Внеклассное занятие для детей начальных классов. Экологическая облава
Предлагаю вашему вниманию конспект внеклассного занятия «Экологическая облава» для детей начальных классов. Эта разработка пригодится учителям начальных классов для проведения занятия с детьми 7-12 лет.
Цели:
- Формирование экологической культуры, познавательного, эмоционального и практического отношения к природному и социальному окружению; интенсивное накопление знаний об окружающем мире.
- Развитие экологической культуры младших школьников на основе самостоятельного выбора линии поведения в окружающем мире.
- Воспитание нравственных качеств ребёнка на примере бережливого, внимательного отношения к природным объектам.
Оборудование:
- На доске: плакат «Экологическая облава»; «живая картина»- «Лето»; фонограммы голосов птиц.
- У детей: у командира отряда «Голубые береты» - голубая солдатская фуражка; у командира отряда «Зелёные листья» - зелёная солдатская фуражка.
- Таблички: на столе педагога – «Экологический ОМОН», у жюри – «Штаб лесничеств».
- Карандаши простые,
- фломастеры,
- коробки,
- пластиковые бутылки для кормушек,
- нитки,
- ножницы.
Организационный момент. Сообщение темы и целей внеклассного занятия для детей начальных классов.
Педагог: Облава-это операция по выявлению и задержанию правонарушителей, по наведению порядка. Такие операции проводят люди в форме и с оружием (военные, милиция). А у нас с вами «Экологическая облава». Будем проводить операцию на природе, устранять непорядок в лесу, выявим правонарушителей. Вы – бойцы экологического фронта. Из штаба экологического ОМОНа вам будут поступать задания для проведения операции. А штаб лесничеств будет вести наблюдение за ходом экологической облавы.
В экологический ОМОН (отряд милиции особого назначения) поступила телеграмма: «Наведите порядок в лесу. Дежурным штаба экологического ОМОНа назначается педагог дополнительного образования. Будь природе другом! Лесничий главного лесничества Сорокин».
Бойцы, на поверку стройся!
Отряд: «Голубые береты».
Девиз: «Много воды – много травы!»
Отряд: «Зелёные листья»
Девиз: «Нас найдёшь на дереве, на клумбе и на грядке».
Педагог: Отряды! Займите свои боевые позиции.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать.
Будем вместе развивать
Качество «внимательность»,
А поможет всё узнать
Ваша любознательность.
Ну а так как все мы люди,
То сотрудничать мы будем,
И обязанности сами
Вы поделите с друзьями.
Только вместе, только дружно
Изучать природу нужно.
Лишь тогда пора в поход,
Лишь тогда нам повезёт!
ОСЕНЬ.
Ситуация «Грибное лукошко». Девочка в костюме Осени. Раскидывает из корзины сухие листья. В центре – декорации лесной полянки.
Жёлтые листья на солнце горят,
Радует всех этот пёстрый наряд.
Посмотрим вокруг!
Сколько людей бродит в лесу!
Что же они собирают?
Педагог: С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает – повезло.
Что это? (Грибы).
- Разгадайте загадки, впишите отгадки в кроссворд. Найдите, что лишнее в грибном лукошке?
1. На пеньке живёт семья:
Мама, папа, брат и я;
Дом один у нас, а крыша
Есть у каждого своя. (опята)
2. Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек,
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай,
Это ………(сыроежки).
3. Стоит Антошка на одной ножке,
Кто мимо пройдёт, тот ему поклон отдаёт.( гриб)
4. Стоит в шапке дед:
Дождя давно уже нет,
А шапка мокра,
Как рыбья икра
И снизу вся в дырах. (маслёнок)
5. Растут на опушке
Рыжие подружки.
А зовут их…..(волнушки).
6. Очень дружные сестрички
Ходят в рыженьких беретах.
Осень в лес приносит летом
Золотистые …… (лисички).
7. Под старой сосною,
Где склонился пень-старик,
Окружён своей семьёю,
Первым найден ……(боровик)
Педагог: Посмотрите-ка, ребятки,
Тут - лисички, там - опята,
Ну а это на полянке
Ядовитые …..поганки.
- Ребята, а что вы знаете о поганках?
Дети: Бледная поганка – самый опасный из всех грибов, самый ядовитый. Этот гриб не едят даже черви.
- Знаете ли вы, что малые дозы бледной поганки в старину использовали для борьбы со страшной болезнью – холерой.
- Какие ещё ядовитые грибы можно встретить в лесу?
- Почему мухомор так назвали? (Яд мухомора вызывает удушье, обмороки; мухоморы используются как средство для уничтожения мух.)
- Расскажите правила сбора грибов.(ответы детей)
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…….
1. Белка заготавливает на зиму до 600граммов сухих грибов.
2. Быстрее всех трубчатых грибов растёт подберёзовик, по4-5см в сутки.
3. Во время ВОВ, когда полевым госпиталям не хватало перевязочного материала, медсёстры собирали трутовики – они успешно заменяли вату.
- Ребята, как вы поступите, если вам попадутся ядовитые грибы?
Если грибы ядовиты для человека, то совсем не обязательно, что они ядовиты для животных – им-то ядовитые грибы как раз могут пригодиться: белкам, лосям, кабанам, оленям. Так что не стоит пинать ногой красавец – мухомор. Пусть он лес украшает и животных от болезней лечит.
ЗИМА.
Девочка в костюме Зимы. Сыплет «снег» на землю. Он нарезан из конфетных обёрток.
Славный снег! Какая роскошь!
Всё, что осень обожгла,
Обломила, сокрушила,
Ткань густая облегла.
Эти светлые покровы
Шиты в мерку, в самый раз
И чаруют белизною
К серой мгле привыкший глаз.
Неспокойный резкий ветер –
Он закройщик и портной –
Срезал всё, что было лишним,
Свеял на землю долой.
Педагог: Их стихия – небо. О ком это? (о птицах)
- Кто такие птицы? (Животные, тело которых покрыто перьями)
Птицы – это красота и тайна. Почему их так назвали?
Кукушка – поёт «ку – ку»
Зеленушка – цвет оперения
Мухоловка – питается мухами
Камышёвка – живёт в камышах
Трясогузка – трясёт хвостом
Вертишейка – вертит шеей
- Что для птиц страшнее: холод или голод? Докажите!
- Сделайте кормушку. (из пластиковых бутылок или коробок)
Звучит фонограмма «Голоса птиц»
Педагог: Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Вам встречать весну.
ВЕСНА.
Девочка в костюме Весны поливает лесную полянку из лейки.
Я Весна – красна,
Бужу землю ото сна.
Наполняю соком почки,
На лугах ращу цветочки.
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу –
Людям радость я несу.
С приходом весны многие птицы образуют пары. У каких-то птиц «брачный союз» длится вечность (например, лебеди), у других – всего 1 сезон.
Образуйте птичьи пары:
Перепел – (перепёлка)
Голубь – (голубка)
Утка – (селезень)
Индюк – (индейка)
Петух – (курица)
Скворец – (скворчиха)
Ворон – (ворона)
Орёл – (орлица)
Тетерев – (тетёрка)
Глухарь – (глухарка)
Гусь – (гусыня)
- Ребята, представьте, что мы на лесной опушке. Тихо кругом..Так много интересного в лесу! Нужно только уметь смотреть и наблюдать – и лес откроет свои тайны. Я предлагаю вам игру «Узнай меня».
Дети выходят к ширме, к которой прикреплены изображения животных. Вместо мордочки животного – круглое отверстие. Участники приставляют свои лица к отверстию с обратной стороны и задают вопросы, помогающие отгадать изображённое животное:
- Я хищное или травоядное животное?
- У меня когти или копыта?
- У меня шерсть пушистая или гладкая?
- У меня короткий или длинный хвост?
- Я большой или маленький? и т.д.
Получив ответы на свои вопросы, участники должны назвать, кто же изображён на рисунке.
ЛЕТО.
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна,
Значит, это уже лето!
Значит, кончилась весна!
Ситуация «Привал в лесу»
Педагог: Ребята долго ходили по лесу и проголодались. У них есть бутерброды. Котелок. Рядом журчит ручеёк – ключик. Хорошо бы пообедать!
Лес расстелил полянку, словно зелёную скатерть. Лес принял их как гостей…
Посмотрите, что осталось после отдыха гостей на лесной поляне! (На доске картина «Лето». На ней с помощью магнитов прикреплены изображения костра, еловых веток, консервных банок, бумажек, костей…)
На траве валяются бумажки, пустые консервные банки, куски хлеба. Чёрной прогалиной зияет выгоревшая от костра площадка. Рядом – гора сухих еловых веток, которые были сорваны с ближайшей ели, чтобы было мягко и удобно сидеть. Огонь костра сжёг корни и ветви соседнего дерева. Вот так отдохнул « гость природы»! Сам – то отдохнул, а сколько вреда нанёс лесу и его обитателям.
- Какие ошибки допустил «гость природы»? (Запачкал поляну, выжег костром огромную площадку, погубил травы, насекомых, навредил елям.)
- А ещё? Посмотрите, какую «память» о своём походе оставил «гость леса». Он сделал надпись ножом на белоствольной коре: «Здесь был Вася». И по коре раненой берёзы потекли, как слёзы, капли сока. После этого «гость леса» поскорее покинул искалеченную поляну. Почему? Может быть, стыдно стало? Или, может быть, испугался, что его увидят другие люди и накажут? Или потому, что на лесной поляне стало неуютно и некрасиво?
- А смогли бы вы исправить ситуацию на лесной поляне? Как? (Дети убирают «мусор» с картины.)
-Полюбуйтесь, как приятно гулять в таком лесу.
Итог внеклассного занятия «Экологическая облава»:
Педагог: Кто же чаще всего является правонарушителем в природе? Кого человек наказывает?
Дети, передавая из рук в руки глобус, читают стихи.
Смотрю на глобус – шар земной,
Вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
Остановил олень свой бег:
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги.
Ты береги нас, береги!
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
Я сберегу вас, сберегу.
Автор: Соскина Елена Викторовна, педагог дополнительного образования в бюджетном учреждении Омской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Большеуковского района".