Чудо-дерево по мотивам хлудневской глиняной игрушки. Мастер-класс с пошаговыми фото

Данный мастер-класс по изготовлению чудо-дерева из глины предназначается для педагогов дошкольных учреждений, применять рекомендуется со среднего возраста. Наша Калужская область знаменита Хлудневской игрушкой. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства глиняной  игрушки, передаются народные представления о жизни, труде, красоте.

Так как  мы нацелены на развитие свободной творческой личности, то одной из важнейших задач является освоение ребенком духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта, создаваемого веками громадным количеством предшествующих поколений.

Одной из оригинальных и неповторимых игрушек является чудо-дерево, на котором могут находиться фигурки людей, различных животных и птиц. Я поделюсь с вами, как сделать чудо-дерево по мотивам хлудневской игрушки с птицами.

чудо-дерево по мотивам хлудневской глиняной игрушки

Чудо-дерево из глины - мастер-класс

Игрушка лепится из глины. Можно использовать серую, голубую или красную глину. Сначала катается столбик.

Легким нажатием пальца делаем с одной стороны углубление, делим на две части. Получившаяся фигура напоминает по форме косточку.

Одну выступающую часть загибаем и вытягиваем. Это голова птицы с клювиком. Вторая – это хвост птицы. Его можно сплющить или вытянуть длиннее. Основание остается нетронутым, с помощью него мы будем прикреплять птицу к стволу дерева.

Птицу можно украсить, нанести рисунок на туловище и другие части тела, используя заостренную палочку. Птиц может быть множество, различных по величине и форме.

Ствол дерева напоминает по форме колокол. Он должен быть большим и крепким.  Если «начинить» форму глиняными маленькими шариками, то получится  не просто игрушка, а игрушка-грематушка. Так называли звучащие глиняные фигурки.

Очень важно хорошо прикрепить фигурки птиц к стволу, хорошенько примазывая их с помощью нетронутой части заготовки для птички.

Можно дополнить дерево листьями. Нужно слепить плоскую округлую форму, прорисовать на ней прожилки листа.

После высыхания (если нет возможности обжига) фигуру можно расписать.

"У красок, - писал М. Волошин, - есть определённый символиум, покоящийся на вполне реальных основах". Так, в глиняной игрушке хлудневских мастериц: красный цвет - цвет земли, тел, символ огня, высоты духа, красоты, синий цвет - цвет воздуха, космоса, жёлтый, оранжевый цвет - цвет солнца, огня, белый цвет - свет.

Одной из особенностей глиняной хлудневской игрушки является то, что не прорисовываются краской элементы на лице (глаза, нос, губы) Все это наносится заостренной палочкой пока глина сырая. Своеобразие этой игрушки – её не нужно «выглаживать» (как Дымку или Филимоновскую), она должна хранить прикосновения ваших пальцев и рук, нести положительный заряд и энергию.  

Коллективная работа - чудо-дерево по мотивам хлудневской глиняной игрушки («Дерево птиц») выполнена детьми средней группы детского сада.

Чудо-дерево из глины. Фото

Автор: Кобзева Ирина Владимировна, воспитатель МБДОУ № 42 «Ярославна», г.Обнинск, Калужская область.

  • 11.06.2014
  •   Просмотров: 3 555

«Мастерклассы» © 2011-2017.

Советуем почитать
Загрузка...

Комментариев к новости "Чудо-дерево по мотивам хлудневской глиняной игрушки. Мастер-класс с пошаговыми фото" Уже: 0