Сграффито в рисовании

Сграффито - это прием, при котором художник процарапывает верхний кра­сочный слой острым инструментом, чтобы обнажить нижний слой или ос­нову. Хотя чаще всего он применяется в живописи, его можно использовать и для создания фактуры в рисунке при работе с некоторыми материалами.
Прием сграффито особенно поле­зен, когда есть толстый слой мягкой или масляной пастели. Царапины мож­но оставлять любым острым инстру­ментом: мастихином, лезвием ножниц, скрепкой, даже ногтями. Если вам нуж­но процарапать верхний слой мягкой пастели, чтобы обнажить нижний, за­крепите нижний фиксативом перед на­несением верхнего.
Действуйте уверенно и быстро, что­бы работа выглядела энергично. Но помните, что пастель нужно именно царапать, а не прорезать, чтобы не по­вредить основу.

сграффито в рисовании

Процарапывание масляной пастели

Удалять или процарапывать масляную пастель следует острым ножом или мастихином.

сграффито в рисовании

Процарапывание мягкой пастели
Чтобы удалить один слой мягкой па­стели и обнажить другой, используйте плоскости лезвия.

сграффито в рисовании

Процарапывание угля
Применять технику сграффито можно к любому хрупкому материалу. Здесь этот прием был использован на рисун­ке, выполненном углем.
Практическое упражнение: Лесной пейзаж
Лесная чаща полна искривленных стволов, острых сучков и веток. Это подходящий объект для тренировки в технике сграффито. Снимая один пигмент и обнажая другой, мы можем создавать тонкие, энергичные линии, прекрасно передающие ощущение и особенности фактуры густого леса.
Для этого упражнения художник вы­брал темно-коричневую бумагу для мас­ляной пастели - того же цвета, что и древесные ветки. Он процарапывал слой пигмента, обнажая основу. Техника сграффито использована и на других участках, где цветных слоев больше од­ного. Благодаря этому приему получи­лось передать интересную фактуру и цветовое разнообразие листвы и травы.
Материалы
• Темная бумага для масляной пастели « Масляная пастель: темно-коричневый, черный, фиолетовый, темно-зеленый, белый, ярко-желтый, темно-синий, красновато-коричневый
• Острый инструмент
Объект изображения
Художник использовал элементы с двух фотографий. Не надо копиро­вать выбранную фотографию - нужно передать атмосферу и дух увиденного. Точно передать нужно только направ­ление роста деревьев и трав. Выбери­те самый интересный объект, который станет ключевым в вашей композиции. Художник выбрал толстый ствол дере­ва в левой части фотографии и распо­ложил его в соответствии с принципом третей.

сграффито в рисовании

сграффито в рисовании

 сграффито в рисовании
1. Схематично намечаем основные стволы и ветви, исполь­зуя темно-коричневую, черную и фиолетовую масляную пастель. Темно-зеленым цветом рисуем основные блоки листвы. Боковой стороной белой масляной пастели наме­чаем светлые участки неба между деревьями.

сграффито в рисовании

2. Ярко-желтой пастелью обозначаем пятна солнечного света. А теперь переходим к теням: темно-синей масля­ной пастелью рисуем самые темные тени на земле и зате­ненных сторонах древесных стволов.

сграффито в рисовании

3. Рисуем траву на переднем плане - наносим короткие вертикальные штрихи си­него, зеленого и желтого цветов. На переднем плане цвета должны быть ярче и теплее, чем на заднем: благодаря этому создается ощущение глубины. Слой пиг­мента должен быть достаточно толстым, чтобы вы могли его процарапывать.

сграффито в рисовании

4. Острым ножом процарапываем тонкие линии по белому небу, что­бы обнажить коричневую основу. Так мы «прорисовываем» тонкие, причуд­ливо изломанные ветки деревьев на заднем плане.

сграффито в рисовании

5. Красновато-коричневым цветом рисуем освещенную солнцем опав­шую листву, а затем желтым - пятна солнечного света.

сграффито в рисовании

6. Продолжаем работать над цветами переднего плана, а затем острым инструментом наносим царапины, кото­рые создают ощущение высоких, тонких травинок и сте­блей. Царапины наносим под разными углами - в соответ­ствии с направлением травинок. Нам понадобятся и неров­ные линии, чтобы показать переплетения листьев и веток.

сграффито в рисовании

7. Продолжаем работать в технике сграффито на перед­нем плане. Царапины должны иметь разную форму: то­чек, штрихов, вертикальных полос и зигзагов - лесная рас­тительность не отличается правильностью форм. На участ­ках самых темных теней острый инструмент поможет более равномерно распределить слой масляной пастели, а там, где это необходимо, - полностью его снять.
Законченная работа
Художник использовал прием сграффито, чтобы создать живой рисунок с богатой фактурой лесного пейзажа. Ему удалось очень естественно изобразить густой подлесок, сплетение длинных веток деревьев и спутанную траву на переднем плане. Штрихи масляной пастели, которыми на­рисованы толстые стволы и ветви, и линии сграффито, ис­пользованные для изображения острых сучков и отдельных травинок, сочетаются очень гармонично и естественно. 

сграффито в рисовании

  • 02.04.2015
  •   Просмотров: 1 421

«Мастерклассы» © 2011-2016.

Комментариев к новости "Сграффито в рисовании" Уже: 0