Русская тряпичная кукла. "Неразлучники", "Свадебные неразлучники". Мастер-классы
Занятия
построены в соответствии с календарным циклом, их объединяет удивительная
схожесть, перекличка кукол у разных народов. Их объединяет не только
происхождение (игровые куклы везде возникли из обрядовых, вышли из ритуала), но
и общечеловеческие идеи и ценности:
преемственность в родстве, семейственности и родительской опеке, в
почитании предков.
Занятиям
предшествуют беседы о русских обычаях, обрядах, особенностях быта и нравов, проживания жизненного цикла от
рождения до смерти. Методически мастер-классы выстроены от простого к сложному:
если в первом мастер-классе нужен только
оторванный лоскут и нитка, то в последнем – применяется шитье, набивка
зерном, сложное украшение костюма, плетение пояса.
Цель: знакомство
с русской культурой, традициями и технологией изготовления народной куклы
Задачи: развить творческие способности участников
мастер-класса
изучить традиции и обычаи русского народа
способствовать развитию и распространению
духовного своеобразия русской тряпичной куклы в
межнациональном общении
План мастер-класса:
Пояснение
темы мастер-класса, историческое обоснование
Необходимые материалы и инструменты
Исполнение
куклы в материале: методика исполнения,
показ приемов
Выставка
готовых работ и их обсуждение
1.Мастер-класс «Неразлучники»
Пояснение темы мастер-класса, историческое обоснование
В
традиции русской деревни юноши и девушки, которые симпатизировали друг, другу, встречались, строили планы на
совместную жизнь, делали куклу «Неразлучники».
«Неразлучники»
- это те, которые не разлучаются, не расстаются, всегда вместе.
Парочка
кукол делается из одного лоскута, как правило,
красного цвета. Считается, что
один лоскут и одна неразрывная нить, ловко связывающая неразлучников, символ
любви и привязанности.
Кукласлужила оберегом, защитой от злых сил. Единство мужской и женской фигурок –
знаковое соитие двойственного природного естества: мужского и женского. Такая
кукла таила в себе родовую силу, несла идею
продолжения рода, семьи.
Большое
значение придавалось обсуждению сделанного талисмана, это было своего рода
гадание. Пропорции и масштаб, наклон
голов, рук и ног, обвязка определенных зон куклы - все это служило поводом для составления характеристик
невесты и жениха.
Необходимые материалы и инструменты
Материалы:
- лоскут ткани размером А4,
- нить длиной 50-60 см,
- вата или ветошь для голов.
Инструменты:
- ножницы
Исполнение куклы в материале: методика исполнения, показ приемов
Лоскут ткани складывается
пополам по длинной стороне.
Размечается середина.
Из одной половины ткани
формируется женская фигурка, из другой мужская.
Начинаем с формирования головы. Кусочек ветоши размером с лесной орех
обматываем тканью и перевязываем нитью.
Затем формируем первую
руку, обматываем нитью.
Переходим к талии и
формируем общую руку.
Грудную часть перевязываем
крестом (знак плодородия, символ женской сущности). Поправляем юбку у женской
фигурки.
Приступаем
к мужской фигурке. Из кусочка ваты или ветоши формируем голову.
Затем
формируем вторую руку, обматываем нитью.
Переходим
к талии и формируем грудную часть,
которую перевязываем рамочкой (символ
мужской сущности). Ноги
органично делаются из двух концов оставшейся ткани.
Каждая
нога обматывается нитью сначала у основания, затем переходим к ступне.
Окончательное
оформление фигурок: поправляем, оглаживаем.
Выставка готовых работ и их обсуждение
2. Мастер-класс «Свадебные неразлучники»
Пояснение темы мастер-класса,
историческое обоснование
Особенностью и оригинальностью этих кукол является
общая рука – палочка, которая символизирует общую, крепкую семью. В отличие от досвадебных
неразлучников, свадебные более символичные, условные. Фигурки делаются родными жениха и невесты и являются памятным
оберегом, который хранился в семье. При
рождении детей, их символы –
куклы-пеленашки, подвешиваются к
общей руке-палочке.
Эти
куклы относятся к типу простейших: куклы из жгутиков. Простейшая трехчастная фигурка, перетянутая
по месту шеи и перепоясанная, строилась по схеме триединого мира: небесного (верхнего), земного (среднего) и
подземного (нижнего). Крестовидные куклы
указывали еще и на четыре стороны света. Таким образом, в самой их конструкции содержалось
универсальное число семь – символ мироздания.
Например: слово «семья» звучит как древнее заклинание: «я» - в центре мироздания, «я» должен
повториться семь раз – тогда будет семья. Эта
мощная символика зашифрована в кукле.
Местобытие куклы в центре мифологической модели
триединого и четырехстороннего мироздания фиксировал косой крест, который
перевязывал ее грудь. Архетип тряпичной куклы передавал из поколения в поколение по
наследству код древнего мироустройства.
Необходимые материалы и инструменты
В
изготовлении традиционных тряпичных кукол не было случайностей - во всем усматривался определенный смысл.
Важно было правильно подобрать
материалы. Чаще всего кукольные костюмы
шили из лоскутков покупных тканей – ситца и сатина, кумача и коленкора.
Они, в отличие от домотканых, вплоть до
начала ХХ века оставались для деревни дорогими и предназначались для
праздничной одежды. Оставшиеся обрезки
хранили
в мешочках, берегли на игрушки. А когда мастерили куклы, лоскутки тщательно
подбирали. Особо ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы.
Красный цвет издавна служил оберегом,
символом жизни и производительной силы природы. В семье же, для своих детей,
куклы «вертели» обычно из старого тряпья. И даже не по бедности, а по ритуалу кровной близости. Для кукол чаще всего
использовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма,
соприкасаясь с землей и вбирая таким образом ее силу , имели наибольшее
сакральное значение.
Примечательно, что лоскутки для кукол
всегда рвали руками по прямой нитке, а не отрезали ножницами. Костюм «свадебных
неразлучников» условен, органичен к
пластике игрушки. Именно костюм
всегда определял этнически конкретный тип в кукле, отвечая реалиям игры.
Кукла в розовом сарафане не могла исполнять роль пожилой женщины, а кукле
«женке» не дозволялось играть «невесту».
Материалы:
Для фигурки невесты нужно подобрать светлые,
яркие, узорные лоскутки: для платья и передника.
Для фигурки жениха находим ткани более сдержанные и грубые по фактуре,
где преобладает рисунок в полоску или клетку.
Также
необходимы нити для обматывания и фиксации элементов фигур и одежды.
Инструменты: ножницы.
Исполнение куклы в материале: методика исполнения, показ приемов
Сначала обматывается
«рукавом» (полоской ткани) палочка. Это
может быть прямой сучок, ветка или
щепка любого дерева (чаще всего брали
сосновые, сосна – культовое дерево),
размером около 15 см. С двух
сторон делаются завязки, получается т.н. «конфетка» С двух сторон руки привязывается
нитка-держалка.
Полоску ткани для невесты
сворачивают в трубочку – «скрутку»,
сгибают пополам и одевают на палочку. Формируют голову в виде небольшого
квадрата и перевязывают по шее. Затем под рукой-палочкой, перевязывая грудь
крестом и завязывая пояс.
Расправив платье невесты,
под пояс вяжут полоску передника.
Приступают к фиксации
фигурки жениха. Полоску ткани
сворачивают в трубочку –
«скрутку», сгибают пополам и одевают на палочку.
Формируют голову в виде
небольшого квадрата и перевязывают по шее. Затем под рукой-палочкой,
перевязывают грудь рамочкой
и завязывают пояс.
Ноги
жениха – трубочки-«скрутки» завязывают, формируя ступни.
Окончательное оформление
«свадебных неразлучников»: поправляем, сдвигаем фигурки по месту.
Выставка готовых работ и их обсуждение
Автор
Елена Николаевна Холодова, педагог дополнительного образования, ГБОУ школа №411
«Гармония»
Добавить комментарий | Комментариев к новости "Русская тряпичная кукла. "Неразлучники", "Свадебные неразлучники". Мастер-классы" уже 0: