Урок чтения в 5 классе СКОУ VIII вида
Предлагаю
вашему вниманию урок чтения для учащихся с ограниченными возможностями
здоровья 5 класса специальной коррекционной школы VIII вида. Данная работа направлена на отработку навыка выразительного
чтения, мотивацию коммуникативной
деятельности учащихся и побуждение их к
активному диалогу друг с другом и с учителем.
Выразительное
чтение стихотворения А.Прокофьева
«Березка»
Цели:
- создать условия для обучения правильному, выразительному чтению учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
- развития воображения, памяти, мышления;
- привития любви к русскому языку, поэзии, природе.
Оборудование:
- Чтение. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор-составитель А.К.Аксенова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. 2-е издание. Москва «Просвещение» 2004.
- Картины берез
- Хрестоматия по НРК «Золотые крылышки», стих В.Суслова «Березка»
- Портреты поэтов А.Прокофьева и В.Суслова
- Веточки берез
- Сарафан березки.
- Плакат с листьями-загадками
Урок чтения в 5 классе СКОУ VIII вида
Организационный момент.
Логопедическая
разминка с зеркалами.
Скороговорки.
Алгоритм
выразительного чтения.
Подготовка
к восприятию нового материала.
Показываю
плакат с листьями-загадками.
-
Расставьте листья от самого большого к самому маленькому и прочитаете то, о чем
мы сейчас будем говорить.
Зелена,
а не луг,
Бела,
а не снег,
Кудрява,
а без волос.
Русская
красавица
Стоит
на поляне.
В
зеленой кофточке
В
белом сарафане.
- Береза
– это символ России. Она нарядная и красивая. Посмотрите на репродукции к
картинам известных художников. Но нет на свете дерева белее, чем летнее облако
в синеве, чем ромашка в зелени луга, чем береза. Береза неповторима белизной
своего ствола. В березовом лесу всегда как-то просторно и далеко видно. Там
всегда светлее, чем в каком-либо другом, как будто березы сами светятся тихим,
ровным светом и освещают пространство вокруг себя. И.Соколов – Микитов «Русский лес» - «Береза».
Из всех деревьев
русского леса милее всех мне наша береза. Белые стволы покрыты тонкой берёстою.
Множество перелетных певчих птиц собирается в березовых рощах. Ковром
расстилаются, цветут внизу под березами голубые и белые подснежники-перелески.
Есть
в русской природе особенный день, когда на березах начинает распускаться
молодая листва. Клейкой нежною листвою пахнет в березовой роще. Пройдет день,
другой и все березы покроются молодой густой свежей листвою. Про
березу сложено много стихов и песен – одно из которых мы с вами прочитаем и будем
заучивать наизусть.
Изучение
нового материала.
Ароматерапия
(музыка)
- Представьте,
что вы в березовом лесу. Вдохните аромат березовых листьев.
Работа
по учебнику.
Чтение
учителем стихотворения А.Прокофьева «Березка»
- Ребята, что вы
почувствовали, слушая стихотворение?
- Хотелось ли вам увидеть берёзу, описанную А.
Прокофьевым?
- Расскажите, как выглядит береза.
- Как об этом говорится в стихотворении?
- Какие
слова и выражения нам помогают представить березку в виде русской девушки?
Работа над образамиберёзы
- Какие два образа берёзы создал автор в своем
стихотворении? (береза ясная,
радостная и береза печальная)
- Как называет автор берёзу?
- Найдите в тексте подтверждение своим мыслям
(зачитываются
отрывки)
Ответы
на вопросы из учебника
Словарная
работа
печальная -
грустная -
плакучая -
Работа
с алгоритмом выразительного чтения
Читай
выразительно.
- Представь то, о чем читаешь.
- Подумай, какие чувства ты можешь передать.
- Читай четко слова и окончания.
- Соблюдай: паузы, логическое ударение, темп, ритм, интонацию.
Закрепление.
Чтение
стихотворения с инсценированием (надеваем
на одну из девочек сарафан и венок из листьев)
- При чтении стихотворения постарайтесь
передать чувства поэта (любовь, восхищении).
Чтение
учениками по предложениям.
Физминутка
- В
народных песнях и сказках часто упоминалась береза. Простые деревенские люди
называли ласково березу березонькой. В праздничные летние дни девушки завивали
из ветвей молодых березок венки, пели под березами хороводные песни.
Пение
русской народной песни «Во поле береза стояла» без слов с имитацией движений.
Во
поле береза стояла.
Во
поле кудрявая стояла.
Люли,
люли стояла.
Люли,
люли стояла.
Заменяем
слова движениями
Во
поле - разводим руки перед собой
Береза
– поднимаем руки вверх.
Стояла
– левую руку сгибаем в локте, правую приставляем к щеке – как девица смотрит в
окно.
Кудрявая
– гладим себя двумя руками по голове.
Люли
– как будто качаем ребенка на руках.
НРК
(национально-региональный компонент)
Чтение
стиха Златоустовского автора В. Суслова «Березка»
Какой-то мальчишка
Поранил
березку.
Порезал
железкой
Березке
бересту.
Березка,
не плачь,
За
аптечкой схожу.
Глубокую
ранку
Бинтом
завяжу.
Вопросы
-
С кем сравнивает автор березку?
-
Какая она?
- Что нужно делать, чтобы не случалось
подобных случаев в жизни?
Словесное
рисование и рисование на доске.
Домашнее
задание: читать выразительно, заучить наизусть.
Итог
- рефлексия
Прикрепить
к нарисованной березке листик
Если
понравился урок – желтый
Если
нет – зеленый.
На
данном уроке выполнялось правило
постепенного усложнения учебного материала. Изучение художественного произведения
максимально приближено к процессу естественного общения. При работе со стихотворением
использовался принцип
поступательного расширения его
смыслового содержания.
Для сохранения интереса учащихся до конца выполнения
задания и обеспечения эмоционального настроя организовывались игры с загадками, скороговорками,
долгоговорками, задавались вопросы, требующие от учеников выбора правильного
варианта ответа и доказательства своей точки зрения. В
ходе уроков эффективно использовалась групповая форма работы.
Содержание ее носило не только творческий, но и
исследовательский характер. Урок
чтения в 5 классе показал, что школьники умеют рассуждать, не боятся высказывать свое
мнение.
Автор:
Панасова Светлана Викторовна, учитель русского языка МАОУ С (К) ОШИ VIII вида №
31 г. Златоуста Челябинской области.
Добавить комментарий | Комментариев к новости "Урок чтения в 5 классе СКОУ VIII вида" уже 0: