Сценарий литературной гостиной, посвящённый 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «ПО ДОРОГАМ ПАМЯТИ»
Сценарий литературной гостиной, посвящённый 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
«ПО ДОРОГАМ ПАМЯТИ»
На сцену выходят шестеро ведущих – ребят, готовящихся провести экскурсию в школьном музее, посвящённую 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. У каждого в руках по несколько треугольников – писем времён ВО войны.
1 ведущий Ребята, сегодня мы проводим экскурсию в нашем школьном музее, посвящённую 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
2ведущий И познакомим всех с новой экспозицией писем «Весточки с фронта и на фронт», которые собирали долго и трепетно.
Видеоролик «70-летию Победы посвящается» (без звука)
1 ведущий Великая Отечественная война.
2ведущий– Тысяча четыреста восемнадцать дней!
3ведущийТридцать четыре тысячи часов
4ведущийИ двадцать семь миллионов погибших советских людей.
5ведущийОт Москвы до Берлина 2600 километров
6ведущий27 миллионов погибших на 2600 километров
1ведущийЭто значит, 10 тысяч четыреста убитых на один километр
2ведущий10 человек на каждый метр земли
3ведущий19 тысяч убитых ежедневно
4ведущий800 человек в час
5ведущий13 человек каждую минуту
2ведущийВдумайтесь в эти цифры!
6ведущий Мы помним и чтим память тех, кто шёл в бой за Родину!
1ведущийТех, кто согревал дыханием стужу блокадных ночей.
2ведущийТех, кто улетел вместе с дымом из бухенвальдских печей.
3ведущийТех, кто на речных переправах шёл, словно камень ко дну.
4ведущийТех, кто на века безымянный канул в фашистском плену.
5ведущийТех, кто ради правого дела сердце отдать был готов.
6ведущий- Этот список бесконечен, а жизнь так коротка...
4ведущий- Нельзя упрятать прошлое в чулан, историю страны нельзя забыть -
год сорок первый – скрипка и орган, печаль и боль,… оборванная нить…
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «О героях былых времён». В руках у всех фотографии погибших героев ВО войны.
Выходят 2 девушки: в чёрном и белом.
Девушка в белом - Память…Ну почему, почему ты так безжалостна? Оставь меня! Ведь ты не моя память! Я не могу этого помнить! Война…кресты…черные эсэсовские мундиры…
Девушка в черном - Без прошлого не бывает будущего.
Б- Значит ты мое прошлое? Значит это все, было со мной?
Ч- Смотри. Вглядись в эти лица. Обыкновенные мальчишки и девчонки, такие же, как и ты. Но только их детство было перечеркнуто страшным словом ВОЙНА!
Б- Они очень хотели жить. Хотели любить. Мечтали, надеялись, верили…
Ч- Но война не знает жалости - она живет по своим законам. Что сделали эти ребята?
БОни не считали себя героями, просто они жили, жили так, как подсказывало им сердце.
Инсценировка «Солдат и Пастушок»
Ведущий 3 раскрывает треугольник и читает:
«Фронтовая полоса. Пропуская гурты колхозного скота, который гонят к спокойным пастбищам на восток, у перекрёстка в селе останавливается машина. Выходит Солдат».
Выходит солдат – водитель, протирает тряпкой руки. К нему подходит Пастушок.
Пастушок
Дяденька, дайте два патрона.
Водитель
На что тебе патроны?
Пастушок
А так… На память
Водитель
На память патронов не дают. Но я тебе могу дать оболочку от ручной гранаты и стреляную блестящую гильзу.
Пастушок
Ну вот! Что с них толку?
Водитель
Ах, дорогой! Так тебе нужна такая память, с которой можно взять толк? Может тебе дать зелёную бутылку с зажигательной смесью? Или гранату? Может тебе отцепить от тягача противотанковую пушку? Не ври и говори всё прямо!
Пастушок
Отец, дядя, старшие братья ушли в партизаны, а меня не взяли. (Хлестнул кнутом по траве). Говорят, маленький, а как скотину пасти, то большой, а я все лощинки и тропинки на сорок километров в округе. Я ловок и смел и могу защищать свою Родину!
Водитель
Это – обойма от моей винтовки. Она записана на меня. Я беру на себя ответ за то, что каждая выпущенная из этих пяти патронов пуля полетит точно в цель, куда надо. Как тебя зовут?
Пастушок
Яшкой меня кличут.
Водитель
Послушай, Яша. Ну зачем тебе патроны, если у тебя нет винтовки? Что же ты, из пустой кринки стрелять будешь? (Отдаёт патроны)
Пастушок (подпрыгивает от радости и весело, загадочно кричит):
Главное – патроны, а уж стрелять-то из чего найдём.
Водитель
Ой, нет! Этот паренёк заложит обойму не в пустую кринку.
1ведущий
Письма с фронта. Весточки из родного дома, В них – вся правда о войне, о чувствах людей, которые 4 года находились между жизнью и смертью.
2ведущий
Каждое письмо для родных было радостью, а ответное вдохновляло бойцов на новые подвиги
3ведущий
Посмотрите, какие они интересные, без конвертов, свёрнутые треугольником.
4 ведущий
Листочки истончились, пожелтели от времени. Письма были тонкой ниточкой, связывающей близких и любимых людей друг с другом.
5 ведущий
Строки военных писем несут на себе живое дыхание страшного времени, о многом рассказывают и многому учат.
6 ведущий
Учат тому, как беречь свою Родину, своё доброе имя.
1 ведущий
Эти пожелтевшие треугольники - фронтовые письма служат каждому из нас напоминанием о том ужасном испытании для человеческих судеб, что зовётся войной.
2 ведущий
Треугольники-птицы-
Оригами войны,
Горьких судеб страницы
И страшны, и нежны.
Далеки расстоянья
От фронтов до тылов.
Письма – связь расставаний
Через магию слов
Ведущий 4 разворачивает письмо.
Выходят на сцену 3 детей
1 Из счастливого детства я шагнула в смерть. А от мамы у меня осталась одна пуговица от её кофты. А в печи две булки тёплого хлеба.
2 Отца разорвали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите! Сына уведите, чтобы не смотрел!»
3 Мама не сразу умерла. Долго лежала на траве. А я твердила: «Не прячьте мою маму в ямку, она проснётся, и мы вместе домой пойдём!»
5 ведущий - Память… Из неё никогда не сотрётся то, что принёс с собой безжалостный фашизм. Никогда. Нельзя без гнева и боли вспоминать о зверствах нацистов и их приемников. Миллионы беззащитных людей задушены в газовых камерах фашистских концлагерей, расстреляны и замучены, затравлены собаками.
Стихотворение В. Калинченко «Я вспоминаю как человека»
Я эту собаку запомнил, как человека…
Случилось такое в сорок четвертом. Зимой.
Игрался спектакль «Охота XX века»
перед шеренгой, застывшей от страха,
немой.
У коменданта была привязанность к догам.
И был экземпляр — казался слоном.
среди всех.
Даже эсэсовцы боялись верзилу-дога.
И вот этот зверь шагнул величаво на снег.
И вывели жертву…
Стоял мальчишка, продрогнув.
Куда тут бежать? Он давно ослабел.
Комендант наклонился, подал команду догу,
и тот в два прыжка расстояние преодолел.
Обнюхав смертника, прошелся спокойно.
рядом.
Был он великолепен в размашистом, легком шагу!
Вернулся дог к коменданту.
и честным собачьим взглядом.
сказал человеку пес:
«Ребенок ведь — не могу…»
Лагфюрер пожал плечами:
ему-то разницы нету.
Раскрыл кобуру у пряжки с надписью.
«С нами бог».
Но, едва сверкнула вороненая сталь.
пистолета,
в эсэсовское горло впился красавец дог!
… Дога четвертовали,
пустив под лопасти шнека…
Я вряд ли теперь найду в Сан-Пельтене.
свой барак…
Но эту собаку.
я вспоминаю, как человека,
единственного человека.
среди фашистских собак.
Ведущий 6
Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
Ведущий 1
Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.
А вот письмо из блокадного Ленинграда.
Презентация «Блокада Ленинграда».
Ведущий разворачивает письмо.
Инсценировка по рассказу С. Алексеева «Буханка хлеба»
Здравствуй, сынок! Здравствуй, Алёшенька! Держись, милый. Держись, как мы держимся. Из последних сил. Возмездие настигнет врага! Галя и Дуся передают тебе привет. А вот для Тани и Лидочки уже никогда и ничего не будет. Как страшно. Никогда и ничего. Они умерли от голода.
Лёшенька, помнишь двух подружек Надю Реброву и Надю Хохлову, что живут с нами по соседству, на Лиговке. Они такие умницы, трудятся на заводе, что выпускает снаряды для фронта. Две нормы вырабатывают.
Выходят 2 девушки. Медленно идут по сцене.
1 Утром проснусь. Так кушать хочется. Бегу на работу. Так кушать хочется.
2 А я стою у станка и мечтаю о малюсеньком кусочке хлеба. От голода даже голова кружится.
1 Вот бы буханку хлеба.
2 Хоть одну на двоих.
1 Вот бы упала буханка хлеба с неба.
2 Какая страшная и долгая зима. Сугробы снега с человеческий рост. Скрип – скрип.
1 Ой, смотри: машина нас обогнала.
2 А какой запах, или мне кажется?
1 Знакомый, щемящий, кричащий запах.
2 Так это же хлеб. Видишь – машина к булочной едет.
1 вот бы буханку хлеба.
2 Хоть одну на двоих. Да?
Звук бомбёжки. Девушки закрывают глаза и уши руками. Когда открывают глаза, то…
1 Боже мой! Посмотри, Надюша.
2 Снаряд разорвался рядом с мотором. Разнесло кабину. Шофёра убило. Сорвало борт машины.
1 Буханки хлеба. Прямо у ног.
Девушки переглядываются. Стоят молча. Выходят 2 девушки в белом и чёрном.
Ч хватай, бери, не повторится такое чудо.
Б Не трогай. Не смей. В каждой буханке чужая доля
Ч смелей, вы одни, вспомните тех, кто дома.
Б Не смей на чужой беде строить свою удачу.
Продолжает читать письмо ведущий.
Нагнулись подружки. Подняли по буханке. Посмотрели друг на друга. И пошли к машине, положили буханки в машину, вскоре появились другие прохожие. И все вместе стали грузить буханки в машину.
До крика, до слёз, до боли хочется людям есть.
1 и 2 Вот бы – буханку. Хоть одну на двоих. Хоть одну на троих. На пятерых, на семерых. Хоть бы – кусочек хлеба.
ведущий3 - В тишине коридоров музея на меня улыбаясь, глядят
Лица тех, кто себя не жалея из детей превратились в солдат.
ведущий4 - Я смотрю пожелтевшие снимки той давно отшумевшей войны
и рассвет в серо - розовой дымке веет холодом чёрной зимы.
Ведущий разворачивает ещё одно письмо.
А это письмо с фронта.
Мамочка, родная моя, здравствуй. У меня всё хорошо. Наш авиационный полк перебазировался, то наступаем, то отступаем. На постой я с девчонками Аней, Соней и Наташей устроилась в доме председателя. Здесь так тепло, домашняя еда, можно помыться и выспаться. Молодость берёт своё. И среди окружающего ужаса, крови, смерти находим мы время для любви и мечты.
Выходят 4 девочки: Аня, Наташа, Соня.
Звучит песня «Письмо на фронт» Л. Тимофеевой.
Катя
Вот окончится война, будет яркий солнечный день… Парк отдыха, играет духовой оркестр. А я в белом платье, таком воздушном. Подходит ко мне майор, на меньшее я не согласна. С золотыми погонами, в орденах, приглашает меня на вальс, и мы танцуем, танцуем.
Танцует. К ней присоединяются девочки в гимнастёрках.
Катя продолжает. А потом я выучусь и буду выступать в Большом Театре. Только бы войны больше не было никогда.
Аня
А я после войны вернусь в свою деревню. У нас там так хорошо, красиво! Выйду в поле, а оно всё в цветах: васильки, ромашки. Встану посреди поля, распахну руки, подниму лицо к солнцу…
Соня
Девочки, вы только не смейтесь, ладно? Я после войны пойду учиться на режиссёра, и кино сниму о войне, чтобы помнили все.
Наташа
Молодец, Соня! У тебя всё получится!
Катя (в сторону)
А ещё девчонки мне устроили настоящий День рождения!
Наташа
Кать, а ведь у тебя сегодня День рождения!
Все девчонки: Катюша! Поздравляем!
Наташа
Я хочу сделать тебе подарок, чтобы ты помнила этот день долго – долго, может даже, всегда! Всё. Что у меня есть дорогого,- эта кукла. Дарить ведь надо то, что самому нравится!(Дарит куклу).
Катя
Ой, Натка, ты что? Нет, не возьму ни за что! Я знаю, тебе её дарил наш командир Ефимыч. Ты сама говорила, что это твой талисман.
Наташа
Да не верю я ни в какие талисманы! Ты моя подруга, и я хочу, чтобы у тебя был самый настоящий день рождения, а какой день рождения без подарка! Возьми, Катюша, пожалуйста!
Аня
А ещё тебе в подарок песня!
Песня
Соня
Всё, девочки, фрицы начали обстрел, скоро и нам вылетать.
Девчонки убегают.
Катя
Ну всё, мамочка, мне пора! Завтра ещё письмо напишу.
Ведущий 1: Течет река времени. Минуло уже более 70 лет с того страшного дня, когда настежь распахнулись огромные двери войны.
Ведущий 2: Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения.
Ведущий 3: Мы должны помнить о прошлом, чтобы фашизм не повторился вновь. Это наш долг перед теми, кто не дожил до Победы.
Ведущий 4: Пусть каждый из нас почувствует на себе строгий взгляд павших, чистоту их сердец, ощутит ответственность перед памятью этих людей.
Ведущий 5: Пусть нас всегда будет волновать вопрос: достойны ли мы памяти павших?
Видеоролик «Нет – войне!». Все участники выходят на сцену, вместе исполняют песню.
Уникальность: 37.03%