» » » Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима»

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима»


Предлагаю вам конспект образовательной деятельности детей 6-7 лет (учащихся подготовительной группы) по теме «Зимушка-зима». Данная работа будет полезной воспитателям подготовительной группы. Вашему вниманию предлагается конспект познавательного – речевого занятия, которое направлено на развитии у детей 6-7 лет связной  речи, обогащение и активизации словаря, формирование грамматической правильной речи, совершенствовать речевой слух.
 
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему «Зимушка-зима».
Цель: Углублять и конкретизировать представления детей о зимнем периоде.
Направление:   познавательно - речевое.
Интеграция образовательных областей: познание,  коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, музыка,  физическая культура. 
Задачи образовательных областей
Образовательная  область Познание:
-Дать представление о клесте, его особенностях;
-Формировать устойчивый, познавательный интерес к природе любовь к птицам, желание помогать им зимой;
-Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений воспитанников о природе; 
-Закреплять представление детей о деревьях, о зимующих птицах, о роли человека в их жизни в зимний период;
-Развивать логическое мышление.  
Социализация:
-Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;
-Побуждать умение включаться в совместную игровую  деятельности.
Коммуникация:
-Совершенствовать связную  диалогическую речь, 
- упражнять в подборе определений, действий;
-Согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе;
-Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением;
-Обогащать словарный запас детей (хвоя, хвойные деревья, клест);
-Развивать  умение высказывать свое мнение;
-Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
Музыка:
-Развивать эмоциональность.
Физическая культура:
-Совершенствовать двигательную активность.
-Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
Планируемые результаты: умеет взаимодействовать в игровой деятельности, договариваться со сверстниками и взрослыми; умеет  поддержать беседу, (о признаках и приметах зимы), высказывать свою точку зрения,  умеет выполнять движения под музыку в соответствии с  ее характером. Ребенок может рассуждать, выражает положительные эмоции при проведении игр, физминутки.
 
Виды детской деятельности: игровая, восприятие художественной литературы, познавательная,  коммуникативная,  двигательная, музыкально-художественная.
Материал и оборудование: стихотворения о зиме, иллюстрации с изображением птиц, картина «Зима»,  мяч (снежок), ворота, маски птиц, поднос с иллюстрациями зимней природы, альбом.  Макеты деревьев, птиц,  презентация «Зимующие птицы», музыка Чайковского, детский альбом «Вальс». 
Содержание организационной деятельности детей (до НОД): пальчиковые игры.
Пришла зима
Пришла зима.                 Развести руки в стороны, показывая вокруг себя.
Стало холодно.               Обхватить руками себя за плечи и поежиться.
Ударили морозы.            Стукнуть правым кулаком по левой ладони. 
Реки покрылись льдом.  Вытянуть руки перед грудью и развести их в разные                                               стороны.                                                                       
 Пошел снег.               Руки поднять вверх, а затем плавными   зигзагообразными                                     движениями не спеша опускать их вниз.                               Он падал белыми пушистыми хлопьями на землю,   Изобразить сугробы.        На дома,   Соединить руки у себя над головой так, чтобы получилась «крыша.    На деревья,     Согнуть руку в локте и поднять ее, пальцы растопырить,                                    изобразив ветви дерева.                                                          
На людей.        Положить руки себе на голов.у
                                                                    
 «Мы во двор пошли гулять».
Раз, два, три, четыре, пять.                                  Загибать пальчики по одному.
Мы во двор пришли гулять.                              «Идут указательным и средним пальцами по 
                                                                                столу.                                         
Бабу снежную лепили.                                         Имитировать лепку снеговика.
Птичек крошками кормили,                               «Крошить» хлеб всеми пальчиками.
С горки мы потом катались.                               Вести указательным пальцем правой руки
                                                                               по ладони левой руки.
А еще в снегу валялись.                                      Поворачивать ладони то одной, то другой
                                                                               стороной.
Все в снегу домой пришли.                                Отряхивать одежду.
Съели суп                                                             Подносят руку с «ложкой» ко рту.
И спасть легли.                                                    Две ладошки под щёку.
 
Ход НОД: (Дети входят в зал)
 
Воспитатель:  
Собрались все дети в круг,
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг.
Поделитесь с гостями своим хорошим настроением.
 
1 часть.
Мотивация  
-Воспитатель: Ребята, я сегодня получила электронное письмо.
Даже не знаю, от кого оно может быть.   Письмо не обычное, оно звуковое. Давайте его послушаем.
- Может кто-то из вас догадается, от кого это письмо, и после прослушивания скажет. (Слушаем письмо).
- «Здравствуйте ребята! Я  поехал в гости к своей бабушке в Африку и там встретился со своими друзьями - негритятами.   Стал рассказывать им о разных странах и о России, о том, что сейчас в нашей стране прекрасное  время года - зима. Но негритята не могут представить, что такое зима, потому что в Африке нет зимы, и стали мне задавать много вопросов: 
Почему снежок порхает,
Почему кругом бело,
Почему вдруг утром рано
Превратились лужицы в холодное стекло?
    Я рассказывал  негритятам, об этих удивительных явлениях природы, но они не могут представить себе это время года. Помогите мне, пожалуйста, объяснить моим любознательным друзьям, что такое зима, что происходит зимой с деревьями, животными и птицами.
Обсуждение проблемы
Воспитатель:
- Кто из вас догадался,  от кого письмо? - (От Бонифация).
- Ребята, хотите помочь негритятам узнать про зиму?
- Как помочь  им узнать, что такое зима? (Ответы детей: можем рассказать (но Бонифаций пытался им рассказать, а негритята не поняли рассказа, потому, что не видели зиму), нарисовать - что мы можем нарисовать? (зимнюю природу, животных, птиц), сфотографировать, подобрать иллюстрации в журналах, книгах.
- Как вы считаете, помогут рисунки, фотографии, иллюстрации понять нашим новым друзьям, что такое зима? 
-  Я согласна с вами, что, когда эти дети увидят зимние пейзажи природы, картинки деревьев и птиц зимой, они поймут, что такое наша северная зима. Прежде чем нарисовать зиму, нам  необходимо  вспомнить, что такое зима.
2 ч. Постановка цели. 
О чём мы сегодня будем говорить? 
Мы сегодня поговорим о зиме, о природе зимой, о  деревьях зимой, о зимующих птицах, о животных в  зимнее время.
1. - Где  мы можем увидеть зимнюю природу?  - (В лесу).
-  Хотите отправиться в зимний лес в гости к зимушке-зиме?  - (Да). 
- Чтобы попасть в лес, нужно пройти в волшебные ворота. «Кто в ворота пройдет, тот   в зимний лес попадёт».  Пройти в ворота нам поможет игра «Доскажи со словом «зимний».
 - Солнце какое? – Зимнее.
- Ветер какой? – Зимний.
- Снег какой? – Зимний.
- Сапоги какие? – Зимние.
- Пальто какое? – Зимнее.
- Утро какое? – Зимнее.
-Вечер какой? – Зимний.
- Лес какой? – Зимний. 
- Вот мы и попали в зимний лес! Посмотрите вокруг. Полюбуйтесь зимним пейзажем! (перевоплощаюсь) элементы зимы, музыка.
 Зима: Здравствуйте, мои друзья!
               Веселья вам и радости!
              Кругом глубокие снега,
               Куда я взгляд ни кину.
               Метет и кружится пурга…
               А как зовут меня…     - Зима?
 Зима Ребята я слышала, о чём просил вас Бонифаций,  и буду рада помочь вам узнать, как красива зимой природа и как зимуют птицы и животные. У меня елочка замерзает, укройте ее снежинками.  Для чего я все деревья укрываю снегом? 
Зима. У меня есть волшебный снежок: «Снежок зимний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать». Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос.
2. Игра «Какая бывает зимой погода?»
- Если идет снег, то погода какая?  – снежная; 
- если дует ветер, то погода какая?   –  ветреная;
- если холодно, то погода какая?   –  холодная;
- если пасмурно, то погода какая?   – пасмурная;
- если хмуро, то погода какая?    –  хмурая;
- если мороз, то погода какая?    –  морозная; 
- если солнечно, то погода какая?    – солнечная;
- если ясно, то погода какая?    –  ясная;
Молодцы! Все правильно! Замерзли стоять? Давайте поиграем и согреемся.
Хороводная игра «Как на тоненький ледок».
Как на тоненький ледок 
Выпал беленький снежок. 
Эх, зимушка-зима, 
Зима снежная была. 


Выпал беленький снежок, 
Ехал Ванечка-дружок. 
Эх, зимушка-зима, 
Зима снежная была. 

Ехал Ваня, поспешал, 
Со добра коня упал. 
Эх, зимушка-зима, 
Зима снежная была. 

Он упал, упал, лежит, 
Никто к Ване не бежит. 
Эх, зимушка-зима, 
Зима снежная была. 

Две подружки увидали, 
Прямо к Ване подбежали. 
Эх, зимушка-зима, 
Зима снежная была. 

Эх, зимушка-зима, 
Зима снежная была
Беседа по картине
Зима:  - Согрелись? Идём дальше.
- Посмотрите, какой большой сугроб. Что же в нём? Давайте  узнаем? Открываю доску с картиной о зиме и говорю:
-Мне интересно знать, что вам известно о зимнем времени года? Расскажите? 
- Как люди ласково называют зиму?  - (Зимушка).
 - Назовите зимние месяцы.  - (Декабрь, Январь, Февраль.) 
- Какие изменения происходят в природе зимой? - Падает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет).
-Что происходит зимой с деревьями? - (Они спят) 
-Что происходит зимой с животными? -  (Медведи, ежи спят, белки и зайцы поменяли шубки)
-Что происходит зимой с птицами? - (Перелётные улетели, а зимующие остались).
- Назовите зимующих птиц. - (Синица, воробей, снегирь, голубь, ворона).
- Почему их называют зимующими? (Эти птицы не улетают в теплые края, а остаются с нами в любое время года.)
Зима:  Птицы приносят огромную пользу человеку истребляя вредных насекомых. В то же время они украшают нашу природу, особенно зимой, своим ярким оперением,  оригинальной внешностью и своеобразным «пением».
А теперь посмотрим, насколько хорошо вы знаете этих зимующих птиц. 
3ч. Внимание на мой ледяной экран! (дети садятся на «пеньки»)
А сейчас мои ребятки
Загадаю вам загадки
Я начну, а вы кончайте,
Дружно хором отвечайте.
 
1.Эту птицу каждый знает.
В теплый край не улетает,
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит (Воробей) Слушаем пение птицы.
 
2. С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки.
Отгадайте что за птица?
Называется…. (Синица). 
 
3.Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая. 
Известная персона.
Кто она? …  Ворона.
 
4.Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки
Ведь это – (снегири) 
5.Черный жилет, красный берет,
Нос, как топор, хвост, как упор.
Дятел - красивая птица, с ярким пестрым оперением. 
4ч. Физминутка «Вороны». «Вокруг себя вы повернитесь и в ворон вы превратитесь!»
Вот под ёлкой зелёной скачут весело вороны.
Кар-кар-кар (громко).
Кар-кар-кар (громко).
Только к ночи умолкают и все вместе засыпают.
Кар-кар-кар (тихо).
(Дети прыгают, летают, затем садятся и затихают, закрывают глаза) .
«Вокруг себя вы повернитесь и в ребят вы превратитесь!»
 
6. Кто там прыгает, шуршит.
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым-
Клё! Клё! Клё! Поёт со свистом.
(Это клёст). 
- Клест размером с воробья. У него необычный сильный клюв. На что похож клюв клеста? Верхний клюв загнут вниз, а нижний вверх, перекрезивается.  – (на крест). Для чего ему нужен такой сильный клюв? Клюв  крестом. Как думаете чем питается? Эти птицы легко шелушат еловые шишки своим клювом, доставая оттуда семена. А вы знаете, что клест - единственная птица, которая   птенцов  выводит зимой, в самые трескучие морозы. От холода птенцов спасает глубокое теплое гнездо. Клестиха – мама из гнезда, не вылетает до тех пор, пока птенцы не оперятся. Кормит ее в это время заботливый папа – клест. Издаёт интересные звуки: «Клё-Клё». 
-Ребята, вы много интересного узнали про эту птицу. Теперь можете рассказать о клесте своим родителям и друзьям.
Зима:
-  Скажите, почему эти птицы не улетают в теплые края? (Они не боятся морозов т. к. у них есть подпушек под перьями и могут и зимой добывать сами себе корм). 
Зима:
-Но зимой корма мало. Легко ли птицам в эту пору? - (Трудно).
-Правильно, ребята, птицам зимой трудно добывать себе корм, потому что нет жучков, червячков и т.д.
Давайте  
За руки мы все возьмемся,
В круг скорее соберемся,
Кто что кушает найдем,
Птиц накормим и пойдем!  (Дети – птицы ищут корм (в блюдцах)).
Вокруг себя вы повернитесь, в веселых птичек превратитесь! (маски)
Ребята, вы будете птицами, и,  пока звучит музыка, вы летаете по  лесу. Как только музыка прекратится,  вы должны подлететь к своему корму.
Игра «Кто чем питается?». (музыка)
Зима: Кто приходит на помощь птицам? - (Человек).
Без помощи человека птицы пропадут, погибнут. Что произойдёт, если птиц не станет? - (Ответы детей).
Если погибнут птицы, то некому будет уничтожать вредных насекомых. Тогда заболеют деревья, кусты и травы. Животным нечего будет есть, и они покинут лес. Без птиц, без животных, без растений, ягод и цветов людям не прожить. Поэтому птиц надо беречь и помогать им.
-Как можно помочь зимующим птицам?    - (Сделать для них кормушки).
Зима:
- Вы приготовили птицам кормушки?  - (отв. детей) 
- Посмотрите, какие разные можно смастерить кормушки, а потом развесить их на деревьях.     смотрят слайд № 8 с кормушками.….
- Хотите смастерить такие кормушки?
-Тогда я попрошу вас изготовить кормушки вместе со своими  родителями.
-Вы согласны? (да)
- Потом вы сможете  сфотографировать, как кормите птиц в кормушках, и пополнить альбом фотографиями.   
Где можно развесить кормушки? - (На деревьях).
Зима: - Какие деревья вы знаете? - (Береза, осина, рябина, черемуха – лиственные; ель, кедр, сосна, лиственница- хвойные).
Я хочу проверить, сможете ли вы изобразить  деревья.  Игра!
«Вы на месте не сидите, на полянку выходите,
 На месте не стойте, хоровод постройте». 
БЕРЕЗА
Распустила волнистые косы,                           (волнообразные движения рук)
Улыбнулась гостям с высоты,                        (руки вперед, наклон с улыбкой)
Это гордость России – береза                           («русский поклон»)
В рамке северной красоты.                              (полный оборот вокруг себя)
 
ОСИНА
Ой-ой-ой! - листва трясется,                           («дрожащие» кисти рук перед собой)
Дрожь ветвям передается.                      (кисти рук по сторонам опускаются вниз мелкими рывками, одновременно ноги пружинят, приподнимаясь на носки и опускаясь)
Кто осинку напугал?                                         (удивляются)
Ветер холодом обдал!                                        (слегка присесть, обхватив руками плечи).
 
ЧЕРЕМУХА
Черемуха душистая,                  (вдох)
Развесившись, стоит,                (кисти рук по сторонам опускаются вниз)
А зелень золотистая
На солнышке горит.                    (кисти рук по сторонам поднимаются вверх, пальцы                          
                                                           рук растопырены)
ЕЛЬ
Её всегда в лесу найдёшь,
Когда гулять в него пойдёшь.        (дети идут по кругу)
Стоит колючая, как ёж,                   (растопыренные пальцы рук поднимают над головой)
"Зимою в платье?"- "Ну и что-ж!" (руки  внизу, кисти подняты)
А платье то пушистое,                    (руки  в низу, кисти подняты, крутятся)
Зелёное, ветвистое!!!
Зима: Чем отличаются хвойные деревья от лиственных?
6 часть-Рефлексия
Зима: 
- С вами мне пора уже прощаться,
А вам в группу снова возвращаться! 
А Бонифацию, друзья,
Вот картинки от меня!
На них зимние пейзажи,
Птицы, лес, зимы краса!
(Звучит музыка). «Кто в  ворота пройдет, тот  в детский сад попадет»
Воспитатель: - Вот вы и  в д/с. 
-Понравилась вам зимняя прогулка?
- Что понравилось?
- Что вы узнали нового?
- Какое задание вам дала зима?
- Что вам было трудно?
-Что подарила вам зима? (иллюстрации, фотографии для альбома)
- Эти фотографии, иллюстрации и  ваши рисунки  мы поместим в альбом для Бонифация.
В альбоме страниц много, мы еще будем фотографировать.
- Как считаете, поймут ли негритята, когда будут смотреть альбом,  что такое зима?
-Что вы еще хотели бы узнать про зиму?
-Молодцы! Я согласна с вами, мы сегодня много интересного  вспомнили о зиме, о птицах зимой.  Нам с вами нужно ещё нарисовать рисунки, сделать кормушки для птиц, оформить альбом с фотографиями и отправить его Бонифацию. 

Автор: Толкачева Анна Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 5 пгт. Нижний Одес»

Автор: Толкачева Анна Николаевна




Добавить комментарий
| Комментариев к новости "Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима»" уже 0:

Читайте также
Добавить комментарий:
Введите код с картинки:*
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив