» » Рабочая программа «Ознакомительный курс фортепиано для детей и взрослых»

Рабочая программа «Ознакомительный курс фортепиано для детей и взрослых»


Рабочая программа «Ознакомительный курс  фортепиано для  детей и взрослых»
Содержание:
1.Пояснительная записка.
2. Срок реализации программы.
3.Форма и режим  проведения занятий.
4.Ожидаемые результаты.
5.Методы обучения.
6.Учебный план рабочей программы  «Общий курс  фортепиано для  участников Летней творческой академии»
7.Учебно-тематический план.
8.Условия реализации программы.
9.Содержание программы.
10.Методическое обеспечение программы.
11.Примерный список нотной литературы.
12.Приложения 1,2.
 
Пояснительная записка
Рабочая программа «Ознакомительный курс  фортепиано для  детей и взрослых» направлена на знакомство с инструментом «фортепиано» детей и взрослых, которые не обучаются в детской школе искусств, но выразили желание пройти краткий курс обучения на инструменте.
По своему направлению программа является развивающей.
Актуальность программы заключается в личностно-ориентированном подходе к каждому ученику независимо от возраста и музыкальных данных.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе её освоения у детей и взрослых должно развиться желание заниматься музыкой   в качестве любителей фортепианного искусства.
Новизна программы заключается в новой структуре учебного плана и в новых сроках освоения данной программы.
Программа предполагает применение здоровьесберегающих приёмов и методов:
гимнастика для корпуса;
гимнастика для рук;
пальчиковая гимнастика.
Цель программы:
дать первоначальные представления об инструменте;
показать первоначальные навыки владения инструментом.
Задачи программы:
способствовать развитию фантазии и образным представлениям;
показать элементарные навыки игры на фортепиано;
мотивировать участников академии  к   домашнему  и досуговому музицированию.
Срок реализации программы
Программа  «Ознакомительный курс  фортепиано для  детей и взрослых»  реализуется в течение 5 уроков.
Форма и режим  проведения занятий
Основной формой учебной работы является индивидуальный урок. Также может быть использована форма ансамбля с преподавателем. Время проведения урока – 40 минут.
Ожидаемые результаты
В результате реализации данной программы участники академии должны иметь  представления о музыкальном инструменте, нотной грамоте, о приёмах игры на фортепиано и приёмах и методах творческой работы (подбор, транспонирование, досочинение).
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач программы педагогом используются следующие методы обучения:
показ (принесёт большую пользу и участнику и педагогу в налаживании необходимых удобных игровых движений, в выработке правильной посадки за инструментом, в умении достичь верного звукоизвлечения и т. п.);
диалог (участник-педагог);
ознакомление (прослушивание музыкального материала);
прослушивание видео- и аудио записей (возможность услышать изучаемое в исполнении мастеров). 
Учебный план рабочей программы
Всего часов
уроки
I
II
III
IV
V
Количество часов
1
1
1
1
1
всего 5 часов
Учебно-тематический план
«Ознакомительный  курс  фортепиано для  детей и взрослых»
Номер урока
Содержание и виды работы
1урок
 Знакомство с инструментом, основные жанры фортепианной музыки, знакомство с нотной грамотой, формирование творческих навыков, упражнения для развития координации на инструменте.
2урок
Организация игрового аппарата, изучение клавиатуры, подбор по слуху музыкальных попевок, транспонирование. Гимнастика для корпуса и рук.
3урок
Продолжение изучения нотной грамоты, клавиатуры, подбор по слуху, досочинение,  игра упражнений на постановку игрового аппарата.
4урок
Работа в нотной тетради, игра в ансамбле с преподавателем без знания нотной грамоты, пение под аккомпанемент преподавателя. Гимнастика для пальчиков.
5урок
Творческие задания с использованием приёма досочинения, подбор на слух, транспонирование,  игра на инструменте простейших одноголосных мелодий по нотам и в ансамбле с педагогом.
Подведение итогов в форме прослушивания выученных и подобранных по слуху простейших мелодий.
 
Условия реализации программы
Кабинет с фортепиано, стул, репертуарные сборники.
Содержание программы
Основное содержание программы строится на музыкальном материале для подбора на слух, транспонировании, досочинения мелодий. Научить играть на инструменте за пять уроков не возможно, а показать способы творческой работы и применение их в домашних условиях на конкретном музыкальном материале реально.  
Методическое обеспечение программы
1. Богатырева, Е. Е. Ансамблевое музицирование как средство оптимизации учебного процесса в инструментальном классе с учащимися подросткового возраста; МБОУ ДОД Детская музыкальная школа №1 им. М.П.Мусоргского. - URL: http://samlib.ru/l/luchinina_o/pianoteaching.shtml
2.Баренбойм Л. «Путь к музицированию».- Л., 1981.
3.Тургенева Э. «О некоторых вопросах развития творческих способностей учащихся в классе фортепиано».
Примерный список нотной литературы
1.Барабошкина А.«Практическое пособие для развития музыкального слуха»  2. Борухзон Н., Л. Волчек «Азбука фортепианной фантазии» в 6 тетр. – Спб.: «Композитор», 2012, 44 с.
3.Ляховицкая «Задания для развития навыков» М.,1974.
4.Ляховицкая С.Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре. Л. "Музыка", 1975 г.
Приложение 1
Примерный  репертуарный список:
1)Мелодии для подбора послуху и аккомпанемента.
Прибаутки, народные и детские песни:

РНП "Зайчик ты зайчик"
РНП "А мы просо сеяли"
В. Калинников. Тень-тень.
А. Филиппенко. Цыплята.
Т. Попатенко. По грибы.
А. Александров. Гости.
М. Красев. Елочка.
М. Красев. Зима.
М. Красев. Топ-топ

2)Детские и народные песни:
"Петушок"
"Коровушка"
"А я по лугу"
"Со вьюном я хожу"
"Во кузнице"
"Веснянка"
"Мой конь"
"Козонька рогатая"
"Там за речкой, там за перевалом"
"Веселые гуси"
"На горе-то калина"
М. Красев. Веселая дудочка.
М. Кочурбина. Мишка с куклой.
М. Красев. Рыбка.
А. Островский, Спят усталые игрушки.
Е. Тиличеева. Песня про ёлочку.

Приложение 2
План-конспект урока №1    
Знакомство с инструментом:
1.     Клавиатура, клавиши
2.     Пюпитр – подставка для нот.
3.     Педали – «душа» фортепиано.
4.     Струны, колки, молоточки, подушечки.
5.     Пианино и рояль. Сравнить.
Знакомим  основными жанрами фортепианной музыки, с нотной грамотой, работаем над формированием творческих навыков, упражнениями для развития координации на инструменте.
План-конспект урока №2
Посадка за инструментом: существуют общие правила, обычно за фортепиано сидят на расстоянии вытянутой руки от открытой крышки инструмента и занимают, примерно, одну треть стула. Высота посадки должна быть такой, чтобы чуть  разведенные в сторону локти находились над уровнем клавиш.  Что касается пальцев и кисти, то надо помнить, что пальцы, при свободной руке полусогнуты, а кисть гибкая и подвижная. Большое значение имеет положение ног. Они должны располагаться у педалей (на подставке). Хорошая опора в ногах позволяет с большой точностью регулировать громкость.
Далее занимаемся организацией  игрового аппарата, изучением клавиатуры, подбираем  на  слух музыкальные попевки, транспонируем.
Отдельно останавливаемся на гимнастике для корпуса и рук: расслабление плечевого пояса, расслабление мышц корпуса, развитие подвижности суставов и отдельных групп мышц.
План-конспект урока №3
Продолжение изучения нотной грамоты, клавиатуры, подбор по слуху, досочинение,  игра упражнений на постановку игрового аппарата.
План-конспект урока №4
Работа в нотной тетради, игра в ансамбле с преподавателем без знания нотной грамоты, пение под аккомпанемент преподавателя. Гимнастика для пальчиков.
Выполняя упражнения, желательно объяснить участникам академии  для чего выполняется данное упражнение, какие мышцы разминаем, заставляем «проснуться», разогреться. Особенно при выполнении упражнений для пальцев. Опыт работы показал, что многие были удивлены, узнав о том, что в пальцах и ладонях есть мышцы, которые надо тренировать.
План-конспект урока №5
Творческие задания с использованием приёма досочинения, подбор на слух, транспонирование,  игра на инструменте простейших одноголосных мелодий по нотам и в ансамбле с педагогом. Подведение итогов в форме прослушивания выученных и подобранных по слуху простейших мелодий.

Автор: Гузяева Людмила Петровна, МБУ ДО Детская школа искусств № 8, г. Ульяновск, преподаватель по классу фортепиано
 
Автор: Гузяева Людмила Петровна




Добавить комментарий
| Комментариев к новости "Рабочая программа «Ознакомительный курс фортепиано для детей и взрослых»" уже 0:

Читайте также
Добавить комментарий:
Введите код с картинки:*
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив