» » » Разработка проведения часа мужества к 9 Мая. Дети войны

Разработка проведения часа мужества к 9 Мая. Дети войны


Дети войны...
(читает ученик)
 
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
 
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
 
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной,
Всего каких-то пять минут осталось!

 

Внеклассное мероприятие "Дети войны"


Я думаю, каждый из вас сегодня знает, что в этом году исполняется 70 лет со дня Победынашего народа над фашистскими захватчиками. Эта война считается народной. Не потому, что народ хотел вести эту войну, а потому, что для её прекращения поднялся весь народ. 
 
А так как наш медиа центр школьный, то Мы посвящаем наше сегодняшнее мероприятие детям войны – воевавшим на фронте, работавшим в тылу, партизанившим на оккупированных территориях, выживавших в концлагерях и блокадном Ленинграде, детям, просто жившим и выжившим в дни войны – нашим прабабушкам и прадедушкам, без которых не было бы и нас.

Наверное, у каждого народа есть свое великое ратное поле – пядь земли, внешне, может быть, ничем не примечательная, травой поросшая, солнцем выжженная. Но назовут эту землю по - имени и дрогнет сердце, многое вспоминается, о многом подумается: здесь происходили события, которым суждено остаться в памяти народной. (Голос Левитана)
 
Властно наложила война свой отпечаток на все кругом:

И все в её тяжелой власти
И ей одной подчинено
И все на свете на две части
Июньским днем разделено
 
И с первых дней и часов начались приметы военного времени:
 
Стояла очередь за хлебом и очередь в военкомат. Обе людские цепочки выстроились во имя жизни – нельзя жить без хлеба. Нельзя надеяться на жизнь, не встав в строй воинов. (фильм. Геббельс)

Да было тяжело. Кровь стынет в жилах от рассказов о зверствах фашистов. Они жгли, уничтожали всё живое. В военном плане это не давало выигрыша, это был просто акт устрашения. В обращении немецкого командования к солдатам говорилось: «У тебя нет сердца, нервов. На войне они не нужны. Уничтожай в себе жалость и сочувствие – убивай всякого русского. Не останавливайся, если перед тобой старик, женщина, девочка или мальчик – убивай…». И они убивали. Война обрушилась не только на взрослых, но и на детей. Бомбёжки, голод, холод, разруха – вот что пришлось им пережить. Война вторглась в их детство.

(читает ученик)

А мы не станем памяти перечить,
И вспомним дни далёкие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная, не детская беда.
Была земля и жёсткой и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе – детство и война.

Дети пропустили целый учебный год, школы были закрыты или переоборудованы под госпитали. И только 1 сентября 1942 года вошли в свои классы, но уже ни как дети, а как умудренные взрослые граждане. Сколько событий пережили за этот не учебный год. Смерти, бесчисленные смерти, обстрелы, бомбежки, голод. По возможности создавались все условия, чтобы дети получали знания по школьной программе, кроме, того были введены новые предметы, такие как военное дело.

Они писали сочинения на газетных страницах, в просветах между строк, не хватало тетрадей. Учителя выводили оценки, но они хорошо знали, что учат не школьников, а созревших людей, чей опыт жизни не уступает учительскому. И, может быть, самое бесчеловечное из всего, чему научились дети, - это умению умирать тихо, спокойно, без выкриков.

Девочка руки протянула
И головой,-
На край стола…
Сначала думали -
Уснула,
А оказалось –
Умерла.
Её из школы на носилках
Домой
Ребята понесли.
В ресницах у подруг
Слезинки
То исчезали, то росли.
Никто не обронил ни слова.
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Занятия -
После похорон.

В «алтайской правде» от 16 апреля 2010 года напечатаны воспоминания Елены Максимовны Скорогудиной, педагога с 50- летним стажем: Не хватало учебников, не говоря уже о тетрадях. Если первое время ещё обходились старыми запасами мела и классных журналов, чтобы ставить отметки, то через два года ничего этого не осталось. В 1943 годе Ел. Скородулина набрала первоклашек.
 
Она вспоминает, как приходилось изощряться, чтобы учить их грамоте. На класс был один букварь. Распределяла детей по группам и назначала время пользования учебником. Один быстро готовит уроки, несёт учебник соседу, тот следующему, так и передавали его по деревне в слякоть и мороз, по утру все были готовы отвечать. Учительница вырезала из газет или журналов буквы и наклеивала их картофелем на какую-нибудь старую бумагу, так дети осваивали чтение.
 
Вместо чернил писали сажей, на чем только было можно: на газетах между строк, на дощечках. В сельских классах учились почти по 30 человек. Никто и не думал прогуливать уроки, хотя зимой часто случались перебои с топливом. В помещении холодно, чернила из сажи замерзали.
 
Полуголодные дети сидели одетые, руки пытались греть дыханием. Только одежда у них была продуваемая, фуфайки и штаны, сплошь в заплатках, бывало, старший брат снимет дома валенки, а младший тут же их надевает и идет в школу, хотя утопает в них почти по пояс. В таких условиях учились писать и читать первоклассники.

Но самое горькое, когда на уроке ученик сообщал, что они получили похоронку, плакал весь класс. А между тем в село поступали похоронки. И разносить их приходилось мне. Я учился в школе и работал почтальоном. Меня 13- летнего мальчишку, ждали в каждом доме. Ждали и боялись: что я принесу? Или треугольник с радостным сообщением, или конверт с казенным штемпелем и незнакомым почерком. А в семье четверо или пятеро детей.

Была надежда: закончится война, вернется с фронта отец – и заживем счастливо. И вот теперь этой надежды больше нет. Как жить дальше? Не потому ли я до сих пор помню всех погибших своих земляков, с содроганием вспоминаю те безутешные слезы и причитания матерей, жен, детей.
В каждом городе, в каждом селе был госпиталь и когда привозили раненных с передовой, девчонки и мальчишки бежали поговорить с бойцами в надежде, что кто-нибудь воевал рядом с их отцом.

(Воспоминания бойца)(озвучено)

В годы войны наша страна делала всё, чтобы уберечь детей. В первую очередь детей эвакуировали. Но порой усилия защитить детей оставались напрасны. Дети попадали в руки немцев.  Дети четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Ведь ребенок не может работать, пользы от него никакой, Хотя в лагерях находилась работа и для детей. Например, выносить человеческий пепел из крематория и зашивать его в мешки, чтобы потом этим прахом удобрять землю. Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат. (видео)

Кто не успел уйти с оккупированных земель, особенно те люди, нации которых Гитлер приговорил к уничтожению, попадали в концлагеря. Были специальные лагеря для женщин и детей. В лагере Равенсбрюк в крематории отправлялись лишь женщины и дети. В музее лагеря можно увидеть фотографию детского сердца. В центре нарисован кружочек, и подпись – каждый эсэсовец, который так метко будет стрелять и так точно попадать в сердце ребёнка, будет получать дополнительные дни к отпуску. (Песня «Бухенвальдский набат»)

А сколько детей обрекли захватчики на страшную смерть от голода в одном только Ленинграде. Не сумев взять город силой, они решили взять его голодом и холодом. Враги так быстро подошли к городу, что в него не успели подвезти продовольствие, топливо. Перестали работать тепло и электростанции. Не стало электроэнергии и отопления. У них было особое блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. Это был свой мир, с собственной шкалой ценностей. (видео)

Дети во время войны восстанавливали хозяйство, в раннем возрасте становились у станков на заводах и фабриках, работали на стройках.  Они рано повзрослели, заменяя погибших родителей, старших братьев совсем маленьким братьям и сестрам. Рубцовск в годы войны превратился в настоящую оружейную кузницу. Из Харькова, Ростова, Одессы везли целые заводы. Но это были только машины. А рабочие кадры приходилось брать на месте.
 
Но кто оставался тогда в тылу – дети и старики.  «Иногда домой не ходили, спали прямо в цехе. Работа срочная, но мастер посмотрит, мы уже из сил выбиваемся, и скажет: «А ну, спать, детвора!». Работали на заводе мои одногодки, приехавшие из сёл и деревень. Они умудрялись за неделю вперёд хлеб съесть, а потом от голода падали в обморок давали не свободно. А норму, по карточкам. Работающим давали по 500-600 гр. в день, но часто это было всё, что они могли скушать за день, а больше взять было неоткуда и негде. Работа же была тяжёлая, не детская.
 
Алтай был и кузницей, и кормильцем.  Третью часть всех работающих на полях и фермах края составляли подростки 12-16 лет. Они должны были отрабатывать по 50 трудодней, но работали больше. Председатель колхоза вспоминает: «...Настоящие герои труда – деревенские девчонки и мальчишки. Уборка тогда длилась 2, а то и 3 месяца. И дети с утра до утра на телегах возили зерна пшеницы. Спали всего час-два , когда ветер высушит поле, комбайнам надо двигаться, значит и маленьких помощников пора поднимать.

Ни орденов, ни наград не получали дети за свой труд, но лучшей наградой было сознание того, что и они работают для Победы. А сколько было мальчишек и девчонок, которые воевали! (примеры) Они сражались повсюду: на море и на суше, в небе и под землёй. Многие из них были удостоены звания Героев Советского Союза, к сожалению, почти все они получили это звание – посмертно. Но о них мы поговорим при следующей нашей встрече. Во время Второй мировой войны всего в мире погибло 13 миллионов детей.
 
Прошло 70 лет, как закончилась Великая Отечественная война. Сегодня узнать о той войне помогает память, сохранившаяся в книгах и письмах, в кинофильмах и песнях, в сердцах людей, прошедших страшные четыре года Великой Отечественной войны, только участников той жуткой войны становится всё меньше и меньше. И сейчас, глядя на архивные фотографии тех детей, глядя в их глаза, и глаза, прошедших весь ад Великой Отечественной войны, мы повторяем: «Это не должно повториться!». Люди должны жить в мире и счастье.

Буду рада, если мой конспект внеклассного мероприятия к 9 Мая будет вам полезен. 
 
Автор: Сергеева Елена Викторовна, педагог-библиотекарь, МБОУ «Гимназия №3», г. Рубцовск, Алтайского края. 


Автор: Сергеева Елена Викторовна




Добавить комментарий
| Комментариев к новости "Разработка проведения часа мужества к 9 Мая. Дети войны" уже 0:

Читайте также
Добавить комментарий:
Введите код с картинки:*
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив