Открытое занятие в области «Познание» на тему «Молочные облака»
МБДОУ ЦРР д/с № 16 «Золотой ключик» г. Сафоново
Открытое занятие в области «Познание»
на тему «Молочные
облака»
Подготовила и провела:
Шевелева В.В.
Тема: Молочные
облака
Цель: изучение
плотности и состава веществ.
Задачи:
- Вспомнить, что вещества состоят из частиц – молекул.
- Расширить представления детей о связях между веществами. Объяснить, почему одни вещества быстро перемешиваются, а другие нет. Почему одни вещества оседают на дно, а другие всплывают вверх.
- Развивать логическое мышление и воображение.
- Закрепить с детьми свойства воды.
- Закрепить назначение лабораторного инвентаря: сито, ложка, стакан.
- Закрепить понятие мерки (одна ложка, 0,5 стакана вещества)
- Воспитывать любознательность и самостоятельность детей при проведении эксперимента.
Материалы и
оборудование:
- чистая вода,
- растительное масло,
- молоко,
- варенье,
- пищевые красители на водной основе;
- прозрачные стаканы,
- ложки,
- сито; маски – шапочки «молоко»,
- «сироп».
Ход
деятельности.
К детям приходит
тетушка Загадка и делится с ними своей находкой – облаком в стакане.
Т.З.:
Ребята, а вы хотите узнать секрет моего облачка? (Да) Замечательно! Только
пообещайте мне, пожалуйста, что будете внимательно меня слушать и выполнять
точно все правила?...
Отлично!
Занимайте места у моего стола. Мы приступаем.
Эксперимент
1. (выполняется детьми)
-Как вы
считаете из чего можно сделать облако? (Вата, бумага, молоко…) В моей
лаборатории есть молоко. Давайте попробуем налить молока в стакан с водой.
В прозрачный
стакан налить воды – 0,5 ст. и добавить молока – 3ложки. Пронаблюдать за
результатом.
(Вся вода стала мутного беловатого цвета. Облака не
получилось.)
Вопросы:
- Почему вода стала беловатого цвета? (Молоко и вода смешались)
- А вы знаете, что нужно сделать, чтобы молоко не смешивалось с водой?
Эксперимент
2.
- А я знаю,
как разгадать этот секрет. Нам поможет сладкий сироп. Вы любите сладкий чай?
(Да) И я люблю, каждый вечер пью с
печеньками. Но сегодня пить мы не будем, а будем использовать сладкий напиток
для изготовления облака.
Приготовление сиропа: сахар развести в воде (5ч.л. на 0,5 ст. воды).
Далее в
очищенный сироп пипеткой влить молоко (20 мл.)
Пронаблюдать
за результатом. (Сироп и молоко не
смешались).
Вопросы:
- Почему, когда в воду добавляешь молоко, она окрашивается в белый цвет, а если в сладкий сироп налить молока, то молоко останется сверху? (плотность веществ разная)
- Где находится молоко по отношению к сиропу? (сверху)
Объяснение.
Все
вещества (и вода, и молоко, и сироп)
состоят из маленьких частичек – молекул. Они очень малы, и их можно рассмотреть
только в микроскоп. Эти молекулы держатся за руки друг с другом. Одни молекулы
держатся крепко, другие – плотненько стоят друг возле друга, а некоторые –
стоят далеко друг с другом, так, что между ними можно легко пройти. Частички
сиропа держатся очень крепко, а молока – слабее. Но те вещества, которые крепко
держатся за руки тяжелее и поэтому всегда прячутся за спинки тех, кто слабо
держит друг друга. Это явление
называется ПЛОТНОСТЬ веществ.
Игра «Найди своё место»
Материалы: шапочки – маски «капельки молока, воды,
сиропа.
Дети
делятся на 2 команды: «молоко» и «сироп». Звучит музыка, и они разбегаются по
всему залу. Как только музыка перестала звучать, их задача найти своё место: «сироп»
становятся за спины «молока» и крепко берутся за руки, а «молоко» стоят
впереди, опустив руки.
Эксперимент
3. (выполняют дети под
руководством взрослого)
Т.З.:
Ребята, а вы видели закат? Я наблюдала, как в один теплый летний вечер,
солнышко спряталось спать, а на небе появился розовый багрянец. А давайте тоже
придадим нашему облачку розовый цвет?
В стакан с
«облаком» аккуратно ложкой влить растительное масло. (Пронаблюдать за результатом. Масло покрыло облако сверху) И
добавить пипеткой в масло капли красителя на водной основе. Пронаблюдать за
результатом. (Образовались цветные шарики
на молоке). Капать краситель в один и то же шарик, пока тот не лопнет и
окрасит молоко.
Вопросы:
- Почему масло не упало на дно стакана? Где оно находится в стакане? (Масло находится сверху молока, т.к. его плотность меньше, чем у молока)
- Почему масло не окрасилось от красителей? (плотность красителя больше плотности масла, поэтому шарики не смешались с маслом, а упали вниз стакана. Масло всплыло)
- Что случилось с шариками после увеличения красителя? (они стали тяжелыми и опустились на молоко, окрасили молоко под маслом).
- Почему шарики окрасили молоко, а масло не окрасили? (молекулы красителя тяжелее, чем молекулы масла, но они одинаковы с молекулами молока).
Перед
детьми карточки трех видов: на одной человечки держатся за руки, на второй
стоят рядом (плотно), на третий – стоят рядом, но не с промежутком между ними.
Детям нужно разложить карточки согласно ходу экспериментов: первая карточка –
вниз, над ней – вторая, далее третья.
Добавить комментарий | Комментариев к новости "Открытое занятие в области «Познание» на тему «Молочные облака»" уже 0: