Методическая разработка учебного занятия по декоративно-прикладному творчеству «Подарочная кукла»

В предлагаемой разработке представлена технология изготовления игрушки-куклы из ткани. Занятие рассчитано на детей с навыками работы с тканью, ножницами и иглой.

Возраст детей от 9 лет. Продолжительность занятия 2 академических часа.

Цель:

-изготовления куклы

Задачи:

- знакомить детей, используя разный материал с изготовлением подарочной куклы

- обучить ребенка технологии изготовления куклы

-развитие фантазии, развитие мелкой моторики рук

-воспитание усидчивости, терпения, желания делать своими руками.

Рекомендации:

-необходимо удобное рабочее место, хорошее освещение;

- инструменты: иглы, нитки, ножницы

-необходимый материал: ткань, пряжа, шнур

Ход занятия:

История создания тряпичных кукол уходит глубоко в века. Раньше когда производство игрушек не было налажено, первую куклу для своей девочки делали ласковые, заботливые руки матери. Этой игрушкой была кукла - закрутка. Она выполнялась из различных лоскутков или нитей, пряжи.

В каждой такой кукле чувствуется мудрость и сила наших предков. У славянских народов, было большое многообразие кукол. Тряпичные куклы бытовали как игрушки с ценными воспитательными качествами.

Сегодня текстильная кукла бережно хранит традиции народного рукоделия. Это искусство таит в себе глубокие знания предыдущих поколений.

Изготовление куклы – прекрасная возможность совместной деятельности с ребенком.

В какие игры любят играть Ваши дети?

Какие любимые игрушки Вашего ребенка? Почему?

Где мы берём игрушки? Из каких они материалов?

Какое разнообразие игрушек нас сейчас окружает. Зайди в любой детский отдел и глаза разбегаются от изобилия. Можно выбрать игрушку по душе и по карману.

А в какие игрушки играли ваши родители? В чем их отличие от современных игрушек?

В магазинах игрушки раньше не покупали. Все игрушки раньше делали сами из натуральных материалов. Что подходило для игрушки? Вот как об этом пишет наш вологодский писатель Василий Белов в книге «Лад»:

«Когда бьют печь, кто-нибудь да слепит для ребёнка птичку из глины, если режут барана или бычка, то непременно разомнут и надуют пузырь, опуская в него несколько горошин (засохший пузырь превращался в детский бубен). Если отец плотничает, то обязательно наколет детских чурбачков. Когда варят студень, то мальчишкам отдают козонки (бабки), а девочкам лодыжки, охотник каждый раз отдаёт ребёнку пушистый белый заячий хвостик, который подвязывают на ниточку. Для детей специально плели маленькие корзинки, лукошки, делали маленькие грабельки, коски, куклы».

Игра и игрушка – это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью обучали детей труду; они были необходимы, чтобы передать накопленный трудовой опыт.

История тряпичной куклы

Самой распространённой игрушкой любой семьи была кукла. Ей играли дети, куклы любили бабушки и прабабушки. С ней играли в царских дворцах и крестьянских избах. Любую куклу делали сами из подручных материалов. А ими были лоскуты ткани, тряпочки. Куклы так и назывались – тряпичные. В каждом доме их умели делать. Сначала для детей делали куклу взрослые, а потом и сами дети с 5-6 лет начинали мастерить кукол. В некоторых домах их насчитывалось до 100 штук.

Куклы были разнообразные:

По назначению: игровая, оберег.

По образу: кукла-крестьянка, кукла-барыня.

По способу изготовления: сшивная, несшивная (закрутка).

Вот, что рассказала Карачёва Нина Григорьевна (жительница деревни Калинино, Теребаевского поселения, Никольского района):

«В детстве самыми любимыми игрушками были куклы. С малолетства мы умели делать кукол. Делали из тряпочек, рямушечек, носовые платочки использовали. Куклы одни сшивали, а другие просто закручивали и завязывали нитками. Куклам никогда не рисовали лицо. Такие куклы назывались безликими. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может селиться нечистая сила. «Безликая» кукла считалась предметом неодушевленным и не могла навредить ребёнку. Одевали кукол, как сами ходили. Обязательно сарафан. Сзади все складки прошивали. Поверх сарафана кофту и передник. Обязательно поясом подвязывали. Кукол делали без рук. У взрослой куклы-женщины делали даже грудь. Делали и кукол-мужчин и детей. С куклами играли, кормили их, укладывали спать, обыгрывали всю взрослую жизнь на куклах.

Традиционная кукла вводила ребёнка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, хранила и передавала от старшего поколения к младшему накопленный опыт. С давних времен кукла считалась не только предметом игры, она была символом счастья и прибыли, ей приписывали магические и охранительные функции.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть «молодухе», пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними».

Изготовление тряпичной куклы

Предлагаю изготовить такую куклу своими руками. Важно соблюсти одно условие – приступать к изготовлению куклы нужно в хорошем настроении, тогда и кукла принесет радость и удовольствие.

1. Для работы понадобится 3 небольших лоскутка ткани - 2 белых и 1 разноцветный.

2. Взять большой белый лоскут и свернуть трубочкой.

3. Перегнуть трубочку пополам и завязать ниткой пониже места перегиба. Получилась голова и туловище.

4. Берём маленький белый лоскуток и сворачиваем трубочкой.

5.Вкладываем трубочку между согнутой большой трубкой под голову. Получились руки.

6. Берём цветной лоскут, обворачиваем туловище и завязываем вверху под руками ниткой. Получился сарафан. Завязываем атласную ленточку по сарафану. Это пояс.

7. Кукла готова.

Высказывания учеников о создании игровой куклы:

Анастасия, 13 лет

Для меня это живое существо, я с ней разговариваю, сплю, рассказываю что со мной произошло за день.

Марина, 10 лет

У меня раньше не было таких кукол. Были покупные, мишки, плюшевые собачки. С той куклой, которую я сделала на занятии мне очень тепло и уютно. С ней я не боюсь темноты.

Алена, 11 лет

Когда я была маленькая и обижалась на кого-нибудь, то рассказывала свои секреты кукле. Сегодня я тоже сделала себе куклу, даже имя придумала – Роза.

Уникальность текста 21

  • Источник: http://masterclassy.ru
  • 23.11.2015
  •   Просмотров: 998

«Мастерклассы» © 2011-2016.

Комментариев к новости "Методическая разработка учебного занятия по декоративно-прикладному творчеству «Подарочная кукла»" Уже: 0