» » » Рекомендации для родителей по всестороннему развитию личности ребенка дошкольного возраста.

Рекомендации для родителей по всестороннему развитию личности ребенка дошкольного возраста.


Рекомендации для родителей по всестороннему развитию личности ребенка  дошкольного  возраста.Рекомендации для родителей по всестороннему развитию личности ребенка  дошкольного  возраста.
Большую роль в развитии креативности играет опыт, получаемый ребёнком в семье. Актуальности приобретения такого опыта посвящены, как правило, зарубежные исследования. Согласно исследованиям П. Торренса, наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. Степень реализации творческих импульсов ребёнка во многом зависит от влияния родителей и других взрослых дома и в детском саду. Черты характера, способствующие творческой продуктивности, могут быть обнаружены достаточно рано. Именно поэтому педагогу, работающему с детьми, очень важно обратить внимание родителей на их развитие. Результаты развития творческих способностей ребёнка могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте.
Влияние родителей – первейший фактор, оказывающий воздействие на формирование Я-концепции ребёнка. Как пишет К. Тэкекс: «Существует немало систем поддержки помимо семьи, которые помогут в развитии ребёнка. Но, ни одна из них не заменит семьи в развитии психики ребёнка, в создании его образа как заслуженно любимой личности, счастливой и целостной в своём окружении».
Дж. Гетцельс и Ф. Джексон сопоставили условия, которые сопутствовали развитию высокой креативности и высокого интеллекта у детей. В ходе исследования было обнаружено, что уровень материального положения семьи не играет роли. Более существенное влияние оказывает профессия родителей, их социальный статус и позиция по отношению к детям.
Отмечается также, что важную роль в развитии творческих способностей детей играет их положение в семье, их статус по отношению к братьям и сёстрам. Первенцы или те дети, которые по каким-либо причинам оказались своеобразными лидерами в семье, как правило, характеризуются более выраженными творческими способностями. Иными словами, предоставление относительной самостоятельности, свободы, выраженное отношение к ребёнку и отсутствие излишней требовательности к нему способствуют формированию у него творческих способностей.
Анализируя особенности родительского влияния на формирование креативности детей, К. Тэкекс сформулировала некоторые рекомендации, способствующие пониманию и стимулированию детского творчества. По её мнению, родителям необходимо внимательно прислушиваться к вопросам ребёнка, отмечать, чем ребёнок предпочитает заниматься, следить за его естественными интересами. Нет ничего хуже родительской фразы: «Ты задаёшь слишком много вопросов!». Важно развить у ребёнка самые различные интересы. Например, японские дошкольники активно вовлекаются в групповые занятия музыкой, ритмикой, сценическим искусством и т. д. Это наиболее вероятно соответствует теории о необходимости опыта как основы для построения взрослого механизма познания.
Существуют в педагогике и другие рекомендации:     
 - чтобы добиться высоких результатов, необходимо начинать как можно раньше – с новорожденности;    
- стремится наполнять окружающее ребёнка пространство самыми    разнообразными, новыми для ребёнка предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
 -  набраться терпения, не превращать помощь в подсказку, не лишать ребёнка трудности и удовольствия сделать пусть маленькое, но собственное открытие;
 -  заинтересовать ребёнка творческой игрой, но не заставлять его играть;
 -  стараться не делать обидных замечаний, не обижатьребёнка в игре;
 -  для маленьких детей нужно оживить игру сказкой или рассказом;
 - не сдерживать двигательную активность ребёнка, чтобы он мог покувыркаться, попрыгать от восторга;
 - обязательно начинать с задач посильных или с более простых их частей (успех в самом начале – важное условие).
 Однако, невзирая на советы педагогов и психологов, многие из родителей делают всё возможное, чтобы создать ребёнку ненормальные условия, в которых деформируется психика ребёнка, в частности подавляется, коверкается творческая потребность.
 Начинается буквально с первых лет жизни, а то и дней. Например, ребёнок в первые годы жизни нуждается в огромном количестве любви: чем больше, тем лучше. Его надо брать на руки столько раз, сколько на это у мамы есть времени, целовать и гладить столько, сколько, опять-таки, есть на это сил и времени. Но почему-то у нас иногда считается, что часто брать на руки маленького ребёнка – это его баловать, постоянно показывать ему свою любовь – опять-таки баловать. А вот японские мамы твёрдо знают, что чем больше любви в этом возрасте достаётся ребёнку, тем лучше, и постоянно носят ребёнка в специальном рюкзачке то на спине, то на груди.
  Дальше к этому серьёзному обстоятельству присоединяются и другие. Ребёнка довольно рано начинают наказывать за сломанную игрушку: сначала журить, потом ругать, потом наказывать и грозить полным отлучением от всяких игр. Это своего рода родительское преступление: до 6 лет категорически нельзя упрекать, как-либо журить за сломанную игрушку. Наоборот, надо посочувствовать, а то и подбодрить, если он расстроен. Всё дело в том, что ребёнок познаёт мир в действии: любую вещь он пробует разобрать, хотя бы потрясти, подёргать. Это не просто нормально, это крайне необходимо. Просто любоваться на игрушку ребёнок не может и ни в коем случае не должен – он должен играть с ней как можно более активно. И многие цивилизованные родители уже поняли: если ребёнок сломал игрушку, то виновата, либо промышленность, выпускающая игрушки для детей, либо сами родители, выбравшие ребёнку не подходящую для его возраста игрушку. И никогда в этом не виноват ребёнок.
 Помимо названных, есть ещё немало способов, с помощью которых родители достаточно успешно воюют с творческой потребностью. Важнейший из них – это, конечно, климат в семье. Талантливые дети, как правило, вырастают в, безусловно, интеллигентных, скорее, даже в семьях интеллектуалов. И дело здесь не в особых генах: у всех здоровых детей генов вполне достаточно на вполне яркие способности. Дело именно в атмосфере в семьё, в системе её основных ценностей. Мы все живём трудно, у всех на уме, как прожить, однако и в этих условиях для одних семей именно потребительские интересы стали главными, а в других семьях у родителей были, есть и будут главными при любой политической и экономической обстановке духовные ценности. Но сам по себе климат очень часто является лишь отражением боле глобальной системы, окружающей ребёнка, - своего рода семейной педагогической системы. Ту, что чаще всего представлена в наших семьях, наиболее точно можно обозначить как репрессивно-анархическую. Ребёнку по такой педагогике запрещается, чуть ли не всё и вместе с тем фактически, в реальности, почти ничего не запрещается.
 Вот пример. Вообще нельзя ребёнку забираться на подоконник, но если внизу на работу спешит папа, то мама сама  его поставит – «помаши папе ручкой». Ребёнок живёт в мире, где отсутствует определённость, где за любое действие могут наказать, а могут и не наказать – как выйдет. Этот мир разрушает детскую психику, влияет на все стороны развития детского творчества. Очевидно, что демократическая, свободная атмосфера в семье способствует проявлению творческих возможностей. Полезно предоставление ребёнку выбора, возможности самому принимать решения в разнообразных ситуациях: «Что бы ты хотел надеть сегодня? Что ты хочешь съесть за завтраком?». Существуют методы повышения и укрепления самооценки ребёнка. Все это условия, способствующие развитию творческих способностей и проявлению их в деятельности.
       
На личность ребёнка влияют типы семейного воспитания. Гипоопекающий тип воспитания - взаимоотношения в семье складываются по схеме эмоционального неприятия ребёнка в семье. Ребёнку уделяется недостаточно внимания и заботы, не формируется чувство привязанности к родителям, отсутствует теплота и доверительность. Неприятие может быть обусловлено индивидуально-личностными особенностями ребёнка: не тот темперамент, своеобразие характера, раздражающие привычки. Подобный тип воспитания укореняется в семьях, где родился ребёнок не того пола, который планировался. Ребёнок воспринимает подобное отношение как неприятие себя таким, какой есть, формируется чувство вины перед родителями, снижается самооценка, ребёнок склонен ощущать чувство одиночества и отверженности. Впоследствии у детей, воспитываемых по типу гипоопеки, искажается адекватное представление об окружающем. Мир может восприниматься враждебно, формируются агрессивные и недоброжелательные взаимоотношения с ним. В противоположном случае ребёнок может, как улитка закрыться в себе, стать запуганным и недоверчивым, безмолвно копить в себе обиды, тревогу, злость на всех, перестать радоваться и превратится в унылого пессимиста.
Росс Кэмпбелл в книге «Как справиться с гневом ребёнка» выделяет особо укоренившийся во многих американских семьях тип «командная цепочка»,который по сути является разновидностью гипоопеки и во многом определяет рост агрессии у детей. В некоторых семьях он встречается и у нас. Семья стремится к организованности и дисциплине. Заботясь о материальном благополучии всей семьи, много работая, отец использует командные отношения со всеми, находящимися ниже по семейной «цепочке», требует беспрекословного выполнения своих обращений и полного подчинения своим словам. Подобные отношения полностью обесцвечивают личности всех членов семьи, исключают атмосферу сотрудничества, поддержки, взаимопонимания и помощи.
В некоторых, особенно молодых, семьях наблюдается тенденция к «демократизации» методов воспитания - тип «мирное сосуществование» наоснове невмешательства, предоставление ребёнку безграничных свобод в выборе потребностей и желаний, поведения и взаимоотношений. «Что хочешь, то и делай ...», «С кем решил, с тем и общайся ...». В дошкольном возрасте ребёнок не может полностью представлять себе последствия своего поведения, а родители, прикрываясь модными лозунгами свобод, просто-напросто перекладывают собственную ответственность на ещё не сформированную волю и самосознание ребёнка.
Противоположным гипоопеке является гиперопекающий тип семейного воспитания - взаимоотношения, при которых родители проявляют чрезмерную заботу о ребёнке, всячески стремятся сами адаптировать его к социальному окружению по собственным правилам. Нередко их ожидания ориентированы на очень высокие жизненные достижения, но при этом не учитываются закономерности развития детской психики и эмоционально-личностные особенности ребёнка. Ребёнку многое прощается, все его поступки высоко оцениваются, щедро поощряются, ничто не подвергается критике, беспрекословно удовлетворяются желания и капризы, достоинства. Родители тем самым лишают ребёнка воли, самостоятельности, поведенческой гибкости, самокритичности. Со временем дети утрачивают способность быть активными, инициативными, привыкают бездельничать, требовать, повелевать. Формирование завышенной самооценки - естественный результат подобного типа воспитания. В будущем ребёнка может ждать трагедия непризнанной посредственности.
Часто при гиперсоциализированной опеке родители искренне хотят воспитать самого умного, самого талантливого, «самого-самого» ребёнка. Родители нередко желают, чтобы их ребёнок был «не хуже их», либо достиг большего. Методами воспитания при этом выбираются требовательность, суперконтроль, бесконечное оценивание и сравнение с другими.
Другим видом гиперопеки является воспитание по типу: «Ты ничего никому не должен. Мы очень тебя любим и всё за тебя сделаем». В семье воспитывается божество, интересам и потребностям которого посвящаются жизни родителей. С ребёнком много занимаются, он рано начинает читать, считать, испытывает нежность, трогательную заботу близких, не делает лишних движений, неодобряемых поступков. Им восхищаются, его превозносят, им позволяют любоваться окружающим людям.
Травмирующим является контрастное воспитание. Ребёнок попадает в ситуацию выбора, которая предполагает принятие одного родителя и отвержение другого. Родители, следуя духу соревновательности, меняют свои позиции: то один добрый, то другой. Ребёнок не в силах выработать какую-либо чёткую поведенческую линию, вынужден постоянно подстраиваться то под одного родителя, то под другого.
Эти типы семейного воспитания, как дисгармоничные выделила Н.Л.Кряжева.
А.Болдуин выделил 2 типа родительского отношения, адресованные ребёнку-дошкольнику:
1. Демократический стиль определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, одновременно верой в успех самостоятельной деятельности ребёнка; ограничением собственной субъективности в видении ребёнка.
2. Контролирующий стиль включает значительные ограничения поведения детей: чёткое и ясное разъяснение ребёнку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.
Болдуин отмечает, что в семьях с демократическим стилем воспитания дети характеризуются умеренно выраженной способностью к лидерству, агрессивностью, стремлением контролировать других, но сами с трудом поддаются внешнему контролю. Они хорошо развиты физически, социально активны, легко вступают в контакты.
При смешанном стиле воспитания детям присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления.
Н.Ф.Виноградова так же подчеркивает, что «для современной семьи актуальна проблема взаимоотношений между членами семьи». Она, аналогично А.Болдуину, выделяет два типа семейного воспитания.
С.В.Ковалёв, в отличие от предыдущих авторов, выделяет три основных стиля семейных взаимоотношений: авторитарный, демократический и попустительский.
Ни родители, ни воспитатели, ни другие взрослые, воспитывающие детей, работающие с ними, не должны только спокойно созерцать и констатировать тот факт, что один растёт фантазёром, а другой может лишь повторить уже увиденное или сказанное другими. Есть и пути и возможности помочь всем детям узнать радость собственных открытий. Что же можно сделать дома, как родители могут помочь ребёнку в развитии его воображения?
 На этот вопрос трудно дать однозначный ответ, потому что, к сожалению, пока не существует каких-либо определённых опробованных рекомендаций. Но, тем не менее, пытаются его решать и отечественные и зарубежные психологи. Так, например, американский психолог Дж. Смит провёл специальное исследование по творческому воспитанию детей.           
Основным в обучении творчеству Дж. Смит считает создание некоторых условий, способствующих творческому развитию детей. Он выделяет четыре группы таких условий:
 Во-первых, это условия физические, то есть наличие материалов для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними.
 Во-вторых, это условия социально-эмоциональные, то есть создание взрослыми у ребёнка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых.
 В-третьих, это психологические условия, сущность которых заключается в том, что у ребёнка формируется чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми его творческих начинаний.
И, наконец, в-четвёртых, интеллектуальные условия, которые создаются путём решения творческих задач.
Роль взрослого, по Дж. Смиту, заключается в том, что он должен создать для ребёнка все группы условий.
Надо отметить, что данный подход является одним из наиболее прогрессивных, так как он подразумевает не просто независимое от взрослых раскрытие некоторых природных творческих возможностей каждого ребёнка, а подчёркивает влияние среды на развитие творчества у детей. Кроме того, совокупность описанных условий, создание их в семье – это реальный путь помощи ребёнку в развитии его воображения.
 Но всё-таки этот путь представляет собой пассивную позицию взрослого. Взрослый должен только создать некоторые условия, а затем уже как бы остаться в тени и просто не мешать свободному самовыражению ребёнка. Отечественные психологи (Выготский Л.С., Занков Л.В., Леонтьев А.Н., Теплов Б.М.) занимают другую позицию: мы должны не просто не мешать развитию малыша, но активно помогать ему в этом развитии, формировать те механизмы воображения, которые обеспечат наиболее быстрое и полноценное его развитие.
Всякая педагогическая работа начинается с постановки цели. Чем яснее мы себе представляем цель, тем больше шансов её достичь.
 Но, определяя цель домашнего воспитания ребёнка, надо стремиться не только к её полному осознанию и словесному оформлению, но и к собственному включению в процесс её понимания. Это значит, что, определив эту цель для себя в наиболее общем виде, нам придётся корректировать её постоянно. Новые условия обязательно будут вносить свои уточнения. Значит, надо быть одновременно и твёрдым и гибким, на чём-то настаивать, а отчего-то отказываться.
Вряд ли кто-то из родителей рискнёт поставить себе такую нескромную задачу, как вырастить гения. Но стоит ли от этого категорически отказываться? Наверное, каждому приходилось убеждаться в том, что наши достижения в значительной мере зависят от уровня тех целей, которые мы ставим себе сами. Большинство из нас получает то, к чему стремится. Знаем ли мы действительные пределы собственных возможностей, чтобы говорить о том, насколько адекватно мы оцениваем себя или своего ребёнка? Вывод очевиден: стремиться надо к чему-то грандиозному.
Метод – путь к чему-либо. Методы воспитания – пути, по которым мы можем идти к нашим целям. В своём исследовании Савенков А. И. предлагает пути развития творческих способностей ребёнка:
*Самому быть творческим. Общаясь с ребёнком, вы должны демонстрировать ему образцы творческого поведения и деятельности. Родительский пример – один из ведущих методов воспитания в дошкольном  возрасте.
* Предметно-пространственная среда. Очень важно, чтобы дома была обстановка, содействующая проявлению и развитию творческих способностей ребёнка. Каждый из нас в своём доме создаёт определённое предметно-пространственное окружение, определяемое стилем жизни, которое может либо содействовать, либо препятствовать развитию интеллекта и творческих способностей детей. Именно посредством этой среды мы продолжаем воспитывать детей в то время, когда занимаемся другими делами или находимся за пределами дома.
*Заражать детей своей любовью к творчеству. Мало быть творческим самому, мало создать дома обстановку творчества, надо неустанно заботиться о том, чтобы увлечь этим ребёнка, сделать творчество его внутренней потребностью.
* Быть гибким, уметь следовать ситуации. Всем прекрасно известно: умный человек меняет своё мнение, глупый – никогда. Есть хорошее
человеческое качество – упорство, но, достигая крайнего предела, оно из человеческого превращается в ослиное упрямство. Умный, творческий человек способен отказаться от усвоенной точки зрения и принять новую, если последняя более справедлива.
*Воспитай в себе привычку говорить как можно чаще «да!». Воспитание и ограничение тесно связаны в обыденном сознании. Но давайте вдумаемся, всегда ли оправданы те запреты, которые мы ставим ребёнку? Проанализируйте своё поведение и найдёте много таких ограничений, которые не только не содержат пользы, а приносят вред.
 *Демократичный стиль общения. Коллегиальный, демократичный стиль общения с ребёнком создаёт именно те условия, которые необходимы для развития творческих способностей. И напротив, жёсткий, неоправданно строгий, авторитарный стиль общения хорош для воспитания сознательной дисциплины, необходимой послушному исполнителю. Известный английский педагог Дж. Локк отметил – «рабская дисциплина порождает рабский характер».
 *Бороться со всяческими проявлениями конформизма. Подражательность – основа обучаемости дошкольника, именно по этому очень велика опасность закрепления стремлений к несамостоятельным, конформным, нетворческим решениям. Общаясь с ребёнком, надо постоянно стремиться почувствовать грань между полезной подражательностью и стремлением к некритическому копированию, конформизму.
*Всячески поддерживать самостоятельность ребёнка. Самостоятельно думать, принимать решения, отвечать за их последствия –
основные черты творческого поведения. Без этого нет, и не может быть творческой личности.
*Предлагайте ребёнку такой материал, где сами чувствуете себя одарённым. У каждого из нас есть область знаний или вид деятельности, где мы чувствуем себя как рыба в воде. Старайтесь держаться ближе к этой
области. Это важно для того, чтобы ребёнок видел, чувствовал вашу настоящую, искреннюю увлечённость.
* Не бойтесь неожиданных вопросов. Всем известно: дети – большие специалисты по части задавания вопросов, в том числе и глупых, с нашей взрослой точки зрения, а потому нас раздражающих. Одарённый ребёнок и это делает одарённо, его вопросы еще более неожиданны, странны, смелы, а может быть, даже безумны. Их только не следует бояться, но, напротив, надо всячески стимулировать. Детский вопрос – свидетельство интереса ребёнка, нестандартный вопрос – не что иное, как свидетельство нестандартного взгляда на мир.
 Для того чтобы работа с семьёй давала действенные результаты, Ядэшко В. И. выделяет условия и формы успешной работы с семьёй. К условиям она относит работу, которая ведётся целенаправленно, планомерно, систематически; не менее важны конкретность и дифференцированный подход на основе знаний каждой семьи и ребёнка. Большое значение имеет и характер взаимоотношений педагога с родителями.
 Целенаправленность в работе с семьёй заключается в том, чтобы любое мероприятие – беседа, доклад, оформление стенда для родителей, - было направлено на достижение определённой цели. Например: на стенде вывешивается информация на тему «Как развивать творческие способности ребёнка». Цель её дать родителям конкретные советы и помочь в развитии художественных способностей детей.
Планомерность и систематичность работы с семьёй предполагает её непрерывность, последовательное усложнение и расширение круга проблем.
 Педагогическое просвещение родителей наиболее действенно тогда, когда оно носит конкретный характер. Воспитатели помогают родителям, как следует семье применять общие теоретические и методические положения, изложенные в докладах, лекциях, беседах и советах. Конкретизировать общие требования и рекомендации семье с учётом возможностей, условий, уровня педагогической культуры родителей, подходить к семьям воспитанников дифференцированно – таково одно из условий успешной работы с семьёй.
 Немаловажное значение имеет характер взаимоотношенийработников дошкольного учреждения с родителями. Эти взаимоотношения должны быть доброжелательными и дружескими. Они основаны на совпадении интересов семьи и дошкольного учреждения в полноценном развитии детей. Высокая культура взаимоотношений педагога с родителями создаёт благоприятную почву для установления взаимопонимания и единства в сложном деле воспитания детей. Таковы условия, способствующие успешной работе с семьёй.
  Ядэшко В. И. указывает на такие формы работы с родителями как: индивидуальная работа с семьёй, работа с коллективом родителей, собрания родителей, групповые консультации, вечера и кружки для родителей, наглядность в работе с семьёй, родительская общественность, педагогическая пропаганда.
 Для того чтобы лучше узнать каждую семью, систему воспитания ребёнка, чтобы установить необходимые взаимопонимания и доверие, необходимо использовать разнообразные формы индивидуальной работы с родителями: беседы, консультации, посещение семьи, приглашение отдельных матерей, отцов в детский сад, индивидуальные памятки и папки-передвижки.
 Беседы с родителями и другими членами семьи могут проводиться утром и вечером, когда детей приводят в сад или берут домой. Воспитатель может специально пригласить родителей или других членов семьи для беседы с ними. Беседы, хотя и кратковременные, должны быть содержательными, полезными для родителей. Этому способствует подготовленность воспитателя, доброжелательный тон.
 Консультации для родителей проводятся тогда, когда назревает необходимость более обстоятельного разговора с ними для того, чтобы проанализировать какие-то промахи и ошибки, дать квалифицированные советы и рекомендации. Важно при этом создать спокойную, деловую обстановку, чтобы родители внимательно выслушали консультирующего, задали вопросы, записали некоторые советы. Инициатива проведения консультаций может принадлежать и воспитателю, и родителям. Положительный результат консультации зависит от знания педагогом системы воспитания ребёнка в данной семье, от того, насколько квалифицированными будут советы и рекомендации. По истечении некоторого времени после проведённой консультации воспитатель интересуется тем, как родители используют полученные знания в воспитании своих детей.
Посещение семьи воспитателем – один из действенных путей изучения семьи воспитанника, установление тесного контакта с родителями, оказание конкретной помощи. Педагог приходит в семью не как обследователь, а как друг и помощник в сложном деле воспитания ребёнка. Основная цель - увидеть условия, в которых воспитывается ребёнок, и оказать необходимую помощь родителям. Путём личных наблюдений, вопросов, обращённых к родителям, другим членам семьи и ребёнку, в ходе беседы, которая проходит в доброжелательном тоне, воспитатель получает необходимые ему представления и сведения, способствующие лучшему узнаванию ребёнка, его семьи, более эффективному осуществлению процесса воспитания.
Отдельные родители или другие члены семьи приглашаются в дошкольное учреждение для того, чтобы более убедительно, наглядно показать им некоторые стороны жизни детей и их деятельность. Обеспечить преемственность воспитания в детском саду и дома.
В практике работы с семьёй оправдывают себя отдельныепоручения и просьбы, с которыми воспитатели обращаются к родителям: сшить костюмы для спектакля или одежду для кукол, починить игрушку, сделать постройку для игры на участке, помочь оформить помещение к празднику, написать статью в стенную газету и т. д. Выполнение таких поручений приближает родителей к жизни дошкольного учреждения.
Умелый подбор, сочетание и использование различных форм работы с семьёй позволяет выявить положительный опыт семейного воспитания для дальнейшего его изучения и распространения, а также оказать родителям конкретную помощь в воспитании ребёнка, учитывая условия жизни данной семьи.
 К коллективным формам работы с семьёй относятся: собрания родителей – групповые и общие, групповые консультации, конференции, вечера для родителей. Внимание родителей обычно сосредоточивается на определённой воспитательной проблеме, которая раскрывается в основном докладе и обсуждается в выступлениях собравшихся. Тематика общих родительских собраний отличается от групповых. Успех и действенный результат каждого собрания, прежде всего тщательностью подготовки к нему воспитателей и родителей. Подготовка воспитателя включает работу над докладом, подбор и оформление наглядно-иллюстративного материала, оповещение родителей и др. К собранию могут быть приурочены выставки поделок, выполненных руками родителей совместно с детьми.
 Воспитатели проводят консультации для родителей по определённым вопросам, которые диктуются результатами изучения семейного воспитания. Например, на консультации по теме «Руководство изобразительной деятельностью детей дома» приглашаются те родители, которые не уделяют этому достаточного внимания.
Вечера для родителей и других членов семьи носят тематический характер. Своеобразие этой формы работы заключается в том, что после краткого сообщения собравшимся предлагают посмотреть художественные выступления детей, сотрудников детского учреждения, самих родителей.
Интересен опыт проведения вечеров вопросов и ответов; полезны встречи родителей с учителями, врачами, писателями, музыкантами.
С целью помочь родителям в овладении практическими умениями, необходимые в воспитании детей, для них организуются кратковременные кружки, на занятиях которых они обучаются кройке и шитью детской одежды, вязанию, приготовлению разнообразных блюд, с ними разучиваются детские песни, учат искусству изготовления самодельных игрушек и т. д.
Наибольшую убедительность и действенность работа с семьёй приобретает при использовании комплекса наглядных средств: показ работы воспитателя с детьми, использование технических средств, оформление выставок, стендов, фотовитрин и др. В практику дошкольных учреждений вошли так называемые открытые дни для родителей. Большую пользу оказывают родителям кинофильмы на тему воспитания. Звукозаписывающая техника используется для демонстрации речи детей, для знакомства с музыкальными произведениями из детского репертуара. Воспитатели оформляют тематические выставки, знакомящие родителей с творческими работами детей. Отдельные стенды носят информационный характер. Чтобы наглядный материал был активно воспринят родителями, необходимо привлекать к нему их внимание, интересоваться, как он используется в воспитании детей.
Родительской общественности принадлежит значительная роль в работе с семьёй. В каждом детском саду имеется родительский комитет, избираемый на общем собрании родителей. В него входят представители от родителей детей всех возрастных групп. Особенно велика роль родительского актива в организации педагогического просвещения родителей, вместе с работниками дошкольного учреждения активисты-родители добиваются осуществления родительского всеобуча, показывают пример настойчивого овладения педагогическими знаниями.
 Пропаганда педагогических знаний осуществляется в форме телевизионных и радиопередач, через периодическую печать, журналы. Для родителей выпускается большое количество художественно-педагогической, научно-популярной и методической литературы. Более широкое распространение получают школы молодой семьи, клубы молодых родителей, семейные клубы выходного дня. Работники дошкольных учреждений, и прежде всего воспитатели, активно участвуют в педагогической пропаганде в роли её организаторов, в качестве лекторов и консультантов по вопросам воспитания детей дошкольного возраста.                                                                                        
Казакова Р.Г. выделила основную функцию педагогов и родителей – передача дошкольнику социальной культуры, выраженной в разных видах искусства, приобщение его к системе ценностей для их присвоения и дальнейшего развития.
Составными элементами этого опыта являются, во-первых, знания о разных видах искусства; во-вторых, накопленный опыт способов творчества, представленных в умениях и навыках и, в - третьих, опыт эмоционально-ценностного отношения к произведениям, их создателям и результатам собственной деятельности.
В настоящее время идёт перестройка системы дошкольного воспитания и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деилогизация педагогического процесса. Педагоги получили возможность самостоятельно организовывать педагогический процесс, использовать всё многообразие форм, определять свой стиль, свои направления в работе с детьми и родителями.
Теперь работа с родителями является не просто формальной формой организации, а формой сотрудничества педагогов с семьёй каждого воспитанника и решает две основные задачи:
1. Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, объединить усилия для развития детей, создать атмосферу  взаимоподдержки  и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
 2. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
 Мы предполагаем, что совершенствование взаимодействия ДОУ с семьей возможно при условии взаимного понимания родителями  и педагогами  друг друга, понимания потенциальных возможностей каждого из институтов воспитания, понимания нужд каждой стороны и взаимного сотрудничества.
Поскольку успешность взаимодействия с семьей во многом зависит от педагога ДОУ, возникает проблема определения условий для установления контактов родителей и педагогов на основе взаимного доверия и понимания. И эту проблему ещё предстоит разрешить, в том числе и через использование различных форм сотрудничества.
Современные формы организации работы с родителями воспитанников дошкольного учреждения выступают как сотрудничество, совместная забота о подрастающем поколении. Сотрудничество предполагает не только жёстко регламентированную форму обучения родителей, но и совместную и согласованную работу по обучению и воспитанию детей.
Сложившаяся в ДОУ система работы с родителями потребовала разработки и внедрения новых форм сотрудничества, которые включили бы
родителей в активную совместную деятельность педагогов и детей. Таким образом, наряду с традиционными формами, которые, являясь обязательными, могут видоизменяться и дают общую информацию, широко используются и нетрадиционные формы. Они выступают, как творческие и инновационные подходы педагогов в работе с родителями и направлены на то, чтобы каждый взрослый мог бы над чем-то задуматься.  
  Формы организации работы с родителями могут быть разделены на:
- индивидуальные
- коллективные
- наглядные
   Индивидуальные и коллективные формы направлены,прежде всего, на:      
1.Установление контакта в сотрудничестве ДОУ и семьи.
2.Распространение положительного опыта воспитания детей в семье.
3.Знакомство родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в условиях ДОУ и семьи.
4.Формирование у родителей интереса к вопросам воспитания детей.
  Рассмотрим следующие формы организации работы с родителями более подробно.
1. Индивидуальные формы сотрудничества с семьёй:
- педагогические беседы
- педагогические консультации
- анкетирование
2. Наглядные формы сотрудничества с семьёй:
- тематические стенды
- уголки для родителей
- папки-ширмы
- тематические выставки
- папки-передвижки
- педагогическая газета для родителей
3. Коллективные формы сотрудничества с семьёй:
- общие родительские собрания
- групповые родительские собрания
- семинары
- устный журнал
- день открытых дверей
- тематический вечер
- совместный праздники, досуги, экскурсии
- К В Н
- дискуссионные клубы
- лектории
- университет педагогических знаний
- конференции
- школа молодой семьи
- совместное коллекционирование.
  Совместная работа педагогов и родителей позволяет решать многие педагогические задачи. Педагоги раскрывают родителям возможности и условия развития интеллектуальных,  речевых  и  художественно-творческих способностей детей, их воображения и фантазии, закрепления практических изобразительных навыков, развития эмоционально-нравственной сферы ребёнка и его всестороннего развития.
Таким образом, в современной педагогической литературе и практике дошкольного воспитания представлено и используется большое разнообразие различных форм работы с родителями на уровне сотрудничества с общей целью развития ребёнка в целом.
 
Автор: Калина Ирина Александровна,  руководитель по физическому воспитанию МДОУ Майнский детский сад №5 «Теремок» общеразвивающего вида. пгт Майна, ульяновская область.
 
Рекомендации для родителей по всестороннему развитию личности ребенка  дошкольного  возраста.
 
 Уникальность: 10.95%





Добавить комментарий
| Комментариев к новости "Рекомендации для родителей по всестороннему развитию личности ребенка дошкольного возраста." уже 0:

Теги:
родителям
Читайте также
Добавить комментарий:
Введите код с картинки:*
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив