» » » Звуковая культура речи

Звуковая культура речи


Предлагаю вашему вниманию статью «Звуковая культура речи».

 

План статьи:

 

  • Понятие о звуковой культуре речи.
  • Задачи и содержание по воспитанию звуковой культуры речи в разных возрастных группах.
  • Методика проведения занятий.

 

Воспитание звуковой культуры речи - одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. Звуковая культура речи - понятие достаточно широкое и своеобразное» которое включает собственно произносительные качества (звукопроизношение, дикция), формирование средств звуковой выразительности (интонация, темп, сила, высота голоса), двигательные средства выразительности (жесты, мимика), а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза, двигательное навыки). Составными компонентами звуковой культуры являются речевой слух и речевое дыхание.

 

Задачи воспитания звуковой культуры речи выдвигаются в соответствии с основными аспектами понятия «звуковая культура». Формирование собственно произносительных качеств и средств звуковой выразительности. В средней группе - совершенствование средств звуковой выразительности, отработка произношения шипящих, сонорных звуков.

 

В старших группах - совершенствование умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка отрабатывание дикции, интонационной выразительности речи, совершенствование фонематического слуха и определение места звука в слове Это единственная и важная задача, которая полностью решается в детском саду, в средней группе. ОТ группы к группе работа закрепляется, совершенствуется, отрабатывается. Исходя из задач, определяется содержание работы и методические приемы.

 

Занятия по звуковой культуре проводятся во всех возрастных группах и имеют следующие структурные аспекты:

 

  • Подготовка артикуляционного аппарата в младших группах проводится в игровой форме. Например: «Кто лучше сделает дудочку», в старших группах включается много упражнений на согласные звуки, дыхание.
  • Изолированное произношение звука воспитателем - в младших группах, а старших - объяснение артикуляции звука.
  • Произношение изолированного звука детьми во всех возрастных группах. Далее в старших группах проговаривание звуков в слоге.
  • Отработка звуков в словосочетаниях, словах, фразах с использованием игр-инсценировок, стихотворных строк, дидактических упражнений, чистоговорок, пословиц, загадок, придумывание слов с определенным звуков и т.д. В старших группах учим детей произносить звуки автоматически - автоматизация звука с использованием скороговорок.

 

Практическое задание:

 

Представить речевой материал для работы Над звуком с детьми младшего дошкольного возраста. Например: дидактическая юра «Кто как кричит». К нам сегодня пришли в гости (корова, кошка, собака и т.д.). Корова мычит му-у-у, кошка мяу-мяу. «Вкусное варенье» — Маша широким языком слизала варенье с верхней губы.

 

«Угадай кто жужжит». «Скажи что-нибудь о картине». Детям раздаются картинки с изображением предметов с каким-то одним звуком и т.д. Речевой материал - чистоговорки, загадки, стихи, скороговорки и т.д.

 

2. Методика проведения беседы по накопленному опыту.

 

  • Беседа как основное средство диалогической речи.
  • Тематика бесед.
  • Подготовка воспитателя и детей к беседе.
  • Методика проведения беседы по накопленному опыту.

 

 Методика проведения беседы по накопленному опыту

 

Беседа является основным средством обучения связной диалогической речи, а одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды взаимодействуя взрослых между собой, взрослых и.детей, детей друг с другом. Беседа— это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему.

 

Программа воспитания и обучения уделяет большое внимание формированию обобщенных знаний об окружающем. Беседа способствует решению этой задачи и, кроме того, развитию сложных форм связной речи. Дети учатся строить предложения разных конструкций, согласовывать слова в них, учатся общению со взрослыми и со своими сверстниками. При помощи бесед полученные знания приводятся в систему, закрепляются, уточняются. В беседе ребенок должен припомнить, анализировать, сравнивать, высказывать суждение и делать умозаключения, выводы.

 

Тематика бесед самая разнообразная - темы, отражающие явления общественной жизни (детский сад» почта, город» школа, семья и т.д.), о различных профессиях, о транспорте, об использовании техники в доме, о праздниках. Беседы природоведческого характера (времена года» животные, растения, труд людей в природе), морально-этического содержания (скромность, честность» дружба, товарищество, культура поведения и т.д.).

 

Беседа готовится за 1,5-2 месяца. Чтобы провести беседу, необходимо опираться на знания детей, а без определенных званий получится рассказ воспитателя, а не беседа. Нужно выбрать тему, чтобы она была значима, интересно, определить цель, программные задачи, составить план проведения беседы, определить основные микротемы, отобрать содержание, продумать приемы, особенно вопроси, подобрать наглядный материал. Детей готовить как на занятиях, так и вне их. Экскурсии, рассматривание альбомов, иллюстрации, заучивание стихотворении, загадок, пословиц, сюжетно-ролевые игры и т.д. Беседа строится на непрерывной мобилизации детского внимания.

 

Занятие состоит из 3-х частей.

 

1. Вводная часть. Цель ее – направить, собрать внимание детей на полученные ранее знания, вызвать желание принять участие в вей. Приемы - внесение картин, иллюстраций, игрушек и т.д. Это может быть небольшой рассказ воспитателе чтение стихотворения; вопрос-напоминание, сюрпризный момент и т.д. Проводится эта часть кратко. Затем ставится перед детьми цель и где возможно мотивировать выбор темы.

2. В основой части - привести знания детей в систему, разговор вести в характера, которые должны составить 60-70% от всех вопросов, а репродуктивного 30-40% (кто, что, где, какой и т.д.). Кроме вопросов можно использовать рассказ воспитателя, детей, чтение стихов, внесение разных объектов и т.д.

 

Основная часть делится на микротемы или на подтемы - каждую микротему озаглавить, придумать приемы и плавный переход.

 

Например: Беседа «О маме»

 

  • Труд мамы в семье.
  • Труд мамы на производстве.
  • Как мы отдыхаем с мамон и т.д.

 

3. Заключительная часть. Конец беседы. Предложить игровые приемы (бандероль, посылка, письмо). Дидактические игры. Обязательно нацелить детей на дальнейшее получение знаний. Подумайте, что расскажите детям дома.

 

Таким образом, беседа влияет на всесторонне развитие детей. Формируются диалогические умения и навыки, навыки культуры поведения. Дети учатся умению обосновывать свою точку зрения, и полученные знания приводятся в систему.

 

Практическое задание:

 

Составить серию вопросов к беседе «Наш город».

Постарайтесь в основном задавать вопросы проблемного характера, сравнительного, поискового. Вопросы стараться формулировать точно, кратко, по-разному. Например: Для чего?... Как вы думаете.... Расскажите, Почему?... Как узнать и т.д.

 

3. Рассказывание по памяти

  • Особенности занятий, требование к рассказам детей.
  • Составление письма как вид коллективного рассказывания.

 

 Рассказывание по памяти

 

Рассказывание о впечатлениях из опыта опираются в основном на материал, воспринятый, осмысленный ребенком и сохраненный его памятью. В основе их лежит работа памяти. Это более сложный вид рассказывания т.к. требует большей самостоятельности, основанный только на слове, без наглядности, воспитатель не может контролировать рассказы детей, т.к. не была в этой ситуации.

 

Этот вид имеет большое значение в развитии связной речи. Дети приучаются к более широкому речевому общению, развивается умение использовать свой чувственный опыт, передавать его в связном повествовательном рассказе, формируется умение связно, последовательно понятно, ясно излагать свои мысли. Рассказывание их опыта вводится в средней группе.

 

Основой служит интересная повседневная жизнь детей: наблюдения, экскурсии, прогулки, праздники, игры, события и т.д. рассказы детей могут быть интересны и разнообразны, когда интересен и разнообразен их опыт, а для этого воспитатель должен построить работу так, чтобы дети как можно чаще могли рассказать случаи из жизни. В этом направлении нужно работать н с родителями. Опыт детей может быть коллективным и индивидуальным.

 

Например: «Как я отдыхая летом у бабушки» или «Наш …» небольшие по объему, интересными по содержанию, логичными, идти от 1-го лица единственного или множественного числа. Язык рассказа приближен к разговорному. Обучение рассказыванию лучше начинать с коллективного рассказывания. Например: составление писем, которое в младших группах используется вне занятий а в старших группах на занятиях. Дети составляют текст, а взрослый записывает. Письмо заболевшему другу, в другой детский сад, Деду Морозу и т.д.

 

Воспитатель готовит конверт, ручку, бумагу. Цель такого занятия - знакомство с традиционным правилом построения письма. В начале необходимо объяснить причину обращения к адресату с письмом (кому, что, зачем писать, что необходимо для письма). Затем воспитатель ставит вопрос: С чего надо начинать? - Обращение, приветствие.

 

Далее объясняется причина обращения к адресату, затем определенные вопросы - желание узнать о жизни, например заболевшего ребенка, как здоровье, какие новости. О чем спросим Олю, скоро ли она придет в детский сад. А затем уже сообщаем о собственной жизни. Иногда воспитатель дает небольшой план и побуждает детей рассказать подробнее о наиболее интересном.

 

Вместе с детьми отбираются наиболее удачные предложения, более точные слова, одни слова заменяйте другими (в процессе обсуждения). Письмо прочитывается, заклеивается в конверт. Составление письма - коллективный рассказ детей.

 

Таким образом, рассказывание из опыта способствует расширению опыта детей, ребенок хорошо знает то, о чем он говорит. Дети учатся использовать свой опыт и выражать свои наблюдения, впечатления и переживания в связном повествовании. У них формируется умение понятно, четко, связно, последовательно излагать свои мысли без опоры на наглядный материал.

 

Практическое задание: Составить примерный план ведения занятия.

 

4. Творческое рассказывание

  • Сущность, виды, тематика творческих рассказов.
  • Методика проведения занятий рассказывания по началу воспитателя.

 

 Творческое рассказывание

 

Творческое рассказывание - самый сложный вид рассказывания. Психический процесс - творческое воссоздающее воображение. Ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица) опираясь на тему и свой прошлый опыт. Дети преобразуют свой накопленный опыт а создают новый образ. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Точно, выразительно передавать свой замысел. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести элемент фантазии и составить творческий рассказ.

 

Творческое рассказывание - речевая деятельность, результатом которой является придуманный детьми рассказ с самостоятельно созданными новыми образами, ситуациями, действиями, с естественно развивающимся сюжетом, логически построенным и облаченным в определенную словесную форму, соответствующую содержанию. В старшем возрасте можно планировать в сказках разговаривает, лиса рыжая, хитрая и т.д. Эти свои знания, опыт детей переносят в придумывание творческих рассказов.

 

Существует несколько видом творческого рассказывания:

 

  • придумывание рассказа, начатого воспитателем;
  • рассказывание по плану;
  • рассказывание на предложенный сюжет;
  • придумывание рассказов-миниатюр;
  • придумывание сказок.

 

Темы могут быть самыми разнообразные: «Сереже подарили новую игрушку», «За что бабушка внуку сказала «спасибо», «Ира и Света хорошие подруги» и т.д. Темы о детских играх, развлечениях, морально-этического содержания, о животном мире, о природе.

 

Наиболее любимый детьми это придумывание рассказов по началу воспитателя. Воспитатель дает начало рассказа, т.е. частичный образец. В самом названии рассказа дается сюжет. Начало рассказа воспитатель придумывает или может взять готовое произведение. Например:

 

Рассказ Пеньевской «Как Миша потерял свою варежку». Бабушка связала Мише новые красивые красные варежки. Миша побежал во двор кататься с горки. Около горы было много ребят:, они шумели, смеялись. Миша взобрался на горку, поставил санки, сел, оттолкнулся. Санки быстро покатились. «С дороги» - крикнул он маленькой девочке, перебегавшей ледяную дорожку, и махнул рукой. Что-то красное мелькнуло в воздухе и упало в снег, а санки умчали Мишу в дальний угол двора…

 

- А теперь придумывайте рассказы.

Воспитатель дает план.

- Что произойдет дальше?

- Кто и как помог найти варежку?

Обговариваются с детьми разные варианты, чтоб рассказы были разновариантными. Практическое задание:

Предложить начало рассказа на тему «Забавные приключения рыжего котенка»

 

5. Чтение произведений, объединенных одной темой. 

 

  • Принципы подбора произведений, тематика.
  • Методика проведения занятий по чтению произведений, объединенных одной темой.

 

Чтение произведений, объединенных одной темой, проводится в старших группах, так как дети этого возраста способны воспринять на одном занятии несколько произведений, могут дать оценку поступкам героев, мотивировать свое отношение, использовать при ответах на вопросы выдержки из текста.

 

В старшем дошкольном возрасте у детей развит определенный уровень мышления, операция анализа, синтеза, умение делать несложные выводы, воспринимать каждое новое произведение уже знакомого писателя, как часть его творчества. Дети научаются сопоставлять факты. При отборе произведений важно продумать логическую связь преподносимых детям произведений, постараться избежать вытеснения одних образов другими, сочетать новые образы с уже известными осмысленными ранее, опираться на текущую.

 

 

Автор: Ярошенко Наталья Владимировна, воспитатель МК ДОУ Детский сад № 254, Кемеровская область, г. Новокузнецк

 

 

 






Добавить комментарий
| Комментариев к новости "Звуковая культура речи" уже 0:

Читайте также
Добавить комментарий:
Введите код с картинки:*
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив