Наши мастер-классы своими руками помогут вам стать настоящими рукодельницами и сделать различные поделки, оригами, декупаж и бисероплетение. Здесь вы найдете подробные мастер классы вязания и скрапбукинга. Узнаете как сделать необыкновенные изделия из пластика и пластиковых бутылок, как сшить куклу Тильду, найдете схемы вязания и бисероплетения.

Конспект урока по русскому языку и литературе. Сочинение по рассказу А.П.Гайдара «Совесть»



Конспект урока по русскому языку и литературе по теме: сочинение по рассказу А.П.Гайдара «Совесть».
Аннотация к уроку
Тема урока: Сочинение по рассказу А.П.Гайдара «Совесть»
Класс: 6 класс
Предмет: русский язык и литература

Аннотация урока: На уроке учащимся следует подготовиться к домашнему сочинению по рассказу А.П.Гайдара «Совесть». Определить тему и основную мысль рассказа. Усвоить новый материал, используя толковый словарь и анализ произведения.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Форма урока: урок-исследование
Предметно-информационная составляющая: понятия «совесть», «раскаяние»
Цель: подготовить к сочинению по рассказу А.П.Гайдара «Совесть»
Задачи:  
Предметные:
- Знать понятия «совесть» и «раскаяние»;
- Формировать мотивацию к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть», «раскаяние»;
- Развивать устную и письменную речь.
Метапредметные:
П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования,  высказывать предположения, обсуждая проблемные вопросы, обосновывая свой выбор
Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию, анализировать собственную работу, корректировать выполнения задания
К: слушать и слышать друг друга;  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Л: развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим поступкам. 
Оборудование: тексты рассказа А.П.Гайдара «Совесть», высказывания знаменитостей о совести.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Организационный момент
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
Учащиеся приветствуют учителя.
II. Актуализация опорных знаний, подготовка к восприятию
Ответьте на вопросы «Блиц - опроса»:
- Что называется глаголом?
- Назовите постоянные и непостоянные признаки глагола.
- Какие глаголы называются инфинитивом? Назовите особенности инфинитива.
- Какие глаголы называются безличными?
- Какими способами могут образовываться глаголы?
Отвечают на вопросы:
- Глагол-это самостоятельная часть, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? обозначает действие предмета, в предложении является сказуемым, подчеркивается двумя черточками.
- Постоянные: вид (совершенный или несовершенный), спряжение (I или II, или разноспрягаемое), возвратность или невозвратность, наклонение (повелительное, изъявительное, условное); непостоянные: лицо, род, число, время.
- Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? Инфинитив не изменяется, поэтому не имеет окончания, но имеет суффиксы –ть, - ти; -чь входит в корень.
- Безличные глаголы - это глаголы, которые не имеют лица, употребляются без подлежащего. Могут обозначать состояние природы и окружающей среды, человека и др.
- Приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным. 
III. Изучение нового материала
Сейчас мы будем читать рассказ А.Гайдара «Совесть». Предположите, почему же назван так этот рассказ?
1.Чтение рассказа А.Гайдара «Совесть». Корректирует речь читающего
2. Беседа по произведению:
- Что делала девочка в роще?
- Почему она не пошла в школу?
- Дети всегда в таких случаях не ходят в школу?
- Понимала ли Нина, что поступает плохо? Объясните.
- Почему же она не пошла в школу?
- Кого Нина встретила в роще?
- Почему она помогла мальчику?
- Почему Нина заплакала?
- Сумела ли она стать в конце рассказа лучше?
- Кто ей помог? Или что ей помогло?
Предположительный ответ: В рассказе пойдет речь о совести человека.
Один учащийся читает текст рассказа, остальные следят (текст рассказа):
Аркадий Петрович Гайдар «Совесть»
Маленький рассказ
Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.
Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.
- Несчастный прогульщик! - строго сказала она. - И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
- Нет! - удивленно ответил малыш. - Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.
1940
Отвечают на вопросы:
- Прогуливала уроки.
- Нина не приготовила уроки по алгебре.
- Нет.
- Да. «Нина украдкой шла по роще», чтобы знакомые случайно не увидели ее.
- Ей было стыдно получить «2».
- Малыша
- «Малыш был такой смешной и добродушный».
- Нина заплакала, потому что «очень тяжело было на ее сердце, которое грызло беспощадная совесть».
- Наверное, да. Мы не можем точно сказать об этом по тексту, если только предположить. Ведь она заплакала, а значит, ей стало совестно.
- Малыш, совесть Нины.
IV. Закрепление изученного материала
 
Задание 1: Два ученика будут работать со словарями. Остальные самостоятельно пытаются сформулировать понятие «совесть», записывают его в тетрадь.
- Для чего нужна человеку «совесть»?
 
Задание 2: Прочитайте высказывания знаменитых людей. Объясните, как вы их понимаете. Одно наиболее понравившееся записать. Какое высказывание наиболее подходит героини рассказа?
Самое главное украшение — чистая совесть. Цицерон
Разум и совесть не могут быть лишены своих прав. Им можно лгать, но их нельзя обмануть. Гёте
Берегись всего того, что не одобряется твоею совестью. Лев Толстой
Не думай, что, сделавши что-либо нехорошее, ты можешь скрыться, так как, скрывшись от других, ты не скроешься от своей совести.  Сократ
Задание 3. Два ученика будут работать со словарями. Остальные самостоятельно пытаются сформулировать понятие «раскаяние», записывают его в тетрадь.
- Чувствует ли Нина раскаяние?
Парная работа со словарем Ожегова и Даля: ребята ищут понятие «совесть». Формулируют понятие «совесть», делают записи в тетради. Обсуждают свои предположения с учителем, затем слушаем понятие из словаря.
Предположительный ответ:
Человек живет в обществе. Он совершает разные поступки: хорошие или плохие. Эти поступки оценивает как общество, так и сам человек, который их совершил. Так вот, совесть – это некий контролер, который руководит человеком. У кого-то есть совесть, а кто-то ее растерял.
Учащиеся объясняют высказывания знаменитостей. Записывают понравившееся высказывание. Подходит высказывание Сократа.
 
Парная работа со словарями Ожегова и Даля: ребята ищут понятие «раскаяние». Формулируют понятие «раскаяние», делают записи в тетради. Обсуждают свои предположения с учителем, затем слушаем понятие из словаря.
- Да. Она плачет.
V. Итоги урока
- О чем говорили на уроке?
- Что такое совесть?
- Подводят итоги урока (отвечают на вопросы).
VI. Рефлексивно-оценочный
- Ставит перед учащимися задачу:
Продолжите эти предложения:
1.Сегодня я узнал…….
2. Было интересно……
3. Было нелегко………
4. Я понял, что………..
5.Мне понравились задания……………….
6. Меня удивило………
- Выполняют поставленную задачу.
VII.Домашнее задание
Составьте портрет совестливого человека, написав свой рассказ. Найдите пословицы или поговорки о совести (запишите их) и одну используйте в своем сочинении (рассказе). 
- Слушают комментарий к домашнему заданию, записывают в дневники.
 Молодцы! Спасибо за внимание! Можете быть свободны!
 
Автор: Будолеева Анастасия Анатольевна  
Автор: Будолеева Анастасия Анатольевна




  • Источник: https://masterclassy.ru/
  • 14.12.2016
  •   Просмотров: 2 347



«Мастерклассы» © 2011-2017.
Все статьи на сайте авторские, копирование строго запрещено. При частичном цитировании прямая индексируемая ссылка на сайт «Мастерклассы» обязательна.



Советуем почитать
Загрузка...




Комментариев к новости "Конспект урока по русскому языку и литературе. Сочинение по рассказу А.П.Гайдара «Совесть»" Уже: 0

Внимание! Запрещено использование выражений в нецензурной и оскорбительной форме. HTML-теги и URL запрещены.

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Мы обещаем, что Ваши данные в полной безопасности. Дополнительную информацию Вы найдёте в наших Правилах хранения личных данных.