Кукла - оберег ручной работы. Десятиручка. Мастер класс с фото

В сказке про Василису Премудрую упоминается чудесная куколка, которая помогала Василисе во всех делах. И всё-то у неё ладилось, и любая работа спорилась. Давайте сделаем для наших мам, а то и себе, хозяюшкам, такую помощницу в домашних делах. 

В давние-давние времена наши предки, славяне, заканчивали свои посевные и уборочные работы и натупали, так называемые, "Осенины"-пора праздников, свадеб и рукоделия. Работы накапливалось много: и пошить, и вышить, и смастерить, и обновить и т.д.. Хватило бы на всё рук! Так вот начинались рукодельные посиделки с изготовления обереговой куклы-помощницы "Десятиручки". Для куклы и нужно-то всего немного лыка, да нитки цветные

Кукла - оберег ручной работы. Десятиручка

Лыко сейчас купить не всегда получается, но заменить его можно любым натуральным материалом. Например, льняным шпагатом. Нитки вполне подойдут "Ирис". Я подбираю цвета и оттенки ближе к радужным.

Технология изготовления "Десятиручки" несколько похожа на изготовление болгарских "Мартиничек". Льняной шпагат наматываем на что-нибудь жёсткое: книга, досточка. Нитки туго не натягиваем, иначе их трудно будет снимать с основы. Намотав нужное количество ниток (это делаем "на глазок"), снимаем их аккуратно с основы и подхватываем на небольшой кусочек льняной нитки, которую затем туго завязываем на пару узлов. Это как бы макушка куклы.

 Для изготовления косы нитки наматываем на жёсткую основу так же, как и для туловища куклы, только длину можно взять побольше..."коса-девичья краса"! Снимаем нитки с основы, разрезаем с одной стороны и пропускаем их внутри головы куклы, уровняв концы. Плетём косу. Завязываем на конце теми же нитками из льна.

Делаем голову. Если вдруг нам покажется, что голова получается слишком маленькой, то можно немного тех же самых ниток смотать в небольшой комочек, вложить их внутрь головы и на месте шеи туго перевязать нитью. Поскольку нитки совершенно одинаковые, их видно не будет, а голова приобретёт нормальный размер и правильную форму. Хотя, вполне возможно, в этом и не будет необходимости.

Для рук, опять же, наматываем нитки на жёсткую поверхность. Затем их аккуратно снимаем и перевязываем точно посередине. Вставляем руки, плотно подтянув их к шее. Талию туго перевязываем. Затем ниткой красного цвета (это обереговый цвет) обвязываем торс куклы в виде креста спереди и сзади.

Нитки для рук разрезаем с обеих сторон и разделяем примерно на равные пряди на 5 частей с каждой стороны. 5 рук слева и столько же справа. Каждую прядь перехватываем ниткой, чтобы не запутаться. Для каждой пары рук подбираем свой цвет. Нитки "Ирис" вполне подходят, хотя некоторые предпочитают пряжу, там нити потолще. Как кому нравится.

Каждую ручку обматываем нитками, плотно располагая каждый виток друг к другу. Длина цветного рукавчика на каждой ручке должна быть одинаковой. На каждую ручку, пока работаем, загадываем желание (в каких делах какая ручка должна помогать). В конечном итоге получаем ручки, распростёртые, как лучики у снежинки!

Делаем причёску. Косу немного приподнимаем над головой и "заламываем" назад, плотно прижимая к затылку. Закрепляем тесьмой или лентой, сзади завязываем на бант. Талию подвязываем той де тесьмой или лентой.

На юбке завязываем 9 красных бантиков. Можно использовать красные нитки, которыми украшали ручки, а можно и ленточку красного цвета. 

Куколка-помощница готова. Теперь мама не скажет, что у неё не 10 рук и всё она успеть не может!!!

P.S. В старину, вскоре после изготовления, как только начинались все домашние дела, куколку хоронили, сжигали. Она как бы наделяла силой своих рук хозяйку и всякая нужда в ней уже отпадала. Мы, конечно, хоронить помощницу не будем. Пусть она живёт среди нашего рукоделия, "колдует" о чём-то на кухне как красивый, добрый подарок .

Автор:  Irina Rubleva

  • 12.11.2012
  •   Просмотров: 42 586

«Мастерклассы» © 2011-2016.

Комментариев к новости "Кукла - оберег ручной работы. Десятиручка. Мастер класс с фото" Уже: 27

25.12.2012 | 16:25

Очень интересная куколка! Замечательный мастер-класс! Делаю сейчас ремонт на кухне, буду украшать.

15.12.2012 | 19:57

Это просто прелесть, спасибо за подробный мастер-класс. Обязательно сделаю такую)))

14.12.2012 | 22:10

такую куклу надо всем мастерицам))

25.11.2012 | 12:47

Леночка,
Удачи! Она очень красиво получается из лыка или травы (метёлочки такие продаются), но у меня этого материала под рукой не оказалось, пришлось воспользоваться льняным шпагатом, но получилось, в принципе, то, что хотела. Ещё раз-удачи и спасибо за комментарий!

24.11.2012 | 23:40

Очень красивая куколка-оберег! Обязательно сделаю себе такую :)

23.11.2012 | 19:28

Аффинити,
Рада, что моя Десятиручка вам понравилась. Обзаводитесь такой же! Удачи!

23.11.2012 | 11:53

Срочно нужно сделать себе такую же помощницу, а то рук на все не хватает. благодарю за подробный мастер класс.

22.11.2012 | 19:56

Алена,
Рада, что вам понравилась моя куколка! Удачи и спасибо за комментарий!

22.11.2012 | 11:52

такие куколки делает моя дочка!и эта ей тоже понравилась!спасибо за мк!

21.11.2012 | 19:15

NatalyaD,
Да, вы правы, без иголок. Спасибо за визит и комментарий!

21.11.2012 | 16:48

Если я правильно поняла эта кукла сделана без применения иголок (как это делали наши прабабушки)?
Очень хороший подарок для женщин, ведь нам надо очень много успеть за день!!! :-)
Спасибо за такой МК!

20.11.2012 | 19:51

Юлия,
Спасибо, Юленька! Так приятно найти единомышленника!!! На счёт льна-согласна. Благодатный материал! Вам так же удачи и счастья!

19.11.2012 | 00:05

Замечательная у Вас куколка получилась! Яркая и душевная.
Я тоже увлекаюсь этнической куклой. Очень красиво смотрятся такие куколки и из сантехнического льна (продаемся в хозтоварах), только его надо вычесать перед использованием. Лён вообще - материал очень сильный!!!
Удачи Вам и счастья!!!

18.11.2012 | 11:04

Black_crow,
Спасибо, Black_crow, за комментарий! Вы знаете, эта куколка сделана из натуральных материалов по всем обереговым канонам. Это и есть, в общем-то, оберег. Вопрос в том, на сколько мы готовы принять это как оберег. Мы в наше безумное время совсем позабыли о наших корнях и традициях, поэтому большая часть людей воспринимает такие работы как сувениры, но есть и те, кто в это верит. Право выбора за каждым...

svetlana62,
Здорово! Вы молодцы! Я очень рада, что мой МК пригодился. Спасибо большое за комментарий!

17.11.2012 | 20:08

спасибо за мастер класс. мы с ребятами в моей группе с удовольствием сделали себе по помощнице, немного упростили, сделали всего лишь пару рук и косы не плели длинные. очень понравилось ребятам, а мальчишки сделали мальчиков. вот вам и гендерное воспитание.

17.11.2012 | 12:34

блин, так красиво! сразу навевает чем-то теплым и родным... и в самом деле как оберег=)

16.11.2012 | 22:44

татьяна,
Спасибо, Татьяна, что зашли на мой МК и за комментарий так же большое спасибо!

16.11.2012 | 21:03

интересная кукла! очень подробный и понятный МК. спасибо!!!

Интересная кукла! И очень подробный и понятный МК!!! Спасибо!

16.11.2012 | 19:01

Анна,
Как это важно-оказаться в нужное время в нужном месте!!! Рада оказаться полезной. Спасибо за комментарий!

Эдельвейс 2,
Спасибо, Эдельвейс, за визит и комментарий.

swetlana1169,
Я очень рада, Светлана, что вам понравилось!

Lyudmila,
Людмила, я вам очень благодарна за доброжелательность и понимание. Вы просто окрыляете!!!

Анна,
Спасибо, Анна! Рада, что моё творчество вам понравилось!

16.11.2012 | 12:40

Спасибо за подробный МК! И куколка получилась отличная!

16.11.2012 | 08:06

Иринушка, здравствуйте. В очередной раз Вы оказались на высоте, классную куколку сотворили. Видно, что сделана она со знанием дела и с удовольствием. Желаю Вам побольше вдохновения и идей для творчества. С уважением, Людмила.

16.11.2012 | 00:04

Спасибо за прекрасный МК и прекрасную добрую идею!

15.11.2012 | 22:09

очень интересная куколка, действительно десятиручка. Хороший МК, все понятно.

15.11.2012 | 19:36

Спасибо за МК, очень вовремя! Как раз хотела с детками в садике такую сделать.

13.11.2012 | 14:34

elen-ku,
Спасибо вам большое! Люблю обережное рукоделие! Куколка, конечно же, для души! Она у меня на кухне хозяйничает. Вам, elen-ku, спасибо за добрые слова и пожелания! Всего того же и побольше желаю и вам!

Катрина,
Катрина, спасибо вам большое! Делать обереговых кукол-сплошное удовольствие! В них вся душа! Спасибо, что заглянули на мой МК и за комментарий!

13.11.2012 | 10:50

спасибо за МК. это просто чудо! настоящий оберег, действительно

12.11.2012 | 20:10

Такую забавную и симпатичную куколку жалко сжигать или хоронить! Ее в музей надо отдать! Очень цветастая и замечательная Десятиручка! Пусть она Вам, Ирина, принесет вдохновение и новые идеи в творчестве!