Народная кукла-мотанка своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото

А вы задавали себе вопрос, что такое кукла? У нас, первым делом, возникает ассоциация с любимой игрушкой детства. Или…Кукла – это уменьшенная модель человека, которая за всю историю своего существования имела разные назначения.  А вот, когда появляется возможность прикоснуться к славянской народной кукле, кукле-мотанке, то понимаешь, что это гораздо более широкое понятие.
 
И за, казалось бы, привычным словом «кукла», стоит  удивительный непознанный мир, а вернее миры, связанные с философией, психологией, религией, эзотерикой, магией, ….потоками энергий, посланиями других миров, древними учениями, традициями, обрядами. Кукла включает в себя все, что определяет культуру и историю народа, является носителем культурного наследия.

народная кукла-мотанка своими руками

Кукла-мотанка, или еще ее принято называть узелковая кукла, получила такое название благодаря специфичестой техники изготовления, а именно- мотанию. При изготовлении такого оберега не используется игла, все части и детали мотаются с помощью нити. Еще одной особенностью такой куколки является то, что у нее нет глаз. А вместо них на личике – сакральный крест.

Каждый элемент куклы-мотанки является обязательным и имеет символический смыл: юбка подчеркивает связь с землей, рубашка символизирует прошлое, настоящее и будущее, головной убор (косынка, венок, шапка) – связь с небом, украшения – плодородие и достаток. Такая кукла – это оберег, который приносит достаток, удачу, и помогает сохранить семейный очаг.

Как в старину так и сейчас существует три вида кукол-мотанок:

  • младенец, 
  • невеста 
  • берегиня.
 
Мотанка-младенец делалась при рождении ребенка, такая кукла выглядит как ребенок в пеленках. Она кладется в колыбельку к малышу и защищает от сглазов, охраняет сон, бережет здоровье. Если ребенок болел, делали другую куклу и давали малышу поиграть, считалась, что такая кукла забирает на себя всю хворь, и когда он выздоравливал, куклу сжигали.

Куклу-невесту делали для невесты, она была важной частью посага, наравне с рушниками и сорочками. Такой кукле шили наряд невесты и надевали много украшений, девушка должна была играть этой куклой до рождения первенца. Считалось, что чем больше она играет – тем здоровее и сильнее будет потомство, ведь кукла олицетворяла Прародительницу, и считалось, что в игре она передает молодой жене опыт предков.

Оберегом для дома и семьи была кукла-берегиня. В голову которой прятали монетку, зерно и шерсть овцы для достатка и семейного уюта. Для гармонии в доме мотанке-берегине на лицо обязательно наматывали крест. Сначала нитки наматывали вертикально и только потом горизонтально. Крест в круге – символ гармонии души (вертикаль) и тела (горизонталь), единения женского начала с мужским, древний солярный знак, несущий солнечную, положительную энергетику. Такую куклу ставили или вешали в углу, со стороны восхода солнца. Вот сегодня хочу вам с помощью пошаговых фото показать  МК по изготовлению куклы-мотанки!

Для работы необходимо подготовить следующие материалы:
 
  • Вата
  • Ножницы
  • Белые нитки
  • Тонкие ленты и широкая
  • Льяная ткань зеленого цвета
  • Отрез ситцевой ткани белого цвета
  • Пряжа
  • Сантиметр
  • Белое кружево

Кукла-мотанка своими руками - мастер-класс

народная кукла-мотанка своими руками

Итак, приступаем. Берем шар ваты, кладем его по центру белой ткани, и формируем овал Снизу овал обматываем белой ниткой. Очень важно заматывать по спирали и туго, чтобы хорошо зафиксировать. 

народная кукла-мотанка своими руками

народная кукла-мотанка своими руками

Теперь можно переходить к формированию сакрального креста вместо глаз. 

народная кукла-мотанка своими руками

народная кукла-мотанка своими руками

Для этого понадобиться тонкая лента белого и вишневого цвета.  Берем сначала белую ленту и завязываем сзади на голове, сначала по горизонтали, затем проводим по вертикали.  И точно также поверх белой ленты вяжем вишневую. Вот такое красивое личико получилось у нашей мотанки. Такой орнамент и называется сакральным крестом. Приступаем к изготовлению ручек. 

народная кукла-мотанка своими руками

Отрезаем от того же белого материала лоскутки размером 15х15. Скручиваем  заготовки и обматываем нитью по краям. На фото показываю, как делаем туловище куклы-мотанки.

народная кукла-мотанка своими руками

народная кукла-мотанка своими руками

народная кукла-мотанка своими руками

Возьмите самый большой отрез ткани, размером 30х60 см. Положите на него полоску ваты, и сверните в валик. После плотно обмотайте его ниткой. Надеваем голову на основу, собираем все края ткани и плотно обматываем нитью. Получается туловище с головой. Затем берем две ручки и приматываем их ниткой возле шеи 

народная кукла-мотанка своими руками

Делаем юбочку кукле.

народная кукла-мотанка своими руками

народная кукла-мотанка своими руками

народная кукла-мотанка своими руками

Отрезаем льняную ткань размером 30х40 см. Формируем верхний край гармошкой, переворачиваем на изнаночную сторону и прикладываем по талии куклы, только так, как показано на фото. Плотно обматываем нитью. Выворачиваем ткань на лицевую сторону – пышная юбка готова. Теперь осталось сделать жилет.

народная кукла-мотанка своими руками

народная кукла-мотанка своими руками

Отрезаем полоску шириной 6 см, заворачиваем края. Обматываем на груди и по спинке куклы. Получается рубашечка. Чтобы разбавить юбку с рубашкой, на талии завязываем батистовое белое кружево. 

народная кукла-мотанка своими руками

народная кукла-мотанка своими руками

 На фото показываю, как делаем волосы, косу нашей кукле.

народная кукла-мотанка своими руками

народная кукла-мотанка своими руками

народная кукла-мотанка своими руками

Берем пряжу, нарезаем одинаковой длины. Затем связываем по центру, и укладываем кукле не голову. Хорошенько расправляем нитки, и плетем косу. Внизу завязываем зеленой атласной лентой. Куколка готова. Народная кукла-мотанка своими руками готова. На мой взгляд, куколка получилась очень нежная в спокойных тонах.
 
Даже новичку в этом деле, а именно в технике мотания такой куклы будет совсем несложно. Желая удачи! Надеюсь, мой МК станет Вам полезен! Также вы можете сделать и куклу-мотанку "Барышня-крестьянка"

народная кукла-мотанка своими руками 

Кукла-мотанка своими руками. Фото

народная кукла-мотанка своими руками

народная кукла-мотанка своими руками

  • 03.02.2016
  •   Просмотров: 4 975

«Мастерклассы» © 2011-2016.

Комментариев к новости "Народная кукла-мотанка своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото" Уже: 0