Домовенок из пряжи. План-конспект занятия с пошаговыми фото
Предлагаю вам конспект занятия по изготовлению домовенка из пряжи, который является составляющей содержания образования первого года обучения по дополнительной общеобразовательной программе общеразвивающего вида художественной направленности базового уровня «Рукодельница» из раздела «Работа с пряжей». Данная тема затрагивает вопросы об использовании нетрадиционных техник работы с пряжей на занятиях по декоративно-прикладному искусству с детьми младшего школьного возраста. Работа предназначена для педагогов дополнительного образования, молодых специалистов, методистов.
Цель занятия:
Овладение основами изготовления игрушки из «нитяных заготовок» на объемной основе.
Задачи:
научить изготавливать игрушку из «нитяных заготовок» на объемной основе;
закрепить знания об изготовлении игрушек из «нитяных заготовок»;
дать алгоритм изготовления домовёнка из пряжи на объемной основе;
формировать интерес к творческой деятельности, к рукоделию.
Тип занятия: комбинированное занятие.
Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: словесные, наглядные, практическая работа.
Формы обучения: беседа, объяснение, практическая работа.
Средства обучения (или материалы и оборудование):
образцы готовых изделий,
пряжа разных цветов,
клей «Мастер» или клеевой пистолет,
газета,
нитки швейные,
бумажный скотч,
ножницы,
основа картонная для наматывания размером 8*18 см,
бусины,
пайетки,
лента атласная,
«глазки» искусственные для игрушек,
природный материал (колоски засушенные).
Возраст учащихся: 7-8 лет.
Домовенок из пряжи. Ход занятия:
Вводное слово
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждет увлекательное занятие! Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!
Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик. Например:
– Здравствуй, Настенька! Дин-дон-дон!
– Здравствуй, Сашенька! Дин-дон-дон!
И так далее, пока колокольчик не обойдет весь круг.
Цель упражнения: создание положительного настроя и доброжелательной обстановки в коллективе.
Сообщение темы занятия
Педагог предлагает детям отгадать загадку, чтобы узнать какую игрушку они будут сегодня изготавливать.
Кто за печкою живет,
Дом хранит от бед, невзгод,
И всегда он добр к нам,
Но бывает и сердитым он порой?
Существо то ... (домовой).
Педагог задает вопрос: кто такой домовой и выслушивает разные варианты ответов детей. В результате беседы выясняется главная функция домового – оберегать и защищать дом, и ребятам предлагается послушать сообщение об истории возникновения оберегов на Руси.
Актуализация знаний и полученного ранее опыта.
Педагог дает детям задание: рассмотреть образцы поделок, которые были выполнены на предыдущих занятиях из раздела «Работа с пряжей», и ответить на вопрос, каким образом были изготовлены эти изделия? Дети отвечают (все игрушки изготовлены с помощью заготовки из пряжи («нитяной» заготовки), наматывающейся на книгу или картонную основу).
После этого сообщается, что сегодня ребята познакомятся с новым приемом при изготовлении игрушки из «нитяных заготовок» на объемной основе.
Подготовка к практической работе
Педагог предлагает детям повторить правила техники безопасности при работе с инструментами.
Задание:
Дополни предложения (устно):
1. Ножницы во время работы должны лежать…
2. Передавать ножницы можно только...
3. Нельзя, чтобы клей попадал…
4. При работе с клеем пользуйтесь…
5. После окончания работы с клеем необходимо …
Практическая работа
Шаг 1. Подготовка к началу работы
Дети готовят: пряжу разных цветов, клей «Мастер» или клеевой пистолет, газету, нитки швейные, бумажный скотч, ножницы, основу картонную для наматывания размером 8*18 см, бусины, пайетки, ленту атласную, «глазки» искусственные для игрушек, природный материал (колоски засушенные) Педагог обращает внимание детей на помощника в их работе – технологическую карту. А также рассказывает о правилах изготовления оберегов.
Правила изготовления оберегов:
Обереги не могут быть изготовлены для себя.
Никто не может заставить кого-либо изготовить для себя оберег. Обереги изготавливается только по доброй воле и от чистой души.
Самые сильные – те, которые изготавливаются для вас вашими кровными родственниками.
Нужно тщательно выбирать материал для изготовления оберегов. Их нужно выполнять только из природных материалов.
В процессе изготовления необходимо думать о том человеке, для которого делаете.
Шаг 2. Изготовление домовёнка
Основой домовёнка будет шарик из газеты и «нитяная заготовка». Необходимо взять картонную основу для наматывания ниток (также основой может являться книга, подходящего размера) и намотать на нее пряжу примерно 60 раз. Затем заготовку из пряжи нужно разрезать с одной стороны и перевязать ниткой посередине.
Из газеты нужно сделать шарик и обмотать его нитками или бумажным скотчем. Затем нужно вложить «газетный шарик» внутрь заготовки и аккуратно распределив пряжу, завязать «хвостик».
Шаг 3. Изготовление ножек домовёнка
Для того чтобы изготовить ноги домовёнка, нужно намотать на картонную основу пряжу в количестве 30 кругов. Разрезать заготовку с одной стороны и перевязать её ниткой с одного края. Затем сплести из этой заготовки очень тугую косичку и закрепить ниткой на конце. Сложить косичку как и закрепить форму с помощью клея. Приклеить ноги домовёнку, подровнять «хохолок».
Шаг 4. Сборка и оформление домовёнка
Оформите лицо домовёнку. Приклейте глазки, носик сделайте из маленького клубочка. На «хохолок» привяжите ленту, сбоку приклейте колосок. Украсьте домовёнка, используя вашу фантазию!
Итог занятия. Рефлексия.
В конце занятия педагог задает вопросы:
- Что нового вы узнали для себя?
- Какой смысл вы заложили в сувенир-оберег?
- Заинтересовали ли вас народные обычаи и поверья? Какие?
- Захотелось вам сделать еще какие-то сувениры-обереги?
Педагог предлагает ребятам взять своих домовят в руки, продемонстрировать свои работы друг другу и сделать общее фото. Проводится рефлексия.
- Наш домовёнок хотел бы узнать: понравилось ли вам наше занятие? Возле него стоят коробочки с красными и синими сердечками. Если вам понравилось наше занятие, и вам было интересно, возьмите на память красное сердечко. Было скучно, неинтересно – возьмите синее сердечко. Если в коробочке у домовёнка останется больше синих сердечек, значит, наше занятие вам понравилось.
Автор: Луцик Наталья Анатольевна, педагог дополнительного образования МБУДО Крапивинский ДДТ, пгт. Крапивинский, Кемеровской области
Автор: Луцик Наталья Анатольевна