Икона Владимирской Божьей Матери в технике пуантилизм
«... Мы любим сестру, и жену, и отца, но в муках мы мать вспоминаем...» Эти точные строчки лишний раз доказывают, что жизнь каждого из нас начинается на руках матери, которая становится самым близким и родным человеком. Традиция праздника берет начало из мистерий древнего Рима, где почитали Великую Марию — богиню, мать богов.
Каждая страна имеет свою дату празднования. По Указу Б. Н. Ельцина Президента РФ в 1998 году в России днем матери считается последнее ноябрьское воскресенье. Этот праздник необходим, чтобы показать значимость, истинное предназначение женщины. Они хранят уют и тепло в доме, заботятся о своем чаде, нося его под сердцем, поддерживают, оберегают на протяжении всей жизни.
В этот день принимают свои поздравления как уже состоявшиеся, так и готовившиеся к получению столь высокого звания, беременные дамы. Мамы и бабушки получают цветы, подарки, поздравления от всех близких и родных. Во многих семьях стало доброй традицией готовить праздничный стол, устраивать вечерние посиделки. К этому замечательному празднику предлагаю сделать икону Богородицы в технике пуантилизм. Созвучно теме праздника.
Что нам необходимо для изготовления иконы Богородицы в технике пуантилизм:
- Получаем благословление в Храме. Это обязательно!
- Покупаем рамку (у меня 30см*40см) со стеклом
- Делаем чёткую ксерокопию Образа. Цветную. Копию делаете того размера, какого размера у вас будет рамка.
- Акриловые контуры по стеклу.
- Акриловые краски, кисти.
Немного истории...
Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: "Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет".
До 450 года этот образ Владычицы пребывал в Иерусалиме, а затем был перенесен в Константинополь. В первой половине XII столетия патриарх Царьграда Лука Хризоверх послал икону в дар великому князю Юрию Долгорукому, который поставил образ в Вышгородском девичьем монастыре под Киевом, в местности, некогда принадлежавшей святой равноапостольной великой княгине Ольге. В 1155 году Вышгород стал уделом князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого.
Решив переселиться на родную для него Суздальскую землю, князь Андрей Боголюбский взял с собой икону. В пути непрестанно служил перед нею молебны. Жители Владимира-на-Клязьме встретили своего князя с радостью; оттуда князь направился было далее, в град Ростов. Однако, отъехав от Владимира не более десяти верст, кони встали на берегу Клязьмы и, несмотря на понукания, не пожелали идти дальше.
Пораженный, пал князь Андрей пред иконою и слезно стал молиться. И тогда явилась ему Богородица со свитком в руке и повелела оставить образ Свой в граде Владимире, а на месте же этого Своего явления выстроить обитель в честь Рождества Ее. Князь поставил икону во Владимире, и с этого времени – с 1160 года – она получила наименование Владимирская.
В 1395 году хан Тамерлан достиг рязанских пределов, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию о избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию.
Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: "Матерь Божия, спаси землю Русскую!" В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре.
Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно.
В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Вот такая история Чудодейственной Иконы!
А теперь за работу! Первым делом убираем рамку в сторону. Она нам пока не понадобится. Обезжириваем стекло. С обеих сторон протираем его мягкой тряпочкой, без ворса. Используем спирт, водку. Я сделала проще-промыла стекло моющим средством для посуды. Вполне нормально получилось. После того, как стекло высохнет, подкладываем под него ксерокопию Иконы.
Выравниваем. Образ должен располагаться посередине. Закрепляем небольшими кусочками скотча. Укладываем всё на мягкое полотенце. Так будет удобнее работать, да и полотенце смягчает давление на стекло. В рамках оно очень тонкое и хрупкое.
Приступаем непосредственно к росписи. Выполняется икона Божьей Матери в технике пуантилизм - точечная роспись. Для чего пишем по стеклу? Это замечательный, хоть и хрупкий материал. По стеклу можно писать с обеих сторон и использовать картонную подложку в качестве фона. По сути- пишем в три слоя. Это красиво.
Роспись начинаем с мелких деталей: кайма, звёзды. Перед работой советую потренироваться на какой-нибудь крышечке из пластика или тарелочке. Нужно это для того, чтобы отрегулировать величину и форму точек, а так же "присмотреться" к цвету и оттенкам контуров. Контуры бывают разные. Одни хорошо держат форму, другие растекаются.
Так что тренировочка не помешает, к тому же она не займёт много времени. Цвет стараемся подбирать соответствующий изображению. Размер точек - это на глаз или же, как больше нравится. Кто-то предпочитает только мелкие точки. Точки наносим рядами, плотно располагая их друг к другу. Каждая деталь, складка на одежде на ксерокопии хорошо видна, по ней легко ориентироваться, где и какого цвета точки наносить. Если что-то не удалось, всё легко снимается тряпочкой, а если точки уже подсохли, то тут поможет канцелярский нож.
Самое сложное здесь - подвески на рукавах. Целые гирлянды манюсеньких точек. Наносим их, а уж потом заполняем пространство между ними. Так ряд за рядом, точка за точкой. Когда верхняя часть нашей точечной живописи будет закончена, даём ей тщательно высохнуть, и переворачиваем стекло обратной стороной наверх.
Аккуратно убираем ксерокопию. Акриловыми красками закрашиваем участки стекла по точкам. Получается, с одной стороны стекла точки, а с другой стороны красками мы создаём как бы фон в цвет точек. На картоне, который был в рамке вместе со стеклом, делаем общий фон для Образа. Золотой или синий. Можно акрилом, можно гуашью. Теперь лица.
По стеклу писать лица очень неудобно. Вырезаем их из ксерокопии и закрепляем в положенных местах. Можно разместить лица, и руки (ноги) под стеклом. Тогда закрепляем их просто с помощью скотча. Под красками и точками его видно не будет. Можно разместить на стекле. Тогда используем клей ПВА. Очень аккуратно.
Когда высохнет, наносим на поверхность акриловый лак, очень нежно, как бы примакивая кистью. Слоя два. Рамку можно использовать готовую, нарядную. Я взяла простую, деревянную и состарила её с помощью кракелюрного лака. Надпись распечатала на принтере на "состаренной" бумаге. Так же залакировала. Икона Владимирской Божьей Матери готова. Закрепляем её в рамке. Протираем мягкой тряпочкой. При желании икону можно освятить в Храме, но не забудьте про Благословение.
Автор: Рублёва Ирина Николаевна.