» » » Современные технологии подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни

Современные технологии подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни


Предлагаем вашему вниманию статью, в которой высветлены современные технологии подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни
 
В сентябре 2014 года на базе Старооскольского детского дома была создана муниципальная служба сопровождения выпускников. Работа началась совместно с благотворительным фондом социальной помощи детям «Расправь крылья». В штатный состав службы сопровождения входят: координатор, социальные педагоги, кураторы, педагог-психолог, юрист.

Подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни


В результате взаимодействия данных специалистов, органов опеки и попечительства, администрации учреждений профессионального образования на территории Старооскольского городского округа было выявлено 205 выпускников из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основная деятельность нашей службы - обеспечение доступности к социальным правам и гражданским свободам и помощь в преодолении барьеров на пути их реализации.
 
Анализ всей ситуации в обществе на данный момент показывает, что социально-педагогическое сопровождение ребят, покинувших стены сиротских учреждений - актуально. Выпускники часто испытывают трудности при трудоустройстве и в повседневной жизни, сталкиваясь с различными сложными ситуациями и не всегда могут самостоятельно отстаивать свои права. Чаще всего это образовательные, социально-бытовые, жилищные, юридические проблемы.

Целью программы работы службы постинтернатного сопровождения является создание условий для успешного развития личности выпускника и способствование успешной интеграции его в социум.
 
Специалисты службы сопровождения помогут в решении следующих задач:

  • Защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте от 16 до 23 лет.
  • Диагностика и мониторинг процессов социально-психологической адаптации и интеграции выпускников.
  • Оказание социальной, психологической, педагогической, юридической и других видов помощи выпускников.
  • Повышение правовой грамотности выпускников.

Специалисты центра в своей деятельности широко используют инновационные системы:

1. Социальная карта выпускника.

Это личное дело выпускника в электронном варианте, где содержится подробная информация о нем (дата и место рождения, наличие родственников, адрес фактического проживания, а так же факт постановки на жилищный учет, сведения об образовании и трудоустройстве, семейное положение и другое).

2. Карта ОЖС.

Это оценка жизненной ситуации, охватывающая сферы жизнедеятельности выпускника, связанные с его социальной адаптацией и интеграцией в социум. Это электронный документ в формате Excel. В перечень карты ОЖС включено 165 фактов. Для удобства они сгруппированы в разделы:
 
1. Правовой статус (наличие паспорта, свидетельства о рождении, медицинского полиса, документы на собственность, документы ребенка-сироты, или оставшегося без попечения родителей, пенсионная книжка и другие).
2. Образование (необходимость в индивидуальном графике обучения, наличие задолженностей, пропусков уроков, желание изменить профиль обучения и другое).
3. Жильё (отсутствие занимаемого помещении я и наоборот, состояние пригодности, факт постановки на жилищный учет и так далее).
4. Источники дохода (факты нерационального использования имеющихся средств или их отсутствие, наличие долгов по коммунальным платежам, задержки пенсионных выплат).
5. Трудоустройство (трудности в поиске работы по специальности, безработица, нежелание работать).
6. Поведение (конфликты с окружающими, асоциальное поведение, нарушение правил общежития, постановка на учет в наркологию, в кдн ).
7. Дети (трудности в воспитании собственных детей, устройство ребенка в детский сад и прочее).
8. Служба в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации (трудности подготовки и прохождения службы, тревожность перед призывом, желание получить до армии воинскую учетную специальность).
 
При заполнении карты ОЖС каждому без исключения факту присваивается информационный и организационный статус. Информационный статус  свидетельствует об отсутствии или наличии информации по данному факту. При наличии информации указывается, имеет место данный факт или нет. При заполнении предлагается  выбор ответа из списка «да», «нет», «без информации».
 
Организационный статус отражает характер действия, которое необходимо предпринять специалистам при выявлении факта. Предлагается выбор ответа из списка «нет», «для сведения», «на контроль», «требует решения», «в работе», «решено», «отказ от решения».
 
В результате заполнения карты ОЖС специалист имеет  не только характеристику жизненной ситуации выпускника с точки зрения риска дезадаптации, но и направления для организации выпускнику помощи и поддержки (факты с организационными статусами «требует решения» и «в работе»).

Карта сопровождения.

Это индивидуальный план сопровождения выпускника с отражением в ней выявленных проблем и путей их решения.
Совместно с Благотворительным фондом социальной помощи детям «Расправь крылья!» в течение двух лет в Калужской области в рамках реализации целевой программы «Старт в будущее» создавалась и тестировалась информационная система «Выпускник +».
 
Работа с информационной системой «Выпускник+» по её заполнению и обновлению состоит из нескольких этапов.
 
1 этап. Внесение первичных данных. Первичную информацию для внесения дают социальные карты выпускников, которые заполняются в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на выпускников текущего года, и передаются в центр. Социальные карты выпускников из замещающих семей поступают в центр из учреждений  среднего и высшего профессионального образования, где выпускники продолжают образование. Социальные карты заполняют и выпускники, обратившиеся в центр за услугами и заключившие с центром договор о постинтернатном сопровождении.
2 этап. Обновление информации. Сведения поступают из разных источников: органы опеки и попечительства, организации и специалисты, включенные в процесс сопровождения выпускников. Сведения вносятся уполномоченными на работу с информационной системой сотрудниками центра.
3 этап. Анализ информации. Информационная система «Выпускник +» позволяет не только фиксировать информацию, но и автоматически производить её анализ по ряду параметров, таких  как статистика обращений, обеспеченность жильем, уровень образования, необходимость в том или ином уровне сопровождения, семейное положение, трудоустройство, источники доходов.

Используя эту систему в работе, специалисты постинтернатного сопровождения города Старый Оскол с уверенностью могут говорить, что это  один из самых эффективных инструментов постинтернатного сопровождения выпускников. Информационная система заполняется и обслуживается специалистами центра и предназначена исключительно для внутреннего пользования.
 
В соответствии с требованиями законодательства информация о выпускниках, содержащаяся в системе, максимально обезличена, а сама система защищена. В полной мере она позволяет составить представление об уровне образования, профессиональной подготовке, жилищных условиях выпускника, отследить его образовательный и профессиональный рост, установить социальное окружение.

Авторы: Каушан Елена Васильевна и Анникова Елена Николаевна
 
 

Автор: Каушан Елена Васильевна, Анникова Елена Николаевна




Добавить комментарий
| Комментариев к новости "Современные технологии подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни" уже 0:

Читайте также
Добавить комментарий:
Введите код с картинки:*
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив