Игры из подручного материала для детей дошкольного возраста. Конспект
Консультация для родителей и педагогов
дошкольного образования «Игры из ничего»
(Игры из подручного материала для детей
дошкольного возраста)
Предлагаю вам подборку игр с
использованием подручных материалов для детей от трех до семи лет. Данная
работа будет полезна воспитателям, работающим с детьми данной возрастной
категории, а также может быть использована при консультировании родителей и
педагогов дошкольного образования.
Содержание:
Маленькие дети – очаровательные,
азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. Эти
любознательные непоседы не останавливаются ни на секунду: ведь всё, что их
окружает, - так интересно, да и к тому же доставляет массу удовольствий.
Познавая окружающий мир в основном через
осязание, ребенок любит все потрогать, осмотреть, попробовать, понюхать и
переставить с места на место.
К сожалению, не у всех и не всегда есть
возможность купить для своих малышей умные игры и игрушки, зато вместе с детьми
можно изготовить полезные игры из того, что нас окружает.
Все предложенные ниже игры, можно использовать во
время занятий с группой детей или одним ребенком (3-7 лет).
Игры из пуговиц и ниток
Состоят: из разнообразных по цвету и
форме пуговиц, ниток.
Развивают: воображение, зрительную и
тактильную память, внимание, логическое и образное мышление.
Использование:
- рассортировать пуговицы по цвету и
форме (с открытыми глазами и на ощупь);
- выложить дорожку из пуговиц –
запомнить – сломать – восстановить;
- взять 4-5 пуговиц: чем они
различаются, чем они похожи;
- выложить из пуговиц цифры, буквы,
геометрические фигуры;
- сосчитать только белые пуговицы,
только круглые, только с двумя дырочками;
- нанизать пуговицы на нитку таким
образом, чтобы была какая-либо закономерность (например: 2 круглых, 1 синяя, 1
овальная, 2 круглых, 1 синяя и т.д.).
- создать образы (картины) из пуговиц;
- угадать образы (картины) из пуговиц;
- использовать пуговицы в качестве
трафаретов.
Игры из коробок
Состоят: конечно, это должны быть
красивые коробки, необычные по форме и «наполненные» интересным содержанием.
Использование:
- в игре «Коробка с секретом» («Что в
коробке?» - логические задачки типа «Да-неток»);
- для работы с геометрическими фигурами:
«Что может быть в круглой (квадратной, прямоугольной и т.д.) коробке?»;
- для знакомства с понятиями: больше –
меньше, шире – уже, ниже – выше, короче – длиннее;
- для знакомства с понятиями: над – под,
внутри – снаружи, вверху – внизу, горизонтально – вертикально, зад – перед и
т.д.
В те дни, когда ребенку нельзя выходить
на улицу, для него будет большим удовольствием забраться в «пещеру», сделанную
из больших картонных коробок (причем, чем больше коробки, тем лучше). Пусть
маленькие дети покрасят или разрисуют коробки, а те, кто постарше, - вырежут
ножницами окна, чтобы можно было выглядывать наружу.
Игры из листьев
Состоят: из засушенных листьев клена,
березы, рябины, каштана и др.
Развивают: зрительную память, внимание,
воображение, логическое и образное мышление.
Использование:
- выложить дорожку из листьев, запомнить
– смешать – восстановить;
- определить и назвать, на что похож тот
или иной листик, зарисовать;
- приклеить листики на бумагу и
дорисовать образ;
- «нарисовать» только березовыми
(рябиновыми и др.) листьями дом.
Игры из старых газет и журналов
Возможность вырезать, комкать, рвать –
вот что привлекает детей в старых газетах и журналах. Как их можно
использовать?
- создавать СВОИ книжки, используя
картинки и шрифты;
- создавать СВОЙ алфавит, используя
самые разные буквы;
- вырезать заголовки, приклеивать их на
картоне и из множества заголовков составлять рассказы, сказки, послания;
- находить буквы, цифры, фразы в
одинаковых газетах (кто быстрее?);
- подбирать к рисункам и фотографиям
интересные заголовки;
- использовать заголовки в качестве
начала сказки, истории.
Игры из хозяйственных мелочей
Есть в каждом доме такие «мелочи»,
которые не используются по своему прямому назначению. Зато они могут найти
достойное применение в качестве развивающих игр.
1. Вешалки для галстуков:
- лекало;
- прибор для меткого попадания в цель;
- закладка;
- большая «скрепка»;
- держатель демонстрационного материала
и т.д.
2. Подразетники:
- лекало;
- пособие для объяснения понятий: внутри
– снаружи, большой – маленький;
- пособия для создания орнаментов.
3. Решетки для раковин:
- лекало;
- пособие для знакомства с
геометрическими фигурами;
- пособие для изображения, моделирования
образа нестандартными средствами.
4. Полиэтилен:
- для копирования знаков, фигур,
образов, штриховки с целью подготовки руки к письму, развития мелкой моторики;
- если на полиэтилене нарисовать
«закорючку» несмывающимся маркером, то такое пособие послужит для развития
воображения, путем «дорисовки» образа, увиденного в «закорючке»;
- если на полиэтиленовых карточках
несмывающимся маркером нарисовать элементы букв, цифр, геометрических фигур, то
такое пособие, благодаря своей прозрачности (путем наложения), послужит
пособием для знакомства с этими понятиями;
- для самостоятельных выводов детей о
следующих понятиях: узкий – широкий, длинный – короткий, большой – маленький,
один – множество, высокий – низкий, толстый – тонкий и т.д., используя прием
наложения, описанный выше;
5. Спички/ трубочки для коктейля:
- вместо счетных палочек;
- для моделирования и конструирования;
- для изображения образа нестандартными
средствами;
- для изучения понятия симметрия (во
время работы детей в парах);
- для развития ассоциативного мышления
через рисунки-пиктограммы из спичек/трубочек;
- для решения задач-головоломок типа: «Переложите
в зонтике две спички так, чтобы его собрать и получить три одинаковых
треугольника»;
- для игры в бирюльки (спички высыпаются
горкой, и по очереди игроками вынимаются таким образом, чтобы ни одна спичка не
пошевелилась).
6. Канцелярские скрепки:
Из канцелярских скрепок получаются
прекрасные игрушки. Еще лучше, если у вас есть цветные скрепки. Покажите
ребенку, как, соединяя их друг с другом, можно смастерить ожерелье для сестры
или своей подруги.
Скрепки – отличный строительный и
дизайнерский материал для игрушечных трасс и шоссе, по которым проносятся
машины из спичечных коробков. У вас нет машин? Тогда возьмите ластики и
соедините их распрямленными скрепками. Когда ребенку надоест это занятие, пусть
он на бумаге выложит из скрепок какую-либо композицию, а затем обведет её
карандашом.
7. Дырокол:
Ребенок может самостоятельно сделать
узор из дырочек, держа лист бумаги над мусорной корзиной и наугад пробивая его
дыроколом. Прокалывая в рисунке точки, можно придать ему необычный эффект. Если
малыш нарисовал человеческие фигурки, пусть попробует с помощью дырокола
сделать глаза, «петли» для пуговиц на рубашке или узор на юбке.
8.Наждачная бумага:
Возьмите несколько листов наждачной
бумаги (лучше взять разные сорта, чтобы ее структура и поверхность не были
одинаковыми). Если у вас есть картонные буквы и цифры, их контуры можно обвести
на наждачной бумаге, если нет, напишите их (делайте буквы и цифры небольшими),
а затем вырежьте и наклейте их на карточки размером пять на десять сантиметров.
Таким образом, вы получите прекрасное учебное пособие. Пусть ребенок закроет
глаза, ощупает карточку и определит, какая на ней буква или цифра. Эта методика
поможет всем малышам выучить цифры и буквы, особенно тем детям, которые любят
учиться «осязательно».
9. Копировальная бумага:
Компьютер и ксерокс окончательно вытеснили
такую замечательную вещь, как копировальная бумага. А она может занять малыша
на долгое время. Можно найти картинки в журнале и перевести их на бумагу.
10. Бумажный продуктовый пакет.
Самый простой способ смастерить куклу из
того, что есть на кухне, - это набить газетой бумажный продуктовый пакет,
перекрутить его посередине и перетянуть бечевкой или круглой резинкой.
Аккуратно, чтобы не было заметно, вставить внутрь стержень – пластмассовую
соломинку или любой другой безопасный предмет длинной около 25сантиметров.
Затем пусть ребенок сделает лицо кукле, вырезав его из такого же пустого
пакета.
P.S: Наш мир суетлив и беспокоен, но остановитесь на
мгновенье, отдайте себя детям! Они будут благодарны вам за это всю жизнь.
Используйте каждую свободную минуту на то, чтобы побыть с ребенком. И неважно,
есть ли на этот случай какое-либо развлечение для малыша или нет, постарайтесь,
чтобы время, проведенное вместе с ним, прошло как можно лучше.
Автор: Степанычева Марина Викторовна,
воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 110», г. Ярославль
Добавить комментарий | Комментариев к новости "Игры из подручного материала для детей дошкольного возраста. Конспект" уже 0: