» » » Конспект урока по биологии. Вклад отечественных ученых в разработку учения о ВНД

Конспект урока по биологии. Вклад отечественных ученых в разработку учения о ВНД


Предлагаю вашему вниманию конспект урока по биологии (анатомия человека) для учителей биологии, преподающих в 8 классе по теме: «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».

 

В работе дана подробная информация о роли И. М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского. Данная работа содержит теоретическую часть, наглядный материал, тестовые задания для учеников по закреплению изученной темы.

 

Цель урока: способствовать формированию у учащихся знаний о понятии высшая нервная деятельность и вкладе отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.

 

Задачи:

 

Образовательные:

 

  • способствовать формированию у учащихся знаний о жизни и деятельности И. М. Сеченова, а так же его роли в развитии учения о ВНД;
  • способствовать формированию у учащихся знаний о жизни и деятельности И.П. Павлове, а так же его роли в развитии учения о ВНД;
  • способствовать формированию у учащихся знаний об опытах И.П. Павлова по ВНД;
  • способствовать расширению знаний об условных и безусловных рефлексах;
  • способствовать формированию у учащихся знаний о формах торможения условных рефлексов (о понятиях: угасание условного рефлекса, тормозная временная связь, врожденное торможение, условное торможение, закон взаимной индукции);
  • способствовать формированию у учащихся знаний о роли А.А. Ухтомского в учении о ВНД;
  • способствовать формированию у учащихся знаний о понятии доминанта в учении о ВНД.

 

Развивающие:

 

  • способствовать развитию умения работать с дополнительной литературой;
  • способствовать развитию умения концентрировать внимание;
  • способствовать развитию умения строить причинно – следственные связи;
  • способствовать развитию логического мышления и умения делать выводы.

 

Воспитательные: способствовать формированию научного мировоззрению.

 

Тип урока: комбинированный, изучение нового материала.

 

Методы: беседа, рассказ, работа с дополнительной литературой.

 

Оборудование: проектор, ноутбук.

 

Вклад отечественных ученых в разработку учения о ВНД

 

I. Организационный момент.

 

Приветствие.

Проверка присутствующих.

Проверка готовности кабинета к уроку.

 

II. Актуализация опорных знаний.

 

Учитель: «На прошлом уроке мы с вами закончили изучать тему: «Нервная система и органы чувств», давайте вспомним некоторые понятия этой темы».

 

Фронтальный опрос:

1. Что такое нервная система?

2. Из каких отделов состоит нервная система?

3. Какую роль в организме играет нервная система?

4. Какое значение для человека имеют анализаторы?

5. Что такое рефлекс?

 

III. Изучение нового материала.

 

Мотивация учащихся (рассказ учителя): «В природе существуют предметы и процессы, которые можно увидеть, услышать, почувствовать их вкус, запах. Это различные природные явления (снегопад, дождь, солнечное затмение), различные предметы и живые существа. Но мысли человека, его переживания, чувства увидеть и услышать не возможно.

 

Существование связи между мозгом и психической деятельностью ученые предполагали давно. Но на Вопросы, по каким законам работает мозг человека, что лежит в основе психической деятельности, ответить не могли. Людей постоянно волновала и волнует загадочная жизнь мозга, продуктом которого является мысль. Почему мы обладаем сознанием?

 

Как воспринимаем мир? Как мыслим? От чего зависит речь? Что такое память, каковы её основы? Эти и сотни других вопросов требовали научного ответа. Эти вопросы во многом блестяще были разрешены отечественной наукой. Общепризнано, что науку о мозге создали русские ученые. Итак, тема нашего сегодняшнего урока: «Вклад отечественных ученых в разработку учения

о высшей нервной деятельности»».

 

Цель урока: формирование знаний о понятии высшая нервная деятельность и вкладе отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.

 

План.

 

1.Жизнь и деятельность И.М. Сеченова.

2.Жизнь и деятельность И.П. Павлова.

3.Опыты И.П. Павлова по ВНД.

4.Методы условных рефлексов.

5.Разные формы торможения.

6.Понятие доминанты.

7.Жизнь и деятельность А.А. Ухтомского.

 

Изучение высшей нервной деятельности в России связано прежде всего с именами двух великих ученых Ивана Михайловича Сеченова (1829-1905) и Ивана Петровича Павлова (1849 - 1936).

 

Деятельность учащихся: ученик рассказывает доклад на тему: «Жизнь и деятельность И.М. Сеченова».

 

Образование условных рефлексов И.П. Павлов связывал с работой коры полушарий большого мозга. Они возникают при обязательном условии сочетания какого – либо раздражителя, даже незначительного, с жизненно раздражителями (пища, боль, опасность) и становятся их сигналами. Выработка условного рефлекса начинается с подачи будущего условного раздражителя, в нашем примере – с зажигания лампочки.

 

Обозначим, зажженную лампочку буквой Л, а центры, которые возбуждаются в зрительной зоне коры большого мозга, букой Л1. После проявления ориентировочного рефлекса на свет лампочки животному дают пищу. Она вызывает безусловный слюноотделительный рефлекс и возбуждение П1 в пищевой зоне коры. После этого несколько раз сочетают сет лампочки Л с кормлением П. В головном мозге последовательно возникают возбуждения Л1 и П1. Между этими центрами появляется временная связь Л1-П1. После её образования проявляется условный рефлекс.

 

Включается лампочка. Возбуждается центр Л1. По образовавшейся связи Л1-П1 возбуждение достигает пищевого центра П. По нисходящим путям оно переходит на слюноотделительный центр продолговатого мозга. От туда идет к слюнным железам, которые начинают функционировать на сигнал пищи (включение лампочки) ещё до того, как появится сама пища.

 

Таким образом, можно выработать множество рефлексов. Например, ученые доказали, чтобы человек регулярно делать зарядку или бегал по утрам для этого необходимо 21 день в одно и тоже время повторять эту процедуру. У собаки с уже выработанным рефлексом, изменим условия опыта: включим лампочку, но давать пищу не будем. Сначала будет происходить условно-рефлекторное слюноотделение. Затем начнётся угасание условного рефлекса: слюны будет выделяться всё меньше и меньше, пока данный процесс совсем не прекратиться.

 

Через некоторое время рефлекс слюноотделения на лампочку восстановится - произойдёт растормаживание. Однако если условный рефлекс не подкреплять и в дальнейшем, то вырабатывается тормозная временная связь, и голодное животное перестанет искать корм в кормушке. Из этого примера следует, что условные рефлексы могут быть как положительными, так и отрицательными, или тормозными. Благодаря образованию положительных и отрицательных условных рефлексов животное учится отличать сигналы важных событий от похожих на них раздражителей не имеющих такого значения.

 

Методы условных рефлексов

 

С помощью метода условных рефлексов был открыт закон взаимной индукции, он заключается в том, что очаг возбуждения «наводит» на соседние или конкурирующие с ним участки процесс торможения, например сторожевая собака, спокойно поглощавшая свою порцию корма вдруг заметила приближение чужого человека. Она начинает лаять, рваться с цепи. Возникший очаг более сильного возбуждения затормаживает пищевой центр. В результате слюна перестает выделяться и собака временно забывает о корме.

 

Бывают случаи, когда торможение вызывает противоположный процесс – возбуждение, так, уставшие за день дети, у которых в коре головного мозга начинается процесс торможения, вдруг начинают «буйствовать»: прыгать, смеяться, капризничать. Это объясняется тем, что очаги торможения в коре вызвали процессы возбуждения в подкорковых центрах, связанных с проявлением эмоций. С законом взаимной индукции связана смена образов при восприятии двойственных изображений.

 

Далее учащимся предлагается работа с рисунками: два образа будут сменять друг друга. Торможение одного образа по закону взаимной индукции будет вызывать другой, конкурирующий образ. Разные формы торможения. И.М. Сеченов открыл центральное торможение, а И.П. Павлов выяснил, как взаимодействуют между собой процессы возбуждения и торможения. Он показал, что бывает торможение врождённое и торможение условное, приобретённое в процессе жизни.

 

К врождённому торможению относится внешнее торможение. Появление любого другого, более сильного раздражителя вызывает новый рефлекс в организме, а прежний прекращает свою деятельность по закону взаимной индукции. Например, если у собаки с выработанным рефлексом слюноотделения на горящую лампочку изменить условия опыта: и после включения лампочки дать звонок, слюноотделение прекратится.

 

К приобретённому торможению относится внутреннее торможение, наступающее при не подкреплении условного рефлекса, например, при его угасании. Оно развивается в нейронах самой рефлекторной дуги условного рефлекса, и потому было названо внутренним. 

 

Доминанта. Поведение определяется жизненными потребностями, все они проявляются периодически. Например, потребность в пище выходит на первый план, когда возникает ощущение голода и временно угасает при насыщении.

 

При усилении потребности возникает временно господствующий в ЦНС очаг возбуждения, нацеленный на удовлетворение именно этой потребности. Российский физиолог А.А. Ухтомский (1875-1942) назвал такой механизм временного господства возбуждения доминантой.

 

Далее выступает ученик с докладом о жизни и деятельности А.А. Ухтомского.

 

Доминантный очаг отличается рядом особенностей:

 

  • он способен затормозить все конкурирующие очаги возбуждения;
  • достаточен любой стимул, чтобы животное, находящееся в состоянии пищевой доминанты, реагировало на любое раздражение слюноотделением и пищедобывающей деятельностью.

 

С явлением доминанты связаны иллюзии установки: мы как правило не замечаем того, чего не ожидаем увидеть (учащимся демонстрируется рисунок головного мозга, где вместо извилин изображены играющие дети).

 

IV. Закрепление. Ребята, у вас на столах лежат листы с заданиями на соотнесение понятий и примеров. Решите их в тетради, используя полученные сегодня знания и текст учебника.

 

№ 1. Какие из перечисленных признаков характеризуют условные рефлексы (1), а какие безусловные (2):

А. Приобретённый

Б. Постоянный

В. Врождённый

Г. Временный

Д. Видовой

Е. Индивидуальный

 

(Ответ: 1 – А, Г, Е; 2 – Б, В, Д.)

 

№ 2. Из перечня А – Д выберите и зашифруйте ответы на вопросы:

 

А. Включение лампочки до опытов

Б. Пища в полости рта

В. Включение лампочки во время кормления

Г. Выделение слюны на пищу во рту

Д. Выделение слюны на свет лампочки

1. Безусловный раздражитель

2. Безразличный раздражитель

3. Безусловный рефлекс

4. Условный рефлекс

5. Сочетание безразличного раздражителя с безусловным

6. Без каких раздражителей условный слюноотделительный рефлекс не образуется?

7. При отсутствии какого условия происходит торможение условного слюноотделительного рефлекса?

8. Какой раздражитель возбуждает зрительную зону коры головного мозга?

9. Какой раздражитель возбуждает вкусовую зону коры головного мозга?

10. При каком условии образуется временная связь между зрительной и вкусовой зонами коры головного мозга?

(Ответ: 1-Б, 2-А, 3-Г, 4-Д, 5-В, 6-В, 7-В, 8-А, 9-Б, 10-В)

 

Результаты работы обсуждаются совместно.

 

V. Разъяснение домашнего задания. §53 - пересказ, ответить на вопросы в конце параграфа. Привести примеры из своей жизни безусловных и условных рефлексов, их торможения, проявления закона взаимной индукции и доминанты.

 

VI. Подведение итогов урока. Таким образом, можно сделать следующий вывод: при всей сложности работы ЦНС основным элементарным принципом её функционирования является рефлекс. Деятельность коры больших полушарий, обеспечивающая поведение, т.е. индивидуальное приспособление организма к изменяющимся условиям среды И.П. Павлов назвал высшей нервной деятельностью.

 

Автор: Шишкова Наталья Николаевна, учитель биологии МБОУ СОШ № 10, г. Уфа.

 

 






Добавить комментарий
| Комментариев к новости "Конспект урока по биологии. Вклад отечественных ученых в разработку учения о ВНД" уже 0:

Читайте также
Добавить комментарий:
Введите код с картинки:*
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив