Развитие мелкой моторики рук у детей в художественной деятельности в ДОУ в контексте с ФГОС

Данная статья по развитию мелкой моторики рук у детей предназначена для педагогов дополнительного образования, воспитателям ДОУ. Описанные методы и приемы использованы в практике с детьми старшего возраста. Развитие мелкой моторики рук в творческом процессе служит хорошей подготовкой руки ребенка к школе, развивает речь.

Развитие мелкой моторики рук у детей

Образное мышление и разговорная деятельность ребенка связаны с двигательной деятельностью руки. И. Конт писал: «Рука – вышедший наружу мозг». Возможности развития кисти руки у детей неограниченны. В практике своей работы с детьми в изостудии мною используются различные методы, приемы и средства для развития мелких мышц пальцев и совершенствования движений рук.
 
В первую очередь, хорошо всем известные пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук. Дети очень любят массаж с цветными карандашами (прокатывание карандаша между пальцами, между ладонями и др.) Чтобы привить интерес к своей руке, пальцам, я придумала вот такую игру: «Дети рисуют контур своей руки. Каждому пальчику придумывают имена – Весельчак, Грустяшка, Озорник, Сердючка, Мечтатель и т.д.
 
Затем предлагаю «одеть» каждый пальчик в шапочку такого цвета, который соответствует его характеру (веселый человечек – пальчик– светлые, яркие цвета, грустный «одеть» в шапочки темного цвета и т.д.) Для всех пяти пальчиков подбираем соответствующую музыку. В дальнейшем дети с удовольствием придумывают свои игры с собственными пальчиками».

Отличным средством для развития движений пальцев рук является работа с бумагой. Сминание, свертывание, складывание, разрывание мягкой бумаги (газеты, салфетки) – легкая техника работы, доступная малышам. Полученные комочки – шарики или клочки бумаги являются прекрасным материалом для создания композиций. В старших группа я использую технику корейской миниатюры: бумагокручение и бумагопластика.

развитие мелкой моторики рук у детей  

Дети с интересом работают с разными видами бумаги, так как бумага легко поддается обработке. Если ребенку предлагать разные сорта бумаги, он получит представление о том, что бумага бывает мягкой, жесткой, различной толщины и плотности, значит, с ней можно работать по-разному. В изостудии мы реализовали проект «Королева Бумага».
 
В результате дети познакомились с разными видами бумаги, научились с ней работать, создавать бумажные шедевры. Для развития ручных умений и подготовки руки к письму мы рисуем штрихами. Отрабатываем ритмичное нанесение штриховки, легкость движения и свободного перемещения руки по всему листу бумаги. Здесь мы используем не только цветные карандаши, но и мел, гелевые ручки

развитие мелкой моторики рук у детей

восковые мелки, свечи. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений помогает пальчиковая живопись, рисование нитками, солью

развитие мелкой моторики рук у детей

отпечатками различных мелких предметов. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает руками, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Мы с детьми лепим и пластилина, соленого теста, глины, влажного песка, снега.
 
Только занимаясь лепкой, у ребенка формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы рук. Часто мы используем нетрадиционную технику – пластилинография.

развитие мелкой моторики рук у детей

Эта работа приучает детей к тонкости, к тренировке указательного пальца, поэтому заглаживание необходимо именно указательным, а не большим пальцем. Пластилиновая живопись – одна из любимы техник детей в изостудии. Большую роль в активизации точек на ладонях и пальцах, улучшение работы мозга и речевого развития играет мелкий бросовый материал и природный материал.
 
Здесь фантазии нет границ! Мы используем бисер, бусины, пуговицы, листья, семена, веточки, различные крупы и другое. Самый простой способ, когда ребенок рисует карандашом контур будущего рисунка. По готовому силуэту наносит клей или пластилин, а затем любым материалом (можно комбинировать) выкладывается изображение.
 
Пластмассовые прищепки служат отличным массажером для пальцев, а также являются крыльями птиц, когтистыми лапами зверей, лучиками солнца. Игры с бросовым и природным материалом – это не просто забава и приятное развлечение. Такая работа развивает глазомер, аккуратность, и, что очень важно, точную согласованность в работе глаза и руки (сенсомоторику).

Я считаю, что используемые мной художественные материалы и техники способствуют развитию мелкой моторики рук у детей, а значит, и развитию речи, учит детей пооперационному действию, что необходимо для обучения в школе.
 
Ведь недаром В.А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев». Использование разнообразных материалов и средств в художественной деятельности соответствует требованиям ФГОС.
 
Автор: Белякова Светлана Александровна, педагог дополнительного образования, МКДОУ «ЦРР – д\с №1», Воронежская область, г. Лиски.

Автор: Белякова Светлана Александровна

  • 24.04.2015
  •   Просмотров: 3 274

«Мастерклассы» © 2011-2016.

Комментариев к новости "Развитие мелкой моторики рук у детей в художественной деятельности в ДОУ в контексте с ФГОС" Уже: 0