочитать, услышать, увидеть и почувствовать все, что чувствовали они в блокадном Ленинграде.
Их произведения представляют собой не просто стихи, песни, фотографии, картины, рисунки, теперь они – подлинные документы истории, которые хранят память о тех страшных  900 днях блокадного Ленинграда и её героях, погибших ради жизни на земле!

- Огромное спасибо. Занятие окончено.
 
Авторы: Дурова Татьяна Геннадьевна, (музыкальный руководитель) и Васильева Елена Васильевна (воспитатель), МБДОУ №9 "Белоснежка" Свердловская область, город Лесной



Автор: Дурова Татьяна Геннадьевна, Васильева Елена Васильевна




Добавить комментарий
| Комментариев к новости "Конспект НОД по синтезу искусств в старшей группе ДОУ. Блокада Ленинграда" уже 0:

Читайте также
Добавить комментарий:
Введите код с картинки:*
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив