» » » Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой детей старшего дошко-льного возраста. Литературная викторина «Что за чудо эти сказки»

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой детей старшего дошко-льного возраста. Литературная викторина «Что за чудо эти сказки»


Вашему вниманию предлагается конспект НОД детей 5-6 лет по ознакомлению с художественной литературой. Тема: Литературная викторина «Что за чудо эти сказки». Данная работа будет полезной воспитателям старшей группы. Работа направлена на формирование у старших дошкольников образной речи: умения понимать переносное значение пословиц, образных выражений с соответствующей литературной или речевой ситуацией.

 

Обобщает знания детей по сказкам. Развивает творческое мышление, умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок.

 

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста

 

Цель: Систематизировать знания о жанровых особенностях сказки.

 

Задачи:

 

  • Обобщить знания детей по сказкам. Закрепить умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок.
  • Развивать мышление, воображение, интерес, внимание. Формировать образность речи: умение понимать переносное значение пословиц, образность выражений с соответствующей литературной или речевой ситуацией.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к сказкам.

 

Ход занятия:

 

  • Проведение викторины.
  • Драматизация любимой сказки.
  • Награждение.

 

Оборудование:

 

  • Костюмы и атрибуты для драматизации сказок;
  • сувениры для победителей;
  • фишки.

 

Литературная викторина «Что за чудо эти сказки»

 

I часть. Педагог встречает детей (всю группу), рассаживает двумя полукругами (командами, которые определены в группе по желанию детей). Сообщает, что подошел к концу учебный год и что сегодня на последнем занятии дети могут еще раз показать, чему научились за три года, какие приобрели умения и навыки. Поможет в этом викторина «Мы любим сказки».

 

Каковы же условия нашей викторины? У нас две команды. Вопросы командам задаются в порядке очерёдности, отвечающий участник получает жетон-очко. Если представитель данной команды не знает ответа, может ответить участник другой команды, принеся своей команде очко.

 

Наша литературная викторина будет состоять из следующих тем:

 

1. Разминка.

2. Удивительные превращения.

3. Сказки зарубежных писателей.

4. Сказки русских писателей.

5. Русские народные сказки.

6. Драматизация любимой сказки.

7. Физминутки-сказки.

 

1 конкурс. «Разминка»

 

Вопросы разминки:

 

1. В какой сказке главная героиня превратилась в облачко? («Снегурочка»)

2. Героиня какой сказки получила в награду кусок льда? («Мороз Иванович»)

3. Кто превратил Василису Премудрую в лягушку? (Кощей Бессмертный.)

4. Как звали трёх медведей из сказки Л.Толстого «Три медведя»? (Михаил Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка.)

5. Кто из трёх поросят построил самый прочный домик? (Наф-Наф)

6. Что приговаривала царица, глядя в волшебное зеркальце?

 

«Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи.

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

 

7. Какой мальчик должен был выложить слово «вечность»? За это ему обещали подарить новые коньки и весь свет. (Кай.)

8. Где находится смерть Кощея Бессмертного? (Дерево, сундук, заяц, утка, яйцо, игла.)

9. Как звали корову кота Матроскина? (Мурка.)

10. От кого ушёл Колобок? (От дедушки, от бабушки, зайца, волка, медведя.)

 

2 конкурс. Удивительные превращения.

 

В кого превращались или были заколдованы сказочные герои?

 

1. Гадкий утёнок из сказки Г.Х.Андерсена (в лебедя)

2. Чудище из сказки Аксакова «Аленький цветочек» (в принца)

3. Одиннадцать братьев-принцев из сказки Андерсена «Дикие лебеди» (в лебедей)

4. Братец Иванушка (в козлёнка)

5. Василиса Прекрасная (в лягушку)

6. Людоед из сказки Шарля Перро «Кот в сапогах» (в мышку)

 

3 конкурс. Сказки зарубежных писателей.

 

1. С букварём шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В деревянный балаган.

Как зовётся эта книжка? («Золотой ключик или приключения Буратино»)

Как зовётся сам мальчишка? (Буратино)

2. Какая девушка на балу потеряла туфельку? (Золушка)

3. Как звали хозяина Кота в сапогах? (Маркиз Карабас)

4. Как звали самую маленькую девочку? (Дюймовочка)

 

4 конкурс. Сказки русских писателей.

 

1. Кто написал сказку «Приключения Незнайки»? (Н.Носов)

2. Как зовут главных героев сказки Э.Успенского «Каникулы в Простоквашино»? (Дядя Фёдор, кот Матроскин, собака Шарик, почтальон Печкин.)

3. Какого насекомого испугались все звери? (Таракан из сказки К.Чуковского «Тараканище»)

4. Угадайте, кто это? «Перед ней сидит старик седой-седой; сидит на ледяной ла-вочке да снежные комочки ест; тряхнёт головой - от волос иней сыплется, духом дохнёт - валит густой пар» (Мороз Иванович)

5. «Идёт, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А тем временем сзади пристала незнакомая собака да все баранки одну за другой и съела». Про какую девочку здесь говорится? (Про девочку Женю из сказки В.Катаева «Цветик-Семицветик»)

 

5 конкурс. Русские народные сказки

 

1. Кто с кем такой делёж устраивал: «Твои вершки, а мои корешки». (Мужик с медведем в сказке «Мужик и медведь»)

2. Скажите, какого героя провели на пирожках? (Медведь из сказки «Маша и медведь»)

3. Кто варил кашу, применяя ум и смекалку? (Солдат в сказке «Каша из топора»)

5. Какими словами начинаются русские народные сказки? («Жили-были... », «В некотором царстве, в некотором государстве...».)

7. Чем кормила лиса журавля? (Кашей)

9. Из какой сказки эти строчки?

 

Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался Кота,

Выглянул в окошко...

(«Петушок-золотой гребешок».)

10. Кто первый нашёл теремок? (Мышка-норушка.)

 

11. А дорога далека

А корзина нелегка

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок («Маша и медведь»)

 

12. Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко

Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)

 

13. Нет ни речки, ни пруда –

Где воды напиться?

Очень вкусная вода –

В ямке от копытца! («Сестрица Аленушка»)

 

6 конкурс. Пословицы и поговорки.

 

1. Какая пословица подходит к сказке «Хаврошечка»? (Как аукнется, так и откликнется.)

2. К какой сказке подходит поговорка «Ленивому и лениться лень? («Айога»)

3. К какой сказке подходят пословицы «Крепкую дружбу и топором не разрубить», «Плохи друзья, коли до черного дня»? («Мышка Вострохвостик»)

4. К какому персонажу сказки Владимира Одоевского можно применить пословицу «Что посеешь, то и пожнешь»? (Рукадельница, Ленивица)

 

II часть. Драматизация любимой сказки. Педагог дает задание командам, выбрать костюмы и показать сказку. После того как дети выбрали сказку, педагог помогают им нарядиться. Проводится драматизация сказки сначала одной командой, затем другой. После очередного показа сказки, проводятся физминутки. По окончании драматизации воспитатель хвалит всех за талант, старание, умение изобразить любого героя различными средствами выразительности.

 

Теремок.

 

В чистом поле теремок

Был ни низок, не высок. (присели, встали руки вытянуты)

Звери разные там жили,

Жили дружно, не тужили. (поклон)

Там и мышка (руки перед собой на носочках)

И лягушка (присели)

Зайчик (прыжки)

С лисонькой – подружкой (повертели «хвостиком»)

Серый волк – зубами щелк (показали руками «пасть»)

В дружбе знали они толк. (поклон)

Но набрел на теремок

Мишка косолапый (изобразить мишку)

Раздавил он теремок

Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок)

Звери очень испугались,

Поскорее разбежались (бег на месте)

А потом собрались снова

Чтоб построить терем новый. (сели на стульчики)

Заюшкина избушка.

В лубяной избушке

Жил заяц на опушке. (прыжки)

А в ледяной избушке-

Лисица на горушке. (повертели «хвостиком»)

Растаяла весною

Избушка на горушке (показать руками крышу)

Лисица побежала

К зайцу на опушку. (бег с повиливанием «хвостом»)

Выгнала зайчишку

Из лубяной избушки (кулачок об кулачок)

Да сама жить стала

В избушке на опушке (хлопки в ладоши)

И ни волк (руками показали «пасть»)

И ни медведь (показать).

Не смогли помочь.

Петушок отважный

Прогнал лису прочь (топать ногами)

Так остался петушок

У заюшки в избушке. (прыжки)

В лубяной избушке,

Избушке на опушке. (показать руками крышу)

Педагог: На этом наша литературная викторина подошла к концу. Мы говорим сказке до свидания, но не прощаемся с ней. Всем участникам большое спасибо.

 

III часть. Подведение итогов. Поощрение наиболее активных участников. Под аплодисменты детям вручаются памятные медальки.

 

Звучит музыка, воспитатель:

Сказки вы не забывайте,

С интересом их читайте.

В гости ждем мы вас, друзья,

Вам будут рады здесь всегда!

 

 

Автор: Сакинова Ольга Владимировна, воспитатель МБДОУЦРРДС "Золотая рыбка", г. Ноябрьск

 






Добавить комментарий
| Комментариев к новости "Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой детей старшего дошко-льного возраста. Литературная викторина «Что за чудо эти сказки»" уже 0:

Читайте также
Добавить комментарий:
Введите код с картинки:*
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив