Благотворное влияние рукоделия на физическое и психическое здоровье человека
В этой
статье я хочу поделиться не только обобщенными знаниями и выводами о пользе рукоделия, о его положительном
влиянии на взрослых и детей, но и личным опытом разрешения и профилактики
детской конфликтности, нормализации микроклимата в детском коллективе,
повышения уровня детской самооценки. Надеюсь, кому-то он будет полезен.
Влияние рукоделия на здоровье человека
Мнение о том, что занятие рукоделием
оказывает благоприятное воздействие на нервную систему, психику и в целом
позитивно влияет на человека, т.к. приобщает его к миру искусства, учит видеть
нечто особенное в обыденном, украшает собой серые будни, буквально расцвечивая нашу жизнь яркими красками,
существует очень и очень давно. На своем личном примере много раз проверено и
оценено «успокоительное» воздействие вязания, умиротворяющее воздействие
рисования.
Как человеком творческим и поэтому (а может быть
и не поэтому) легко ранимым, эмоциональным, рисование абстракций под музыку выбрано мной в качестве способа избавления от негативных эмоций и стресса.
А как человеком, ищущим наиболее удобный и комфортный для себя вариант разрешения внутренних противоречий и конфликтов, трансформации потока деструктивных эмоций в конструктивные, переход от
негатива к позитиву, такой способ выбран вполне осмысленно и целенаправленно.
Взрослому человеку, осознавшему наличие у себя некой проблемы, мешающей
в работе или личной жизни, тормозящей личностное развитие, присуще искать способ решения этой самой проблемы наиболее
удобным и эффективным для себя и ситуации образом. А что
же делает ребенок, столкнувшись с проблемой? Да ничего. В лучшем случае
позволяет себе бурную реакцию - наиболее
здоровое проявление эмоций. В
худшем случае «загоняет проблему в себя», формируя комплексы, а порой даже
разрушая себя неосознанно.
Очень часто родители и педагоги в школах,
само собой из благих побуждений - в
целях повышения уровня дисциплины пресекают, что называется на корню эмоциональные всплески у детей, лишая их тем самым единственного известного способа выплеснуть негатив, не предлагая
альтернативы. Любая мелочь, неправильно оцененная ребенком, может стать источником серьезной,
трудноразрешимой проблемы или конфликта, вызвать изменения в характере, серьезно повлиять на дальнейшую жизнь.
Чем же может помочь в этом случае рукоделие? Занятие ручным трудом, требующее, как правило, высокой концентрации,
позволяет ребенку погрузиться в себя, на время абстрагироваться от внешних
раздражителей и сосредоточится на вышивке, вязании - то есть достичь состояния
психологического комфорта. И если принять в расчет заключение медиков и психологов,
что стресс обладает свойством «накапливаться в организме», то можно
предположить, что регулярное пребывание в состоянии комфорта и безмятежности
тоже может аккумулироваться.
А стало
быть, психика ребенка со временем станет более устойчивой к внешним
раздражителям, что в свою очередь позволит снизить уровень конфликтности,
исключить агрессию, повысить самооценку, избавиться от ряда комплексов и
блоков, мешающих гармоничному развитию личности в период ее становления. Путем
исследований было доказано, что постоянное
монотонное движение рук благоприятно влияют на работу головного мозга, в частности на правое его
полушарие, отвечающее за воображение, эмоции и интуицию.
А стало быть, обучая
ребенка вышиванию крестиком, к примеру,
мы развиваем его воображение. Кроме того
качественно выполненная работа не может не радовать. У ребенка, на мой взгляд, эта радость, вызванная признанием результатов
его труда окружающими, равносильна радости от признания его самого, как
личности. То есть, получая удовлетворение
от своей работы, ребенок получает удовлетворение от самого себя - принимает себя, положительно себя оценивает, осознает свою полезность.
За примерами, что называется,
далеко ходить не нужно. С началом моей работы в детском центре от теоретических познаний, полученных, как правило, из незатейливых статей по
детской психологии, которые я с переменным успехом пыталась применять и опробовать на старшей дочери, пришлось
перейти к массовой практике. Если быть
честной до конца, я не ожидала, была
несколько обескуражена поведением
некоторых еще совсем маленьких своих учениц, а так же их родителей, бабушек и
дедушек.
Вращаясь в определенном кругу,
я наблюдала определенных детей, все они были, что называется благополучными и успешными, хорошо учились в школе,
занимались искусством, спортом, изучали иностранные языки. Своих будущих учениц
я представляла себе так же. Но вышло
так, что пришли очень разные дети, условия и методы воспитания, применяемые (или вообще не применяемые) к ним в
семьях тоже очень разные. Итог: в первый
же месяц я получила несколько конфликтных ситуаций между
детьми.
Сценарий самый банальный: более уверенная в себе девочка изо
всех сил стремилась захватить лидерство, существенно притесняя более робких. Замечания и вообще мое
присутствие в классе ее не смущали. Кроме того я рисковала потерять других
детей, которые бы ушли из-за некомфортной обстановки. От разговора с бабушкой -
единственным опекуном воинственно
настроенной ученицы, в котором я бы попросила забрать ребенка, меня удерживала
одна лишь мысль, что все таки она маленький ребенок, а я взрослый человек, мама
двоих детей и ее учитель в конце концов, т .е
должна найти выход.
Он нашелся случайно сам собой. Мы выполняли коллективную
работу. Девочка, как и следовало ожидать, осталась в одиночестве и явно
чувствовала себя некомфортно. Я
распределила задание так, чтобы включить ее в работу. Она очень старалась.
Пожалуй, первый раз работала в полную силу, пытаясь доказать
свою полезность и нужность. Захваченные
совместным творчеством, дети неожиданно
для себя перешли к общению. На мой
взгляд, углубившись в работу, они не воспринимали друг друга, как друзей или
врагов, а лишь как помощников, так как работа предполагала взаимопомощь.
А в ходе творческого процесса произошло то
самое абстрагирование от внешних раздражителей с концентрацией на работе,
которое и позволило снять нервозность и агрессию у детей по отношению друг к
другу. Эпизод второй. Приведу его в качестве примера
неумышленного занижения самооценки ребенка собственными родителями.
Родительское собрание. Мама воодушевленно рассказывает о достижениях дочери:
«Подумать только, ведь она и иголку в руках держать не умеет, как она это
сшила?!
Просто не вериться! Я ей всегда предлагала, давай научу - не хочет. У меня у самой большой опыт». Рядом сидит девочка. Слушает, что она ничего
не умеет, но вот как-то получился у нее шедевр. А как раз ее я собиралась
отметить, как человека, который пришел уже с навыками рукоделия. «Нет, говорю, Ваша дочка - большая молодчина, мне с ней приятно работать, она
многое уже умела, когда пришла. Самостоятельно работает, еще и сестренке
младшей помогает».
Вроде бы любим,
гордимся, но…не верим в собственных детей?
К чему я это: ребенок в процессе создания предмета рукоделия, своего
личного маленького шедевра ощущает собственную полезность, повышает самооценку.
Совершенствуя и оттачивая навыки, осваивая новые виды
декоративно-прикладного искусства,
приобретает возможность самовыражения, в момент которого забывает все
установки, которые случайно или нарочно были ему навязаны, тормозили личностное
развитие, подрывали веру в свои силы.
То есть по сути дела ручной труд сравним
с психотерапией. Только вместо
психотерапевта сам человек. Отключаясь от внешнего мира, концентрируя свое внимание на вышивке, вязании человек
вводит себя в состояние некоего гипноза, во время которого «самоисцеляется». И в
заключение приведу следующие медицинские
факты о благотворном влиянии рукоделия на физическое и психическое здоровье.
Известно,
что на теле человека есть различные точки, при воздействии на которые можно
причинить вред либо пользу определенным частям тела и органам, а так же вызвать
недуг, либо помочь в излечении некоторых болезней. Очень подробно этим
занимаются мануальные терапевты. Но и рукоделие тоже является невольным врачом.
Когда мы занимаемся тем или иным видом рукоделия, мы воздействуем на
определенные точки — нервные окончания на наших золотых ручках и это, конечно,
не может не сказывать на нас. Так что же происходит с нами, когда мы шьем,
вяжем, вышиваем?
Рукоделие – панацея от болезней
Ручное
вышивание: Лечит головные боли и шум в ушах, умственную усталость, нервное
перенапряжение. Макраме:
Лечит болезни сердца и почек, нервные головные боли, снимает раздражение,
волнение, гормональные нарушения. Бисероплетение: Лечит бессонницу, рассеянное внимание. Шитье:
Лечатся болезни сердца, связанные с нарушением ритма, снижается артериальное
давление, нормализуется внутричерепное давление, предотвращаются или
облегчаются нервные срывы, шоки, головные боли, бессонница, усталость,
улучшается состав крови.
Шитье мягких
игрушек, думок: Лечит аллергии, депрессии, агрессивность, мании, вялость,
сонливость, помогает при физической и умственной усталости, нарушении
координации, нарушений в работе вестибулярного аппарата. Вязание на
спицах: Лечит сердечно-сосудистые заболевания, головные боли, болезни нервной
системы, сотрясении мозга, способствует скорейшему выходу из депрессий и
помогает переносить тяжелые потрясения. Вязание крючком:
Помогает избавиться от головных, зубных и ушных болей, лечит простудные и
кардиологические заболевания, склероз, заторможенность нервных процессов,
повышенную утомляемость.
Автор:
Мелентьева Я.В., педагог дополнительного образования, МБОУ ДОД ЦДОД «Экология
детства» г.о. Самара
Автор: Мелентьева Я.В.
Добавить комментарий | Комментариев к новости "Благотворное влияние рукоделия на физическое и психическое здоровье человека" уже 0: