» » » Воспитание валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Воспитание валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста


В современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесохраняющее обучение и воспитание. Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.
 
Федеральный государственный стандарт к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяет как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого–педагогической, профилактической и оздоровительной работы. 
 
В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых  средств  и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека.
 

 Воспитание валеологической культуры детей


Забота о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов. Актуальность опыта состоит в решении проблемы  сохранения и укрепления здоровья дошкольников, формировании  осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, организму.
 
Научность
 
Необходимость использования здоровьесохраняющих технологий подчёркивают исследования В. В. Колбановой, Л.Г. Татарниковой и В. П. Петленко, подтверждающих, что здоровье человека более чем на 60% зависит от его образа жизни. В работах В. Г. Алямовской, М. Л. Лазарева и  Г.А. Баранчукова отмечается, что становление валеологической культуры обусловлено, прежде всего, процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого и ребёнка, широким спектром педагогических средств и приёмов.
 
Результативность
      
Систематично, проведенная работа показала следующие результаты.
 
Уровень здоровья и физического развития детей:
 
  • Уровень заболеваемости снизился на 3,7 %, значительно снижено количество пропусков по болезни.
  • Количество детей, имеющих высокий уровень физического развития повысилось на 11 % и составляет 56%. 
  • Количество детей, имеющих высокий уровень представлений о здоровом образе жизни, увеличилось на 27% и составляет 71%.
 
Усовершенствована предметно-развивающая среда в группе: в своей работе широко использую наглядную агитацию – уголок здоровья в группе "Здоровячок”, альбомы индивидуальной работы с детьми «Запоминай-ка», «Будь внимателен», «Необычный лабиринт». 

Новизна (инновационность)
 
Новизна опыта заключается в реализации:
 
  • здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной деятельности;
  • использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу жизни;
  • использование ИКТ для более  наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни.
 
Технологичность
 
Весь процесс реализации работы проходил в несколько этапов:

1 этап: диагностико-прогностический.
Цель: изучение возможностей и потребностей группы.
2 этап: практический.
Цель: введение валеологических знаний, здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс.
3 этап: обобщающий.
Цель: подведение итогов, совершенствование результатов работы по данной проблеме.
     
Нормативно-правовое обеспечение 
 
  • Нормативно-правовое обеспечение включает в себя внешние законодательные акты и внутренние документы, регламентирующие деятельность учреждения. 
  • Основополагающие документы по проблеме обеспечения здоровья детей в ДОУ:
  • Конвенция о правах ребёнка;
  • Конституция РФ ст.38, 41, 42, 43;
  • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"
  • Санитарно-эпидемиологическими требования  к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях, СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26
 
Материально-техническое обеспечение. 
 
Для обеспечения полноценного своевременного развития детей, сохранения и укрепления физического и психического здоровья, профилактики простудных заболеваний, физического развития и оздоровления воспитанников в дошкольном учреждении имеется спортивный  зал, оснащенный необходимым традиционным и нестандартным оборудованием, физкультурный уголок в группе, которые создан с учётом возрастных особенностей детей. На игровых участках детского сада имеется спортивное и игровое оборудование, где дети имеют возможность развития двигательных навыков в любое время года.
 

Организация работы с детьми по формированию ЗОЖ


В рамках образовательной области «Здоровье» для успешного формирования представлений у дошкольников о ЗОЖ необходима целенаправленная, систематическая воспитательно-образовательная работа в ДОУ и семье. 
 
Я  определила для себя следующие направления осуществления этой проблемы:

  • привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
  • развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
  • обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
  • формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
  • формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
  • формирование элементарных представлений об окружающей среде.

Я разработала систему мероприятий  под названием « Я здоровым быть хочу», работа в которых ведётся в 3-х направлениях:
 
1 направление: «Я - человек. Что я знаю о себе?»

воспитание валеологической культуры детей


Цель: формировать представления детей о человеке как живом существе, об условиях необходимых ему для жизни; о внешнем строении человека, органах чувств, некоторых внутренних органах; о различных состояниях и чувствах человека; о здоровье и болезни (например: д/и «Что есть во рту», «Какие у нас зубы?», «Сказка о зубной щётке» и др., «практические задания, опыты на вкус, запах, звук».

2 направление: «Образ жизни человека и здоровье».

воспитание валеологической культуры детей


воспитание валеологической культуры детей


 

воспитание валеологической культуры детей


 

Цель: формировать представления детей об образе жизни человека о режимных моментах, организации дня в детском саду, отдыхе, о зависимости здоровья от образа жизни. ( Например: «Азбука здоровья», чтение И.Токмаковой  «Где спит рыбка?», советы  «Как готовиться ко сну»).
 
3 направление: «Здоровый образ жизни в условиях природы»

воспитание валеологической культуры детей


Цель: формировать у детей представления об особенностях жизни в окружающем мире; о факторах окружающей среды, оказывающих особое влияние на здоровье человека, о значении ЗОЖ для здоровья человека; формирование поведения, способствующего ЗОЖ.       
 
Реализация содержания каждого направления проводится мною в несколько этапов:
 
1.  Подготовительный этап - это изучение представлений детей о здоровье и ЗОЖ; планирование видов работы и организационных форм.
2. Основной этап - это сообщение детям новых сведений о ЗОЖ и расширение их кругозора с опорой на различные виды деятельности. Основной формой работы являются ОД по ознакомлению с окружающим миром.
3. Закрепляющий этап - закрепление и систематизация представлений о ЗОЖ через ОД,  беседы, прогулки, опыты, игры, оздоровительные и закаливающие мероприятия, чтение литературы.

Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами работы являются организованная занимательная деятельность, режимные моменты, спортивные соревнования, досуги, в процессе которых сообщаю детям новые сведения и закрепляю ранее полученные представления.
 
Закреплять представления лучше в продуктивной и предметно-практической деятельности, поэтому использую интегративный подход к организации занимательной деятельности детей. В процессе ознакомления с образовательной областью «Познание» ознакомление с окружающим миром формирует представления о человеке, как живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни и зависимости здоровья от образа жизни.
 
На ОД экологической направленности  формирую представления  детей об условиях необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды. При воспитании культурно-гигиенических навыков формирую привычку правильно: умываться, вытираться, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании.
 
Расширяю представления о ЗОЖ  через: с/ролевые игры «Больница», «Аптека», « Семья», чтение художественной литературы: «Сказка про ногти», «Грязнуля Витя» И.Губина, «Птичка Тари», «Зубик-Зазнайка», «Сказка про трёх поросят на новый лад», разучивание загадок о частях тела, пословиц о здоровье. Продолжаю знакомить детей с правилами сохранения своего здоровья и заботе о нём.
 
Для расширения кругозора детей и закрепления, ранее полученных навыков использую настольные и дидактические игры («Аскорбинка и её друзья», «Части тела», «Сложи картинку», «Что сначала что потом и т.д.)
 
Формируя привычки потребности в ЗОЖ, стараюсь выработать такие навыки у детей:
 
  • полоскать рот после каждого приёма пищи, чистить зубы утром и вечером;
  • спать в облегчённой одежде;
  • разминаться после пробуждения;
  • уметь избегать опасных ситуаций;
  • мыть руки перед едой и после посещения туалета;
  • есть больше овощей и фруктов;
  • ежедневно менять нижнее белье, носовые платки.
 
Система мероприятий по направлению: «Я - человек. Что я знаю о себе?»

 

Закаливающие процедуры

 
Параллельно  с педагогической деятельностью с детьми, провожу закаливающие процедуры под руководством старшей медсестры, которая с учетом состояния здоровья детей и местных условий определяет вид и дозировку закаливающих процедур.

Организация системы закаливания – важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного возраста. Закаливающие мероприятия проводятся в течение всего дня. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.
 
Цель закаливания – выработать способность организма быстро приводить работу органов и систем в соответствие с меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным воздействием того или иного фактора (холод, тепло и т.п.) и постепенным увеличением дозировки такого воздействия.

Закаливание воздухом – наиболее доступное средство закаливания в любое время года. Систематическое пребывание ребенка на воздухе способствует более быстрой адаптации организма к смене температурных условий. Положительное воздействие воздушных ванн повышается, если сочетается с физическими упражнениями.
 
Эффективным средством закаливания является хождение босиком в летнее время по хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок). Начинать ходить босиком следует в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая время хождения с 2–3 минут до 10–12 минут и более. Минимальная температура воздуха, при которой детям разрешается ходить босиком, – 20–22 Сº. Затем детей приучаю ходить босиком и в помещении: так, перед дневным сном разрешаю босиком дойти до кроватки по ковровой дорожке. Оздоровляющее воздействие воздуха использую при организации дневного сна и прогулок.
 
Большую радость детям доставляет процедура закаливания солнцем, которая осуществляется на прогулке в летнее время.  Начинаю процесс закаливания со световоздушных ванн в тени деревьев, затем переходим к местным солнечным ваннам, для чего детям оголяю руки и ноги (на голове при этом должна быть светлая шапочка).
 
Для проведения солнечных ванн игры детей организую под прямыми лучами солнца (5–6 минут), а затем вновь увожу в тень. По мере появления загара солнечные ванны становятся общими, т.е. детей раздеваю до трусов и майки, а затем оставляю в одних трусах. Непрерывное пребывание детей под прямыми солнечными лучами вначале составляет 5 минут, постепенно его доводя до 10 минут. В течение дня общая продолжительность солнечных ванн может достигать 40 -50 минут.

Вода является весьма эффективным фактором оздоровления и закаливания. В оздоровительной деятельности использую обширное умывание, ножные ванны, обливание ног, обливания рук до локтя. Обливание ног провожу перед сном, хождение по дорожкам здоровья после сна.
 
В результате закаливания дети стали менее восприимчивым к резким изменениям температуры и простудным и инфекционным заболеваниям. Улучшился аппетит детей, они спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Таких результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.
  

воспитание валеологической культуры детей


Система мероприятий с родителями
 
Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей,  использую как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями: информационные памятки, буклеты, тематические выставки, оформляю информационные уголки здоровья, провожу консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты. Родители – активные  участники конкурсов, спортивных и иных совместных мероприятий, проводимых в ДОУ.
 
Выводы

Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Считаю, что важно с самого детства формировать у человека здоровый образ жизни. Надо учить ребёнка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Работа по данному направлению дает положительные результаты, так как имеющиеся знания, благодаря их многократному практическому и наглядно-действенному воспроизведению в игре, обыденной жизни, опытно-экспериментальной деятельности приобретает прочный и осознанный характер. 

Нетрадиционный подход к оздоровительно-профилактической работе с детьми дошкольного возраста имеет огромный учебно-воспитательный потенциал, что бесценно в воспитании подрастающего поколения. Создание здоровьесохраняющей среды и воспитание навыков здорового образа  жизни у детей является одним из основных направлений деятельности педагога.
 
Познавательные моменты органично соединяются с оздоровительными, образовательная деятельность сочетается с выполнением дыхательных упражнений, гимнастики для глаз, релаксацией, самомассажем и другими здоровьесохраняющими технологиями.

Таким образом, можно сказать, что только круглогодичный, системный подход к организации валеологического развития, физкультурно-оздоровительных,  и профилактических  мероприятий позволит эффективно способствовать  укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст позитивную  динамику оздоровления детского организма, позволит  достичь положительных результатов. 

Автор: Суворова О.Б., воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ города Нижневартовска, детский сад № 17 «Ладушки»





Добавить комментарий
| Комментариев к новости "Воспитание валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста" уже 0:

Читайте также
Добавить комментарий:
Введите код с картинки:*
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив