Наши мастер-классы своими руками помогут вам стать настоящими рукодельницами и сделать различные поделки, оригами, декупаж и бисероплетение. Здесь вы найдете подробные мастер классы вязания и скрапбукинга. Узнаете как сделать необыкновенные изделия из пластика и пластиковых бутылок, как сшить куклу Тильду, найдете схемы вязания и бисероплетения.


Коррекция нарушений слоговой структуры слова







КОРРЕКЦИЯ  НАРУШЕНИЙ  СЛОГОВОЙ  СТРУКТУРЫ  СЛОВА




А) Этапы коррекционной работы

I. Подготовительный этап

1.Создание фонетической базы – овладение произношением всех гласных, а также согласных звуков раннего онтогенеза (М, Н, Б, П, В, Ф, Д, Т, Г, К , Х и их мягких вариантов), исправление имеющихся нарушений голоса, темпа, тембра и т.п.
2.Создание фонематической базы – способность к воспроизведению:
?сочетаний гласных звуков (АУИ, АОУИ, УОИА и пр.);
?слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками (ТА – ТО - ТУ, ПЫ – ПУ - ПА);
?слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками (ПА- КА – ТА, ДО – БО – ГО);
?слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по звонкости – глухости (ДА – ТА, ПА – БА);
?слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по твердости – мягкости (ТА – ТЯ, ПА – ПЯ);
?слов, близких по звуковому составу (БОК – БАК – БЫК).

II.Этап формирования слоговой структуры слова.

На этом этапе в качестве вспомогательного средства используются зрительные и жестовые символы звуков.
Для повторения ребенку даются слова с легко произносимыми звуками. Слова с труднопроизносимыми фонемами предлагаются только для восприятия.

1-я ступень. Соотнесение звучания слов со зрительными символами гласных звуков, моделирующими их слоговой контур.

2-я ступень. Воспроизведение сочетаний слогов со стечением согласных звуков.

3-я ступень. Проговаривание слов (и их сочетаний), содержащих стечения согласных звуков.

III.Этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова.

На этом этапе предлагаются тексты, содержащие звуки, которые в начале обучения могли употребляться неверно (шипящие, Л, Р, Р’). Подразумевается, что к началу данного этапа логопед уже исправил их произношение. В противном случае приступать к многократному повторению и заучиванию текстов не рекомендуется, т.к. дефектное произношение стойко закрепляется.
Отраженное проговаривание и заучивание:
?слов, словосочетаний и предложений,
?рифмовок и стихов,
?скороговорок,
?рассказов.

IV.Заключительный этап.

Предполагается, что ребенок должен владеть правильным произношением всех звуков речи.
Использование полученных навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи:
?составление рассказов по опорным словам,
?описание предметов,
?придумывание конца или начала к рассказу педагога,
?сравнение объектов,
?диалог на заданную тему,
?рассказывание по воображению,
?придумывание сказок по набору игрушек
и т.п.

Б) Основные принципы коррекции нарушений слоговой структуры слова

?Непременным условием для начала работы по коррекции слоговой структуры слова является наличие фонетико-фонематической базы, то есть определенного уровня развития фонематического восприятия и произносительных навыков.
?В начале обучения ребенку предлагаются упражнения со словами, содержащими только правильно произносимые звуки.
?По мере усложнения речевого материала для коррекции нарушений слоговой структуры (от слогов к словам, предложениям, а затем к стихам и рассказам) расширяется и звуковая палитра используемых слов. Сначала это звуки раннего онтогенеза, затем свистящие, шипящие, звук Р, и, наконец, различные их комбинации.
?На этапе формирования слоговой структуры весь речевой материал ребенок проговаривает отраженно, вслед за взрослым. На этапе закрепления навыков воспроизводятся заученные стихи, скороговорки, рассказы. На заключительном этапе навыки точного воспроизведения слоговой структуры слова окончательно автоматизируются в самостоятельной речи (составление предложений, рассказов, диалог на заданную тему и пр.).
?При формировании слоговой структуры в качестве вспомогательного средства используются зрительные и жестовые символы звуков (см.: Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4-х лет к обучению грамоте. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000).
?В случае возникновения у ребенка затруднений слогового состава слово произносится медленно, раздельно по слогам, при одновременном отхлопывании его слогового контура.
?Значение слова уточняется до начала его послогового проговаривания. При многократном повторении в ходе отработки слогового состава параллельно происходит закрепление его значения. Для этого слово включается в различные предложения до полного усвоения его семантики и слогового состава.



Развитие слогового анализа и синтеза у детей с нарушениями чтения и письма. (//Дефектология. – 2002. - №3. – стр. 66-68.//)  Е.А. Малей.

Устранение дисграфий и дислексий предусматривает систему работы  по развитию звукового анализа речевых единиц:
Анализ предложений на слова и синтез слов в предложении;
Слоговой анализ и синтез;
Фонематический анализ и синтез.
Для усвоения навыка чтения и письма большое значение имеет умение разделять слово на составляющие  его слоги. Значимость слогового анализа обусловлена тем, что на начальных этапах ребёнок учится сливать звуки в слоги, синтезировать слоги в слова и на основе этого объединения узнавать слова. Слоговой анализ помогает более эффективно овладеть звуковым анализом слова.
В процессе письма дисграфики пропускают гласные буквы даже в ударной позиции. Это связано с тем, что при опоре на проговаривание, шёпотное или внутреннее, согласные кинестетически  воспринимаются более чётко, чем гласные. При слоговом анализе опора делается на гласные звуки.
Степень сложности слогового анализа зависит от характера слогов.  Детям легче выделять открытые слоги, так как в них звуки более тесно слиты в произношении, чем в обратных и закрытых.. Закрытый слог труднее в произносительном плане, так как звуки менее слиты в произношении и более независимы друг от друга.  Вследствие этого разделить обратный или закрытый слоги на составляющие звуки легче и при делении дети часто видят в одном слоге два слога, называя отдельный звук (а-р-буз).
В логопедической работе следует уделять особое внимание выделению обратного и закрытого слогов как единого целого. Процесс формирования слогового анализа и синтеза должен проходить поэтапно. Сначала при делении слов на слоги используются конкретные движения:
Отхлопывание слова по слогам;
Отстукивание;
Произнесение слов по слогам с одновременным движением рук;
Произнесение слов по слогам с одновременным движением головы влево-вправо;
Восприятие движения нижней челюсти ладонью.
В дальнейшем идёт опора на гласные звуки и буквы. Умение выделять гласные звуки в словах на слух и зрительно позволяет устранить и предупредить ошибки на пропуск гласных, на наращивание слогов.
С целью более эффективного формирования умения определять слоговой состав слова с опорой на гласные необходима предварительная работа по дифференциации гласных и согласных, выделению гласных из слова. Эта работа начинается с уточнения представлений об акустических и произносительных признаках гласных и согласных звуков. Учащиеся должны знать, что гласные и согласные различаются по способу образования и артикуляции. Для закрепления изолированных звуков можно использовать световые сигналы: красный и синий кружки. Задания,  способствующие процессу формирования слогового анализа и синтеза
1. Выделение гласного звука из слогов различной структуры:
АХ,  УС,  МА,  ДА,  КРА,  АСТ,  ЗОВ.

Рекомендуются  следующие задания:
Назвать только гласный звук;
Поднять букву;
Записать только гласные буквы;
Придумать слог с данной гласной;
Определить место гласного звука;
Придумать слог, в котором гласный на заданном месте.

Выделение гласных звуков из  слова.  Вначале предлагаются односложные слова различной структуры типа: ус, на, мак, волк, двор, мир. Ученики определяют гласный звук, его место, обозначают место звука на графической схеме.  Затем проводится работа на двусложных и трехсложных словах.


Рекомендуются  следующие задания:
Назвать гласные звуки в словах, произношение которых не расходится с написанием.
Записать по схеме только гласные данного слова: а у а  (капуста).
Разложить картинки под гласными буквами. Сначала дети называют картинки на односложные слова типа: сук, нос, пол. сыр, лес, стул, рак.
Разложить картинки под различными графическими схемами, на которых записаны только гласные буквы: у – а  (му-ха). Предлагаются картинки на двусложные слова: луна, рама, лодка, кошка и т.п.
Придумать слова по предложенным графическим схемам:
и – а         о – о – а         е – о        о – а       ы – а         ы – о          у – а    и т. п.      

Закрепление навыка слогового анализа и синтеза  проводится с использованием  следующих заданий:
Повторить слово по слогам и сосчитать количество слогов.
Определить количество слогов в названных словах и поднять соответствующую цифру. (Даются слова различной слоговой структуры и в случайном порядке).
Разложить картинки в 2 ряда в зависимости от количества слогов в их названии: арбуз, груша, редиска, ворона, берёза, вилка.
Игра «Поезд». Разместить картинки в вагоны 1-2-3, в зависимости от количества слогов.
Назвать слова с заданным количеством слогов по темам: «Деревья»,  «Цветы», «Посуда», «Мебель» и т.д.
Выделить 1-ый слог из названия картинок, записать его. Объединить слоги в слова. Слова в предложения.
Определить пропущенный слог в названии картинки. Например: -ра (тра0, до – га (ро), бел – (ка) и т.д.
Составить слова из слогов, данных в беспорядке.
Определить слово, предложение, данные на слух по слогам.
Вычленить из предложения слова, состоящие из определённого количества слогов.
По сложенной картинке (без предварительного разбора) назвать слова из1-2-3 слогов.
Упражнения с разрезной азбукой
Составить слоги из разрезной азбуки различной структуры: МА  АХ  СТРА  
Изменить порядок звуков в слоге, назвать полученный слог и выложить его из разрезной азбуки: СУ-УС   АМ-МА.
Назвать слоги по таблице и показу:

Составить пары слогов из одинаковых букв: АМ-МА,  УР-РУ,  СТО-СОТ.
Записать слоги, которые начинаются с гласного звука.
Записать слоги, которые заканчиваются согласной или гласной.
Записать под диктовку открытые и закрытые слоги.

Нарушения чтения и письма часто сопровождается большим количеством орфографических ошибок. Это объясняется несформированностью у детей языковых обобщений, неспособностью использовать изученные правила орфографии. В связи с этим полезны упражнения на выделение и определение ударного слога в слове:

Назвать ударный (громкий) слог слова. Вначале ударный слог выделяется интонационно педагогом. Сначала предлагаются слова, которые начинаются с ударного слога  (ёлка, утка, облако, белый, строят, кошка), затем слова с ударением на последнем слоге  (трава, рука, дела, полы). И, наконец, слова с ударением в середине слова  (бумага, одежда, тетрадка).
Длительно протянуть ударный слог.
Назвать ударный слог. Составить графическую схему слогового состава слова и отметить ударение.
Подобрать слова к схемам двусложных слов, в которых ставится ударение на 1-ом или 2-ом слогах.
Разложить картинки под схемами.
Изменить ударение в словах типа:  сова - совы,  глаз - глаза, лиса - лисы, рука - руки. Составить словосочетание с каждой парой слов.
Записать слова и подчеркнуть ударный слог.
Понимание смыслового значения ударения.
a) Прочитать пары слов. Выделить ударный слог и составить словосочетания или предложения.
b) Написать графический диктант: текст записывается одними ударными  гласными:  Осенью идут дожди  -  О   У   И. Воспроизвести текст по памяти.
c) Сгруппировать картинки под цифрами 1-2-3 в зависимости от места ударного слога в слове.

Формирование понимание слогоритмической структуры слов имеет большое значение в работе над устранением дисграфий и дислексий, в общей коррекционной работе с детьми с нарушениями речи.

Последовательность отработки слов различной слоговой структуры
(для детей с задержкой речевого развития)
1. Двусложные слова из 2-х открытых слогов: сова, лоси, вода, лыжи
2. Трёхсложные слова из 3-х открытых слогов:  сухари, малина, голова.
3. Односложные из одного открытого слога: сом, шар, лук, мяч, лес.
4. Двусложные слова с закрытым конечным слогом: лимон, ёжик, дятел, кусок.
5. Двусложные слова со стечением согласных в середине слова: вед-ро, сум-ка, шап-ка, тач-ка, меч-та, пес-ня, бел-ка.
6. Двусложные слова со стечением согласных в середине слова и закрытым слогом: кос-тюм, фут-ляр, ин-дюк, лис-ток, кар-ман
7. Трёхсложные слова с закрытым слогом: те-ле-фон, по-ми-дор, по-да-рок.
8. Трёхсложные слова со стечением согласных в середине слова: ка-пус-та, ба-боч-ка,  ва-реж-ки.
9. Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: куз-не-чик, цып-лё-нок, ви-ног-рад.
10.  Трёхсложные слова со стечениями согласных: кис-точ-ка, мат-рёш-ка, лас-точ-ка, лам-поч-ка.
11. Односложные слова со стечением согласных в начале или в конце: гриб, карп, волк, свет, плот, корт, сбор.
12. Двусложные слова с двумя стечениями согласных:  свёк-ла, звез-да, гряд-ка.
13. Четырёхсложные слова с открытыми слогами: че-ре-па-ха, я-ще-ри-ца.
14. Четырёхсложные слова со стечением согласных в середине слова: не-ва-ляш-ка,  пи-ра-мид-ка, пе-ре-воз-ка.
15. Слова сложной слоговой структуры: экс-ка-ва-тор, ми-ли-ци-о-нер

Последовательность отработки слов различной слоговой структуры
(по Лалаевой Р.И.)

1. Односложные из  открытого и закрытого слога: сом, шар, лук, мяч, лес.
2 Двусложные слова из 2-х открытых слогов: сова, лоси, вода, лыжи
3.  Двусложные слова с закрытым конечным слогом: лимон, ёжик, дятел, кусок.
4. Двусложные слова со стечением согласных в середине слова ( на стыке слогов): вед-ро, сум-ка, шап-ка, тач-ка, меч-та, пес-ня, бел-ка, ут-ка, поч-та.
5.  Односложные слова со стечением согласных в начале: стол, кран, брат.
6.  Односложные слова со стечением согласных в конце слова: сорт, волк, тигр.
7.  Двусложные со стечением согласных в начале слова: бро-ви,  сли-ва, книга.
8.  Двусложные со стечением в начале и середине слова: скрип-ка, прав-да.
9. Трёхсложные (четырёхсложные) слова из 3-х открытых слогов:  су-ха-ри, ма-ли-на, го-ло-ва, че-ре-па-ха.

В работе над закреплением звука в речи надо помнить следующее:

Гласный выделяется из слов, где образует слог из одной буквы (О-ля);
Глухой согласный из конца слова (маК);
Звонкий согласный из положения перед сонором (Друг);
Соноры из конца слова (коМ,  сыР, поЛ, соН)

Свидетельство не может быть выдано из-за низкой уникальности текста



Автор: Лужанская Марина






Добавить комментарий | Комментариев к новости "Коррекция нарушений слоговой структуры слова" уже 0:


Интересное в сети:


  • Источник: https://masterclassy.ru/
  • 03.03.2018
  •   Просмотров: 439


Электронная книга "Лучшие мастер классы по рукоделию".

Для того, чтобы получить книгу, вам нужно просто ввести ваш EMAIL и ИМЯ в форму ниже.

После этого нажмите кнопку “Получить книгу”.


Мы обещаем, что Ваши данные в полной безопасности.
Дополнительную информацию Вы найдёте в наших
Правилах хранения личных данных.

«Мастерклассы» © 2011-2017.
Все статьи на сайте авторские, копирование строго запрещено. При частичном цитировании прямая индексируемая ссылка на сайт «Мастерклассы» обязательна.





Комментариев к новости "Коррекция нарушений слоговой структуры слова" Уже: 0

Внимание! Запрещено использование выражений в нецензурной и оскорбительной форме. HTML-теги и URL запрещены.

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Мы обещаем, что Ваши данные в полной безопасности. Дополнительную информацию Вы найдёте в наших Правилах хранения личных данных.