Русская тряпичная кукла. "Неразлучники", "Свадебные неразлучники". Мастер-классы

Занятия построены в соответствии с календарным циклом, их объединяет удивительная схожесть, перекличка кукол у разных народов. Их объединяет не только происхождение (игровые куклы везде возникли из обрядовых, вышли из ритуала), но и общечеловеческие идеи и ценности:  преемственность в родстве, семейственности и родительской опеке, в почитании предков.  
Занятиям предшествуют беседы о русских обычаях, обрядах, особенностях  быта и нравов, проживания жизненного цикла от рождения до смерти. Методически мастер-классы выстроены от простого к сложному: если в первом мастер-классе нужен только  оторванный лоскут и нитка, то в последнем – применяется шитье, набивка зерном, сложное украшение костюма, плетение пояса.
 
Цель: знакомство с русской культурой, традициями и технологией изготовления народной куклы
Задачи:  развить творческие способности участников мастер-класса
изучить традиции и обычаи русского народа
способствовать развитию и распространению духовного  своеобразия русской тряпичной куклы в межнациональном общении
 
План мастер-класса:   
Пояснение темы мастер-класса, историческое обоснование
Необходимые  материалы и инструменты
Исполнение куклы в материале:  методика исполнения, показ приемов
Выставка готовых работ и их обсуждение 

1.Мастер-класс «Неразлучники»

русская тряпичная кукла

В традиции русской деревни юноши и девушки, которые симпатизировали  друг, другу, встречались, строили планы на совместную жизнь, делали куклу «Неразлучники».
«Неразлучники» - это те, которые не разлучаются, не расстаются, всегда вместе.
Парочка кукол делается из одного лоскута, как правило,  красного цвета.  Считается, что один лоскут и одна неразрывная нить, ловко связывающая неразлучников, символ любви и привязанности.
Кукласлужила оберегом, защитой от злых сил. Единство мужской и женской фигурок – знаковое соитие двойственного природного естества: мужского и женского. Такая кукла таила в себе родовую силу, несла идею  продолжения рода, семьи.
Большое значение придавалось обсуждению сделанного талисмана, это было своего рода гадание.  Пропорции и масштаб, наклон голов, рук и ног, обвязка определенных зон куклы -   все это служило поводом для составления  характеристик  невесты и жениха. 
 
Необходимые  материалы и инструменты
 
Материалы:  
  • лоскут ткани размером  А4, 
  • нить длиной 50-60 см, 
  • вата или ветошь для голов.
Инструменты:
  • ножницы

русская тряпичная кукла

Лоскут ткани складывается пополам по длинной стороне. 
Размечается  середина.
Из одной половины ткани формируется женская фигурка, из другой мужская.
Начинаем  с формирования  головы. Кусочек ветоши размером с лесной орех обматываем  тканью и перевязываем нитью.

русская тряпичная кукла

русская тряпичная кукла

Затем формируем первую руку, обматываем нитью. 

русская тряпичная кукла

Переходим к талии и формируем общую руку. 

русская тряпичная кукла

Грудную часть перевязываем крестом (знак плодородия, символ женской сущности). Поправляем юбку у женской фигурки.

куклы русские народные тряпичные

Приступаем к мужской фигурке. Из кусочка ваты или ветоши формируем голову. 
Затем формируем вторую руку, обматываем нитью. 
Переходим к талии и формируем  грудную часть, которую  перевязываем рамочкой (символ мужской сущности).                                             Ноги органично делаются из двух концов оставшейся ткани. 
Каждая нога обматывается нитью сначала у основания, затем  переходим к ступне. 

куклы русские народные тряпичные

куклы русские народные тряпичные

Окончательное оформление фигурок: поправляем, оглаживаем. 

куклы русские народные тряпичные

Выставка готовых работ и их обсуждение 

куклы русские народные тряпичные

куклы русские народные тряпичные

2. Мастер-класс «Свадебные неразлучники»

русская тряпичная кукла своими руками

Особенностью и оригинальностью этих кукол является общая рука – палочка, которая символизирует общую, крепкую  семью. В отличие от досвадебных неразлучников, свадебные более символичные, условные.  Фигурки делаются родными  жениха и невесты и являются памятным оберегом,  который хранился в семье. При рождении детей,  их символы – куклы-пеленашки,   подвешиваются  к  общей руке-палочке. 
Эти куклы относятся к типу простейших: куклы из жгутиков.  Простейшая трехчастная фигурка, перетянутая по месту шеи и перепоясанная, строилась по схеме триединого мира:  небесного (верхнего), земного (среднего) и подземного (нижнего). Крестовидные куклы  указывали еще и на четыре стороны света. Таким образом,  в самой их конструкции содержалось универсальное число семь – символ мироздания.  Например:  слово «семья»  звучит как древнее заклинание:  «я» - в центре мироздания, «я»  должен  повториться семь раз – тогда будет семья.  Эта  мощная символика зашифрована в кукле.
Местобытие  куклы в центре мифологической модели триединого и четырехстороннего мироздания фиксировал косой крест, который перевязывал  ее  грудь. Архетип тряпичной куклы  передавал из поколения в поколение по наследству код древнего мироустройства.
 
Необходимые  материалы и инструменты
 
В изготовлении традиционных тряпичных кукол не было случайностей  - во всем усматривался определенный смысл. Важно  было правильно подобрать материалы. Чаще всего кукольные костюмы  шили из лоскутков покупных тканей – ситца и сатина, кумача и коленкора. Они,  в отличие от домотканых, вплоть до начала ХХ века  оставались  для деревни дорогими и предназначались для праздничной одежды. Оставшиеся обрезки
хранили в мешочках, берегли на игрушки. А когда мастерили куклы, лоскутки тщательно подбирали. Особо ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. 
Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и производительной силы природы. В семье же, для своих детей, куклы «вертели» обычно из старого тряпья. И даже не по бедности, а по ритуалу  кровной близости. Для кукол чаще всего использовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землей и вбирая таким образом ее силу , имели наибольшее сакральное значение. 
Примечательно, что лоскутки для кукол всегда рвали руками по прямой нитке, а не отрезали ножницами. Костюм «свадебных неразлучников» условен, органичен к  пластике игрушки. Именно костюм  всегда определял этнически конкретный тип в кукле, отвечая реалиям игры. Кукла в розовом сарафане не могла исполнять роль пожилой женщины, а кукле «женке» не дозволялось играть  «невесту».
Материалы:   
Для  фигурки невесты нужно подобрать светлые, яркие, узорные лоскутки: для платья и передника.
Для  фигурки жениха находим  ткани более сдержанные и грубые по фактуре, где преобладает  рисунок в  полоску или клетку. 
Также необходимы нити для обматывания и фиксации элементов фигур и одежды.
Инструменты:  ножницы.

русская тряпичная кукла своими руками

русская тряпичная кукла своими руками

Исполнение куклы в материале:  методика исполнения, показ приемов 

Сначала обматывается «рукавом»  (полоской ткани) палочка. Это может быть прямой сучок,  ветка или щепка  любого дерева (чаще всего брали сосновые, сосна – культовое дерево),  размером около 15 см.  С двух сторон делаются завязки, получается т.н. «конфетка»   С двух сторон руки привязывается нитка-держалка.

русская тряпичная кукла своими руками

Полоску ткани для невесты сворачивают  в трубочку – «скрутку», сгибают пополам и одевают на палочку. Формируют голову в виде небольшого квадрата и перевязывают по шее. Затем под рукой-палочкой, перевязывая грудь крестом и завязывая  пояс.

русская тряпичная кукла своими руками

Расправив платье невесты, под пояс вяжут  полоску передника.

русская тряпичная кукла своими руками

Приступают к фиксации фигурки жениха. Полоску ткани  сворачивают  в трубочку – «скрутку», сгибают пополам и одевают на палочку. 

русские народные тряпичные куклы своими руками

Формируют голову в виде небольшого квадрата и перевязывают по шее. Затем под рукой-палочкой, перевязывают  грудь  рамочкой  и завязывают   пояс.
Ноги жениха – трубочки-«скрутки» завязывают, формируя ступни.

Окончательное оформление «свадебных неразлучников»: поправляем, сдвигаем фигурки по месту.

Выставка готовых работ и их обсуждение 
 
Автор Елена Николаевна Холодова, педагог дополнительного образования, ГБОУ школа №411 «Гармония»

  • 30.10.2015
  •   Просмотров: 2 923

«Мастерклассы» © 2011-2016.

Комментариев к новости "Русская тряпичная кукла. "Неразлучники", "Свадебные неразлучники". Мастер-классы" Уже: 0