"Мастер класс" конспект открытого урока по фортепиано. Основные принципы организации игрового аппарата пианиста
«Основные принципы организации игрового аппарата пианиста»
Автор: Хмелина С.М.,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Аннотация:
Тематическая разработка представляет собой комплекс постановочных упражнений, предполагающий постепенное включение в работу всех пальцев, начиная с третьего. Кроме того, на материале данных упражнений происходит знакомство с основными штрихами, и могут быть получены первые технические навыки фортепианной игры.
Большинство упражнений наделено конкретным названием и соответствующей картинкой. Именно в них определено задание и способ исполнения. То есть, предлагаемый образ или действие становятся источником, стимулом необходимых ассоциативных движений рук и пальцев. Таким образом, в мир звуков ребёнок попадает естественным для него путём – через игру, через собственную фантазию и воображение. Нотный текст при этом является лишь графическим отображением, иллюстрацией исполняемого. Его роль второстепенна.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Постановка игрового аппарата. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Упражнения на постановку . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
Освоение основных приемов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 13
Заключение . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Введение
Период первоначальной адаптации к инструменту является чрезвычайноответственным этапом в судьбе будущего пианиста. Особенности психофизического развития детей младшего школьного возраста, пластичность игрового аппарата, психологическая готовность к обучению, активность творческого начала и др. создают режим наибольшего благоприятствования для формирования устойчивых слухо-двигательных комплексов, предпосылок дальнейшего совершенствования индивидуальной исполнительской техники.
Актуальность.
Как показывает практика, факторами, тормозящими техническое развитие начального этапа обучения, являются затруднения, испытываемые ребенком приизучении нотной грамоты, при разборе нотных текстов. Это становитсяпричиной замедления темпов освоения учебного репертуара и, вместе с тем,снижения общего интереса к занятиям на инструменте. В разрешении даннойпедагогической проблемы в полной мере оправдывает себя такая формаработы, как игра специальных упражнений по слуху, либо «с рук». При данномподходе снимаются напряжения, возникающие у детей в связи со сложностьючтения нот, внимание и слуховой контроль ребенка переключаются надвигательные процессы, и это способствует активизации налаживания слухо-двигательных связей.
Монотонность, однообразие упражнений, которые якобы могутспровоцировать негативное отношение учащегося к занятиям, не должны стать причиной и оправданием для исключения данной формы работы из учебного процесса. Задача педагога - сделать ее привлекательной, занимательной для детей, а, значит, еще более эффективной. В этом поможет знание особенностей развития детской психики (непосредственный, конкретно-чувственный характер восприятия, преобладание образного мышления, стремление к познанию нового, тяготение к игровым видам деятельности и др.). Данные факторы обусловливают необходимость использования при моделировании комплекса упражнений для детей, начинающих свое обучение на фортепиано, игровых технологий, а также методов ассоциаций и варьирования.
Обучение в процессе игры увлекает ребенка, обеспечивает атмосферу непринужденности на занятиях, позволяет раскрепостить его во время выполнения учебных заданий. Ассоциативный метод помогает сформировать первоначальные пианистические навыки и музыкально-слуховые представления в их неразрывном единстве на базе впечатлений, получаемых ребенком извне. Метод вариантов допускает использование одного и того же материала для постановки и решения различных педагогических задач, разнообразие и изобретательность в подборе модификаций отвечает природе детской любознательности.
Цель упражнений:оптимизация процесса формирования начальных навыков игры на фортепиано.
Задачи: предлагаемый комплекс упражнений способствует решению следующих учебных задач:
1. Закрепление правильной постановки руки и ее положения на клавиатуре;
2.Развитие пальцевой активности, а том числе самостоятельности и подвижности 1-го пальца, нередко служащего началом построения новых позиций;
3. Обучение позиционной игре и элементарным аппликатурным правилам;
4. Освоение приемов распределения веса руки, снятия возникающих в руках мышечных напряжений
Разучивание упражнений проходит ряд этапов:
1. Подбор по слуху или разучивание «с рук»
2.Транспонирование под руководством педагога от отдельных нот;
3. Самостоятельное «дотранспонирование» оставшихся звеньев.
Постановка игрового аппарата
Музыка, это искусство звуков. Соответственно, содержание произведений, их музыкальный замысел невозможно выразить без владения различными звуковыми градациями. Необходимо с первых извлекаемых звуков обращать внимание ученика на то, что возникает под его пальцами. Научить слушать начало звука, его продолжение, затухание. Искать различные звуковые краски. Сегодня я хочу представить комплекс постановочных упражнений, и упражнения на освоении штрихов нон легато, стаккато и легато.
В начале, объясню важность правильной посадки за инструментом.
Правильная посадка за инструментом важна для того, чтобы сформировать основу, или базу правильного положения рук и пальцев вашего будущего музыканта. Если на начальном этапе не придать должного значения этой незаметной, невидимой, но очень важную часть освоения инструмента, то будет опасность того, что из-за неправильной посадки и постановки рук не будет хорошей базы для наработки и освоения быстрой, скоростной игры на инструменте, а также глубокого и сочного звука. Прежде чем начинать заниматься на инструменте, необходимо научиться правильно и удобно за ним сидеть. Это правильное положение ступней ног, коленей, правильное положение юного музыканта на стуле, а именно правильное положение спины, плеч, локтей рук, кистей рук и как финал правильное положение пальцев рук.
1. определить местоположение стула по отношению к клавиатуре, стул стоит строго посередине;
2. расстояние от клавиатуры определяем так: кисти рук, находящиеся на клавиатуре ладонями вниз, необходимо вытянуть вперед на уровне солнечного сплетения над клавиатурой. Пальцы кистей так же выпрямить. При этом пальцами надо достать на клавиатуре перед собой, то место, где заканчивается длина белых и черных клавиш, там,где клавиша, как бы прячется в инструмент. Повторю, что руки при этом должны быть прямыми, а плечи расслабленными и свободно опущенными. Если, при таком положении рук ваш музыкант будет отклоняться прямой спиной назад, это значит, что начинающего пианиста необходимо вместе со стулом отодвинуть от инструмента ровно на такое расстояние, чтобы спина оказалась строго вертикальной и пальчики при этом были на том же месте у клавиш;
3. Необходимо определить высоту над полом, на которой должен быть ваш музыкант.Ориентиры такие:в тот момент, когда кисти рук ладонями вниз лежат на клавиатуре и слегка согнуты в локтях, предплечья обеих рук должны быть параллельны полу, либо локти могут быть приподняты чуть выше и как следствие чуть-чуть не параллельны. Локти ни в коем случае не должны быть ниже уровня кистей рук. Чуть-чуть выше можно, а ниже – нельзя. При этом спина должна быть прямой, вертикальной, а плечи расслаблены и опущены;
4. Контроль положения ног на полу.
Необходимо придать ногам такое положение, что бы сгибаясь в коленях, они были согнуты под углом 90 градусов. Для этого необходимо под ноги вашего музыканта на пол подложить подставку. Данное требование очень важно по той причине того, что если не будет хорошей опоры на ноги, то ребенок будет искать эту опору в руках. Без хорошей и уверенной опоры на ноги он будет опираться на пальцы рук, и как следствие кисти и пальцы рук будут зажиматься, что будет крайне мешать для свободного и легкого музицирования;
5. садиться на стул не глубоко, но и не на край, где-то до середины бедра.
Извлечение отдельных звуков на клавиатуре с переносом руки из одной октавы в другую или без переноса должно быть связано с глубоким, плотным погружением подушечки пальца до самого дна клавиши. Именно этот прием ведет к образованию глубокого фортепианного тона. «Соприкосновение пальца с клавишей должно быть «незаметным», мягким, эластичным; это предохранит от возникновения немузыкальных призвуков (стука, шлепка и т.п.)«Подлинной художественно-технической работой может считаться лишь та, которая ставит задачу превращения связи между акустическим центром и исполнительской моторикой в неразрывное единство, в «психическую идентичность».
Упражнения
Упражнение№1
«Парашютист».Играть, добиваясь одинакового звучания каждой ноты и вслушиваясь в звук не только в момент прикосновения, но и на протяжении звучания всей длительности. Погружаться в клавишу плавно, но глубоко. Контакт с дном клавиши плотный, основательный. Цель – сформировать механизм «слышащей руки»:
Упражнение№3
«Радуга». Особое удовольствие учащиеся испытывают, когда к их игре присоединяется педагог с исполнением элементарного аккомпанемента. Игра в ансамбле прекрасно стимулирует работу над упражнениями, она побуждает ребенка к более крепкому овладению "репертуаром”. Дети не только приобретают навыки ансамблевой игры, в них просыпается дух состязательности. Упражнение «Радуга» играть2,3,4-м пальцами, следить за звуком и правильной амплитудой движения:
Упражнение№2. «Тянучка». Играть упражнение,добиваясь плавного и красивого crescendo и diminuendo.Основная задача «вслушиваться» в возникающие ощущения и чутко улавливать их мельчайшие оттенки при изменении характера звучания:
Упражнение№3.«Капельки» для постановки 2-го, 3-го, 4-го пальцев. Рука опускается вниз как бы под тяжестью, как капельки. Пальцы, будто погружаются в клавишу, как капелька тонет в лужице. Звук при этом протяжный, глубокий, руки свободные, движения плавные:
п.р.
л.р.
Упражнение№4
«Ступеньки».Играть упражнение 2,3,4-м пальцами, двигаясь вперёд поступенным движением, возвращаясь скачкообразным движением. Следить за правильным, плотным прикосновением и ровным звуком. После освоения, пробовать играть с закрытыми глазами:
Упражнение№6.
«Колокола».
Играть квинты 1-5 пальцами, следить за звуком и за правильным сводом ладони. Первое время можно помогать ученику, придерживая 5 палец, придавая ему правильную форму:
Упражнение№7.
Играть «Колокола»двумя руками, вслушиваясь в красоту звучания септаккордов:
Упражнение№8.
Играть пять нот – ми, фа-диез, соль-диез, ля-диез, си - содержание первого урока фортепианной игры Шопена. Свободная от зажатости рука является залогом извлечения хорошего звука:
Освоение основныхприемов
Дети без труда усваивают способ связного звучания - легато, если переходят к нему от нон легато, которым они пользуются на первых занятиях, подбирая мелодии. Связная игра требует от ребенка обостренного слухового восприятия - умения прислушаться к моменту перехода одного звука в другой. Схема исполнения легато примерно следующая: рука так же мягко, как и при нон легато опускается на клавиатуру, палец погружается в клавишу. В момент звукоизвлечения те пальцы, которым предстоит брать следующие звуки, не лежат на клавишах, а еле заметно приподняты (без напряжения), слегка согнуты и спокойно, без лишних движений опускаются поочередно на «свои» клавиши. Кисть и запястье должны быть устойчиво-гибкими, позволяющими хорошо ощущать общую направленность звуковой линии.
Упражнение№9
«Первые шаги».Играть два звука legato, где первый звук брать сверху (в дно клавиши), а второй, снимая руку, вверх. Обязательно следить за звучанием первого звукаи второй звук брать на уровне затухания первого (не выкрикивая и не проваливаясь). Продолжать слушать затухание второго звука:
Упражнение№10
«Бусы на ёлке».Трудность фортепианного legato состоит в том, что сам по себе затухающий звук фортепиано вовсе не певуч. Сыграть певуче, значит сохранить в инструментальном исполнении вокальность, то есть характер выразительности, присущий поющему голосу.Чтобы в legato был глубокий и певучий звук, нужно научить ученика переносить опору с одного пальца на другой. Если палец продолжает держать клавишу, а рука уже не чувствует опору и при этом поднимается кисть, то новый звук повлечет за собой толчок.Играть legato и следить, чтобы "разные" пальцы играли одинаковым звуком:
Упражнение №11
«Паучок».Играть три звука legato, добиваясь красивого crescendo и diminuendo:
Упражнение№12.
На выдержанном звуке играть повторяющиеся восьмые ноты (в интервале секунды, терции, кварты и квинты), добиваясь красивогоcresctndo и diminuendo:
Упражнение№13.Пятипальцевое упражнение на legato (упражнение Шопена) играть, добиваясь ровного, красивого звука. Следить за правильной и удобной постановкой рук:
Упражнение№14. То же что и упражнение №5 только играть двумя руками:
Постепенно нон легато может быть приближено к более легкому и короткому звучанию, но и значительно позже не следует допускать излишне острого стаккато: резкое отрывистое движение от клавиши легко приведет к скованности кисти и предплечья. Ф. Шопен, на основании своей позиционной формулы, рекомендовал ученикам начинать упражнения с легкого стаккато, оберегающего все части рук и прежде всего запястье от зажатости. Обычно краткость и легкость звучания достигаются легким и упругим движением кисти и руки к клавише и затем мягким снятием руки, тут же сменяющимся опусканием на следующую клавиш.
Упражнение№15«Игра в пинг-понг».Звуки staccato, которые встречаются в начале обучения, должны извлекаться всегда всей рукой. Игру от предплечья - быстрое staccato - в первый год давать не следует, так как ее правильное осуществление требует уже совершенного владения объединяющим движением верхней части руки:
Упражнение№16 «Батут». Сочетание штрихов staccato иnonlegato:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщая вышеизложенное, следует говорить о развивающем характере подобных упражнений. Помимо накопления технического потенциала учащихся, они способствуют обогащению их слуховых представлений, получению элементарных теоретических знаний, воспитанию сосредоточенности и выносливости в работе за инструментом, развитию интеллектуально-творческих способностей, а также формированию устойчивой положительной мотивации музыкальных занятий. Данный педагогический эффект достигается в результате комплексного подхода при моделировании учебных заданий, благодаря использованию наиболее результативных форм и методов обучения детей игре на фортепиано в соответствии с их возрастными особенностями.Методом, интенсифицирующим процесс адаптации игрового аппарата к инструменту, становится освоение технологии фортепианных упражнений.
Отрабатываемый приём деятельности может считаться усвоенным, если его закрепление проходит ряд следующих этапов:
1.Познание последовательности действий, входящих в прием упражнений;
2.Обобщение действий, закрепление их в сознании обучаемого, (предложенного алгоритма и методических рекомендаций);
3.Перенос приёма на выполнение новых учебных заданий.
Список литературы:
1.Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой». – М., 1988г.
2.Москаленко Л.А. «Методика организации пианистического аппарата». – Новосибирск. 1989г.
3.Смирнова Т.И. Методические рекомендации к курсу «Фортепиано. Интенсивный курс». – М.,2003г.
4.Тимакин Е.М. «Воспитание пианиста». – М., 1989г.
5.Абдуллина А.А. «Моделирование упражнений для начинающих обучение игре на фортепиано». – М., 2005г.
6. Голубовская Н. «О музыкальном исполнительстве».- Л., Музыка.,1985г.
7.Беркман Т.Л. «Методика обучения игре на фортепиано». М., 1977г.
8.Либерман.Е. «Работа над фортепианной техникой». М., 1971г.
9.Цыпин Г. «Исполнитель и техника2. М., 1999г.
10.Нейгаус Г. «Об искусстве фортепианной игры». М., 1967г.
Преподаватель по классу фортепиано Хмелина С.М. МБОУ ДОД КГО "КДМШ"
Добавить комментарий | Комментариев к новости ""Мастер класс" конспект открытого урока по фортепиано. Основные принципы организации игрового аппарата пианиста" уже 0:
Теги:
фортепиано