Литература для растущего читателя
Разнообразие детской литературы впечатляет. Многие издания предлагают юным читателям красочные иллюстрации, рассказы о героях любимых мультфильмов, классические и современные произведения. Как не растеряться в этом изобилии? На что обращать внимание при выборе? Какие книги для детей действительно способствуют всестороннему развитию? Давайте поговорим об этом подробнее.
Возраст – главный критерий
Выбирая детскую литературу, важно акцентировать внимание на личных предпочтениях ребёнка, его уровне развития. Так, например, малышу в 3–4 года интересно смотреть яркие картинки и слушать лёгкие для восприятия сказки, а школьнику они покажутся банальными и скучными. Выбрать качественную и недорогую литературу для детей можно в интернет-магазине книг https://www.books.ru/.
Осуществляя покупку, необходимо учитывать и возраст ребёнка. Например:
до 1 года. Некоторые родители начинают знакомить детей литературой ещё в 3–6 месяцев, другие откладывают этот процесс на более позднее время. Психологи рекомендуют показывать различные картинки, как только малыши начинают активно проявлять интерес к изучению окружающего мира. В таком возрасте достаточно показывать, как выглядит корова, собака, мячик, кукла и другие животные и предметы. Таким образом, на протяжении первого года жизни у ребёнка будет активно формироваться базовое восприятие предметов;
1 год. В этом возрасте детки начинаю ходить, а также изучают мир не только на слух, но и на ощупь. Поэтому им интересны фактурные и яркие книги с короткими описаниями, которые могут озвучивать родители. Так, им импонируют небольшие потешки, стишки и т. д. Текст должен быть несложным. Во время его прочтения можно продумать движения, чтобы малыш смог быстрее усвоить смысл услышанного;
2 года. В этом возрасте деток необходимо знакомить с фольклором. Это могут быть простые сюжетные сказки, песенки, рассказы. Здесь важна и яркость иллюстраций. Арсенал крохи необходимо постепенно дополнять обучающими книгами, которые позволяют быстро и в форме игры освоить счёт до 10, ознакомиться з азбукой, геометрическими фигурами, растениями, цветами и т. д.;
3–4 года. На данном этапе развития детки уже могут воспринимать более сложные произведения (творчество детских классиков, таких как Чуковский, Михалков, Барто и т. д.). Мелодичные стихотворения запоминаются проще. По мере взросления ребёнка можно выбирать прозу, читать сказки с большим количеством действующих лиц;
5–8 лет. Дошкольники и ученики начальных классов уже готовы к серьёзным произведениям. Важно, чтобы родители научили своих чад сопереживать героям. При выборе книг на первый план должна выходить смысловая составляющая, хотя от иллюстраций тоже не стоит отказываться;
9–12 лет. Старшим детям уже неинтересно читать истории, в которых персонажи – животные. Им больше импонируют герои-люди, особенно ровесники. В таком возрасте дети могут самостоятельно выбрать книгу, ориентируясь на свои личные предпочтения;
старше 12 лет. Взрослых ребят только картинками уже не впечатлить. Им захватывает дух от приключенческих, фантастических рассказов со сложной сюжетной линией. Поэтому родители могут смело доверить выбор литературы детям.
Прививать ребёнку любовь к чтению необходимо с раннего возраста. Правильно подобрав книги, вы заинтересуете малыша, соответственно, не нужно будет его заставлять изучать новую информацию.
Критерии выбора
Кроме возраста, при покупке книги стоит обращать внимание на ряд важных факторов. Детская литература обязательно должна быть:
безопасной;
интересной;
яркой, но с белыми страницами и крупным шрифтом.
Выбирать нужно тщательно и придирчиво. Перед покупкой можно почитать сокращённое описание книги, отзывы о ней. Важно поинтересоваться и мнением ребёнка, ведь если раньше все любили классику, то современным детям нравятся истории о ракетах, компьютерах, машинах, интернете и т. д.