» » » Процесс реализации обновления содержания образования в Республике Казахстан на уроках английского языка

Процесс реализации обновления содержания образования в Республике Казахстан на уроках английского языка


«Будущее казахстанцев –
за свободным владением
казахским, русским и английским языками».
Н.А.Назарбаев


Уже с 2016 года казахстанские школьники перешли на трехъязычное обучение. Об этом решении говорится в Государственной программе развития образования и науки РК на 2016-2019 годы, которая была утверждена первого марта 2016 года.
Стоит отметить то, что не сразу все классы подвергнулись переменам. В данном случае предполагается поэтапный переход учеников на новый формат обучения в периоды:
2016 год - 1 класс;
2017 год - 2, 5, 7 классы;
2018 год - 3, 6, 8, 10 классы;
2019 год - 4, 9, 11, 12 классы.
При переходе на обновленное образование были выявлены следующие особенности:
1. Важность предмета
2. Цели учебной программы по предмету
3. Реализация политики трехязычия
4. Организационные требования к процессу преподавания
5. Компетентность в использовании информационно - коммуникационных технологий
6. Развитие коммуникативных навыков у учащихся
7. Подходы к оцениванию результатов изучения предмета
8. Содержание, организация и последовательность разделов программы по предмету.
Указанные особенности содержатся в  учебном материале по уровням образования. К учебной программе прилагается учебный план рекомендательного характера, состоящий из долгосрочного и среднесрочного планов. В планах, базирующихся на системе целей и подходах к обучению, даны рекомендации для учителей по проведению занятий по темам и разделам, организации учащихся на уроках, а также включены учебные ресурсы (интернет, тексты, упражнения, видео- и аудиоматериалы и др.).
Содержательным отличием обновленных учебных программ являются:
– принцип спиральности к проектированию содержания предмета;
– иерархия целей обучения по таксономии Блума, основанная на закономерностях познания  и классифицируемая по наиболее важным видам предметных операций;
– педагогическое целеполагание по уровням образования и на протяжении всего курса обучения, что позволяет максимально учесть внутрипредметные связи;
– наличие «сквозных тем» между предметами как внутри одной образовательной области, так и реализация межпредметных связей;
– соответствие содержания разделов и тем предметов духу времени, акцент на формирование социальных навыков;
– технологизация учебного процесса в форме долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов.
При изучении языков в обновленном образовании особый упор делается на коммуникативный подход, направленный на развитие 4 навыков речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо. Грамматика изучается в рамках предложенных речевых тем.
И возникает вопрос о том, как сказывается введение трехъязычной программы обучения в общеобразовательных школах. Ведь, при любом раскладе, начинаются трудности, по большей степени они возникнут у преподавательского состава.
Современное казахстанское общество характеризуются общественной модернизацией и включением в мировые интеграционные процессы, где ведущую позицию занимает образование.
Президент страны Н.А. Назарбаев поставил достаточно высокую планку перед национальным образованием. Образование должно стать конкурентоспособным, высококачественным, таким, чтобы выпускники казахстанской школы могли легко продолжить обучение в зарубежных вузах. Внедрение в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы обучения на трех языках — это, безусловно, значительный шаг вперед — в направлении реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан до 2019 года, одной из базовых компетенций которой являются трехъязычие, евразийская поликультурность, коммуникативность и технократичность.
В концепции 12-летнего среднего общего образования Республики Казахстан определена главная цель — формирование и развитие образованной и творческой, компетентной и конкурентной личности, способной жить в динамично развивающей среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.
Сегодня, учитель перестал быть для ученика единственным источником информации, и надо признаться, нередко ученики превосходят учителей в умении пользоваться ИКТ и с интернет-ресурсами. Поэтому нужны новые средства и подходы для обучения и развития умения размышлять, понимать, анализировать, т.е. для привития практических навыков.
Переход  на обновление содержания предъявляет новые требования к кадровому ресурсу.  Поэтому педагогу необходима готовность к восприятию методологии и содержания обновленного образования, к изменению программного и методического обеспечения образовательного процесса, к изменению целей и способов педагогической деятельности.
Структура новой модели школьного образования должна разворачиваться в контексте вопроса «Для чего учиться в школе?» вместо традиционного «Чему учить в школе?». Решению этих вопросов как раз  и  способствуют практика уроков по обновленной программе, в ходе которой учителя знакомятся с нормативно-правовыми документами, обновленными учебными программами, учебником и раздаточным материалом. Интересно разрабатывать задания по уровням мышления, составлять краткосрочные планирования уроков (поурочные), а также  продумывать дифференциацию предлагаемого учебного материала.
Краткосрочный план урока,  в отличие от традиционного, содержит конкретные действия на основе целей обучения. При его составлении необходимо точно указать цели урока, ожидаемые результаты с учетом дифференциации, продумать межпредметные связи. Важным моментом является этап оценивания процессов обучения и преподавания после проведенного урока. В отличие от традиционного подхода индивидуальный план можно комментировать своими размышлениями, использовать его для дальнейшего улучшения и развития обучения.
Критериальное оценивание, с одной стороны, облегчает процесс оценивания, поскольку основывается на предопределенных критериях. И такое оценивание является объективным, открытым, доступным для всех участников учебного процесса: и для учителей, и для учеников, и для родителей. С другой стороны, конкретные критерии оценивания для каждой учебной цели являются дополнительным источником, построенном на доказательствах, в поисках которых должен находиться учитель. Все это требует от учителя особой подготовленности, постоянных поисков.
Сразу следует отметить, что обновленная программа – это не только новые учебники, новая сетка часов, новые подходы, методы, стратегии, но, что самое главное, изменение в содержании образования, новое видение долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного планирования, а также новые подходы в оценивании детей (формативное, суммативное оценивание).
На своих уроках при проведении формативного и суммативного оценивания обговариваю с учениками критерии и дискрипторы оценивания. Согласно критериям, учащимся проще выполнять работу и делать акцент на конкретном задании. При проведении заданий по формативному оцениванию на уроках, учитывая критерии и дискрипторы, можно доверить оценивание работ другим учащимся (парная, групповая работа). Многие задания способствуют развитию говорения.
Важным моментом является этап рефлексии, если в традиционном образовании этот этап урока был не таким важным (Итог урока) и не занимал много времени, то сейчас мы уделяем отдельное внимание рефлексии, т.к. по рефлексии мы определяем, как ребенок оценил себя, другого ученика, узнаем, что он усвоил, а что ему далось с трудом.  По рефлексии мы видим обратную связь с учеником. Поэтому, я считаю, что рефлексия в конце урока очень важна. Но так же рефлексию можно применять, не только в конце урока, но и после каждого задания. Например, «Лестница успеха», «Дерево желаний», «Лист самоанализа», «2 звезды, 1 пожелание» и т.д.
Положительным в обучении первому, второму и третьему языкам является введение единого рече-тематического режима, позволяющего расширить  словарный запас, отрабатывать коммуникативные навыки в рамках интегрированной речевой тематики. Обучение предметам «Казахский/ русский язык» (Я2) как второй и «Английский язык» (Я3) осуществляется согласно CEFR ( общеевропейской рамке владения языками). Например, при изучении новой лексики в новом учебнике даются слова не только с переводом на русский, но и казахский. При изучении новых слов, учащиеся повторяют эти же слова на казахском, что развивает триязычие. Например, wolf- ?ас?ыр- волк
Методы, приемы и стратегии способствуют активному вовлечению в учебный процесс на иностранном языке и предметное преподавание на трех языках, при условии плавного, пошагового введения, это веяние времени для современного, конкурентноспособного выпускника. Сейчас очень много говорят о CLIL, как одной из наиболее эффективных форм ведения урока, которая основывается на интеграции основного предмета и английского языка и мы точно знаем, что эффективная дифференциация – это больше чем наблюдение как ученики работают в течение урока совместно с учителем, это смена и постоянная модификация деятельности со смешением различных методов и приемов.
Я считаю, что самая главная сложность приизучении английского языка является отработка навыка аудирования и говорения. Причем, говорению нельзя научиться без аудирования. Они вместе образуют один акт устного общения. Аудирование является производным, вторичным в процессе общения, оно сопровождает говорение. Развитие навыков аудирования как вида речевой деятельности является одной из самостоятельных задач обучения английскому языку. Первый этап обучение аудированию- этослышим и видим спикера. Первым делом учащиеся должны повторить услышанное, а не понять. Не всегда мы можем увидеть ответную рекцию. Иногда это является помехой при обучении аудированию- учащийся старается продумать ответ, вместо того, чтобы анализировать его. То, что ученик пытается говорить на иностранном языке- это конечный результат т.к. говорение является самым сложным аспектом языка. Хороший результат дают упражнения в слушании с целью узнавания, различения, сопоставления. Например, дополните диалог фразами, прослушав его; прослушав текст о двух героях Джейн и Майкл, напишите об особенностях характера Джей и Макла в 2 столбика и т.д.
Я считаю, что на начальном этапе обучения иностранному языку наглядность особенно необходима. Необходимо, чтобы особенно на начальном этапе обучения иностранному языку предмет или рисунок с его изображением непосредственно стоял перед глазами учащихся и сильно врезался в память
Использование картинной наглядности на уроках иностранного языка в средних учебных заведениях очень эффективно. Она помогает учителю на начальном этапе организовать работу по расширению словарного запаса учащихся, создать языковую атмосферу на уроке и вне его, использовать лексику для развития устной иноязычной речи. Наглядные пособия на уроке иностранного языка способствует активизации познавательной деятельности детей, повышает интерес к изучаемому языку, расширению их кругозора, значительно обогащает лексический запас учащихся. Наглядность должна предполагать овладение наиболее употребительной лексикой английского языка, которая предусмотрена программой для начального этапа обучения иностранному языку.
Отбор картинок наглядности производится мной с учетом специфики интересов учащихся. Это такие темы, как: Family, School subject, at the house, Food, Pets and etc.
На уроках мы создаем «Картинные словари» и в дальнейшем изучении  используем их. Работа с таким словарем учит их употреблять лексику со смыслом и с точным значением.
Наглядность на уроке иностранного языка и вне его способствует, прежде всего обогащению лексического запаса учащихся, совершенствует знания, умения, навыки детей в изучаемом иностранном языке, повышает заинтересованность школьников в данном предмете, помогает раскрытию более полного творческого потенциала учащихся младших классов. Наглядность вызывает интерес к занятиям языком, переводит произвольное внимание в послепроизвольное, расширяет объем материала, который подлежит усвоению, тренирует творческое воображение учащихся младших классов.
Принцип наглядности обучения – это один из самых интуитивно понятных принципов обучения, которой вытекает из сущности процесса восприятия, осмысления и обобщения материала учащимися.
Наглядность действует на эмоциональную сторону личности учащегося. Известно, что органы зрения обладают большей чувствительностью. “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать” – гласит русская пословица. “Пропускная” способность органов зрения в овладении информацией в пять раз больше, чем органов слуха. Эта информация запечатлевается в памяти человека легко, быстро и надолго. Применение наглядности в сочетании со словом учителя способствует более прочному усвоению материала.
Средства наглядности помогают созданию образов, представлений, мышление же превращает эти представления в понятия. Иллюстрации способствуют развитию внимания, наблюдательности, эстетического вкуса, культуры мышления, памяти и повышают интерес к изучению иностранного языка.
Рисунки, фотографии, схемы, таблицы, картинки являются внешним видом наглядности. Существует и наглядность внутренняя, которая вытекает из конкретного контекста, непосредственного языкового окружения. Наглядность есть проявление психических образов этих предметов, изображенных на фотографиях, рисунках и т.д. когда говорят о наглядности, то имеют в виду образы этих предметов. Яркая наглядность создает представление о живых образах, вызывает соответствующие ассоциации, так как восприятие наглядности оказывает эмоциональное воздействие на обучаемого. Существует слуховая, зрительная и предметная наглядность. Использование предметной наглядности способствует развитию мышления на иностранном языке.
Например, используя картины на своих уроках, можно заметить, что дети намного быстрее запоминают те или иные слова, более активно ведут себя на уроках. Наглядность обычно вносит оживление в урок. Дети с интересом слушают рассказ по картинке, которая помогает им понять смысл иностранной речи, они сами загораются желанием высказаться или ответить на вопросы по содержанию картины.
При объяснении материала я часто на доске вывешиваю карточки с новыми словами, а рядом с ними картинки. Ученики читают слова и по картинке угадывают их значении. Пользуясь картинками, мы заставляем учащихся работать и активизируем их моторную память.
Также, я рекомендую и сама практикую использование наглядности и на начальном этапе урока (в фонетической зарядке). Например, при работе со текстами учащиеся имеют возможность увидеть, о чем идет речь. Не считая текстов, можно использовать игры, цель которых – узнать на сколько хорошо учащиеся знают слова и могут составлять с ними предложения. Для игр раздаются карточки с изображением картинок, поставленных так, что новое слово начинается с последней буквы предыдущего слова. Также можно раздать картинки, под которыми написаны слова, задание учащихся составить как можно больше предложений с этими словами.

В наше время английский язык входит в число обязательных предметов, изучаемых в школе. Это очень важный этап в обучении детей, т.к. в школе закладываются начальные знания языка, навыки его применения и желание его изучать. Методика преподавания английского языка, которая практикуется в школе должна основываться на активной деятельности, играх, визуальных методах,  быть интересной и понятной детям.

Поэтому я сама и многие мои коллеги на уроках английского языка используют различные методы обучения, игровые, поисковые и исследовательские, что способствует развитию интереса к изучению английского языка. Различные физминутки, мозговой штурм, создание комфортной атмосферы на уроке располагает детей к изучению языка и повышает мотивацию.

Список использованной литературы.
1. Послание Президента Республики Казахстан от 10 января 2018 года
2. Инструктивно-методическое письмо « Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах Республики Казахстан в 2017-2018 учебном году»
3. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы

Наженова Маржан Алгабасовна
Учитель английского языка
Карабалыкской СШ № 1 им. М.Горького





Добавить комментарий
| Комментариев к новости "Процесс реализации обновления содержания образования в Республике Казахстан на уроках английского языка" уже 0:

Читайте также
Добавить комментарий:
Введите код с картинки:*
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив