» » » Методическая разработка занятия «Ради нескольких строчек в газете»

Методическая разработка занятия «Ради нескольких строчек в газете»


Предлагаю вам методическую разработку занятия в объединении журналистики. Данная разработка будет полезна для педагогов дополнительного образования, занимающихся по программе «Журналистика» или учителей русского языка для внеклассного или дополнительного занятия.

Данное итоговое занятие проводится в объединении журналистики, как правило, в конце учебного года, когда юным корреспондентам представляется возможность представить знания, полученные в течение учебного года. Это занятие практикуется проводить по окончании 1-го года обучения.
 
Оно призвано помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы будущие журналисты сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. При некоторой корректировке предложенный материал может быть использован в работе с детьми старших классов. 
 
Тема: «Ради нескольких строчек в газете»…
Цель: обобщить изученный материал.
 
Задачи: 
 
  • Закрепить знания, умения, навыки в области журналистики.
  • Воспитать уважение к профессии журналиста.
  • Развить коммуникативные и креативные качества подростков.
  • Совершенствовать знания родного языка.
 

Занятие «Ради нескольких строчек в газете»  

 
Ведущий: Говорят, что газета – это история мира за одни сутки. Еще не бывало случая, чтобы за сутки ничего не произошло.
Возьмите любую газету и внимательно прочитайте ее. Вы заметите, что материалы в ней различны по размеру, по подробности изложения, по стилю.
Какие же газетные жанры вы можете там обнаружить? (блиц-опрос)
Предполагаемые ответы: информация, репортаж, интервью, корреспонденция, статья, очерк, журналистское эссе.
 (Творческое задание  «Интервью»)
Как по-вашему, может ли один номер газеты  состоять из одного жанра журналистики?
Ответы детей: 
Как вы заметили, один номер может вместить почти всю многоликость журналистских жанров. Поэтому номер хорошо смотрится и с удовольствием читается.
У каждого жанра есть свои особенности, но что должно быть общим для всех жанров?
Ответ: Любой материал должен быть основан на точных и проверенных фактах.
Как вы думаете, откуда берутся слухи?
(Игра «Испорченный телефон»)
Примерная фраза: «Благодаря электрификации железнодорожного участка Сызрань-Сенная пассажирские и грузовые составы в черте нашего города перейдут с тепловозов на более экологически безопасную электрическую тягу».
Журналист никогда не должен забывать о том, что самое главное качество опубликованного материала – его ДОСТОВЕРНОСТЬ.
Кроме этого он должен отлично знать азбучные истины хорошей журналистики. Это ТОЧНОСТЬ, КРАТКОСТЬ и ЯСНОСТЬ.
Точность. Ничто так не подрывает читательского доверия к газете, как ее некомпетентность. Неточный материал не просто плох, он может сильно навредить.
Краткость. Живой и выразительный материал всегда краток и не содержит лишних подробностей.
Ясность. Всегда надо помнить, что если сообщение может быть понято неверно, то так и случится.
(Задание «Сам себе редактор» - анализируем тексты)
Тест №1.  В школах города Сызрани начались занятия в секциях каратэ, ведут которые, причем совершенно бесплатно, ученики знаменитого тренера Иванова.
Занятия стали очень популярными среди сотен сызранских мальчишек.
Чему учит каратэ? Не только быть сильным и ловким, но и уважать старших и друг друга. Настоящий каратист никогда не обидит слабого и беззащитного.
В апреле юные каратисты будут сдавать свой первый экзамен – на белый пояс.
 
(Анализ текста: Он написан кратко, и это явный плюс. Автор не стал «лить воду» и раздувать имеющуюся информацию. А вот точен ли он? Вопросы возникают с первого предложения. 
1. Неужели абсолютно во всех школах Сызрани стали заниматься каратэ?
2. Чем знаменит тренер Иванов? Ведь не все читатели хорошо разбираются в спорте и его истории.
3. Почему занятия стали популярными среди мальчишек? Разве раньше этот вид спорта им был не доступен?
Видите, сколько вопросов, а, значит, каждый читатель поймет вышеупомянутые фразы по-своему. Это говорит о том, что в материале нет и достаточной ясности.
Кроме того, поскольку мы не знаем, занимается ли сам автор карате, неплохо бы в заметке указать источник, из которого была получена информация. То ли ему об этом рассказал друг, то ли один из тренеров. Без ссылки на источник материал выглядит менее достоверным.
 
Текст № 2.
«Фикус» не удался.
Каждому известно, что Новый год празднуется 31 декабря. А ученики 10 класса № Н устроили сие празднество 23 октября.
Перед уроком истории около школьной доски был водружен двухметровый фикус в ведре, изображавший елку. Растение было украшено подручными материалами: ножницами, ключами от кабинета.
Вокруг «елки» на полу ученики нарисовали мелом человеческие следы, на доске красовались Дед Мороз и Снегурочка и надпись «С Новым годом!»
Однако не думайте, что все учащиеся 10 класса сошли  с ума. Просто они очень не любят урока истории, а особенно лектора, который в течение полутора часов меряет шагами пространство перед доской. Ведро с фикусом на его «пути» должно было помешать ему мельтешить перед глазами учащихся.
Но не тут-то было: на протяжении всего урока учитель старательно обходил растение, а ученики лишь кусали локти с досады.
Надежда.
Анализ текста:
1. В заметке Надежды картинка нарисована достаточно ярко. Детали создают эффект присутствия.
2. Глаголы сильные: не «поставлен», а «водружен». Не «ходит», а «меряет пространство» и «мельтешит». Не «огорчились», а «кусали локти от досады».
3. Прилагательные и наречия только самые необходимые: «подручные материалы», «человеческие следы», «старательно обходил».
 
Как вы думаете, чтобы анализировать тексты, какими качествами должен обладать сам редактор.
Предполагаемый ответ: быть грамотным и внимательным.
 
А сейчас предлагаю вам лингвистическую  игру «Слов русских золотая россыпь»
Что же такое слово? Слово – это центральная единица языка. Оно служит для названия. Все, что попадает в поле зрения человека, получает название.
Раздел языкознания, который изучает значение единиц языка, называется семантикой.
В этом разделе изучают синонимы и антонимы, омонимы и конверсивы. Давайте вспомним, что такое антонимы. Это слова, принадлежащие к одной и той же части речи и имеющие противоположные значения.

Приведите, пожалуйста, примеры:

Злой – добрый;
Дикий – домашний;
Короткий – длинный;
Городской – деревенский.
 
Одно из стихотворений М. Цветаевой построено на противоположностях, на контрастах.

Попробуйте завершить каждую строку:
Полюбил богатый….  – (бедную),
Полюбил ученый…  - (глупую),
Полюбил румяный…   - (бледную),
Полюбил хороший…   - (вредную),
Золотой – полушку…  - (медную).
(Справка: полушка – старинная медная монета достоинством в четверть копейки)
 
Что такое синонимы, вы все, конечно, знаете. Так называют слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу одинаковы или очень близки.
(творческое задание: «Подберите синонимы к слову журналист»)
 
Предполагаемые ответы: газетчик, корреспондент, репортер, юнкор, спецкор, редактор, корректор, представитель прессы, специалист в области журналистики, король репортажа, служитель пера и бумаги, мега-журналист, писака, бумагамаратель.
 
Часто у юных журналистов возникают трудности в подборе слов для своего материала. Богат ли ваш словарный запас?
Предлагаю вам простую фразу: «Ученик сел на место». Попробуйте заменить ее синонимами.
Предполагаемые ответы: 

1. Объект издевательства учителя упал на скамейку.
2. Учащийся приземлился на стул. 
3. Получивший двойку с грохотом плюхнулся на парту.
4. Ученик опустил свою пятую точку на сиденье.
5. Ученик сел на то, откуда встал.
6. Учащийся уселся на четыре ножки, покрытые деревяшкой.
(слова для справки: школьник, двоечник, отличник, староста класса, счастливчик, бедняга; сел, опустился, плюхнулся, брякнулся, упал, присел.)
 
А что такое квазисинонимы? Неполные синонимы, у которых значения совпадают в основном, а в частностях они могут различаться. Например, квазисинонимы, которые отличаются по стилистической окраске:
Очи – глаза – гляделки.
Подберите квазисинонимы к словам нести, нападение, скупой.
Нести – тащить ( тащить – это нести, но с трудом, можно мешок и нести, и тащить, но нельзя тащить чашечку кофе).
Нападение – агрессия (всякая агрессия является нападением, но не всякое нападение можно назвать агрессией. В сочетании нападение грабителей на прохожего нельзя заменить словом агрессия)
Скупой – жадный (жадный значит одержимый страстью захватывать чужое, а скупой одержимый страстью не отдавать свое).
 
Замечательный ученый С.М. Бонди был блестящим полемистом, мастером каламбуров. В спорах, где разногласия возникали не по существу, а из-за разного понимания одних и тех же терминов, он часто говорил: «Прежде чем говорить о графине, надо определить, что мы имеем в виду – сосуд или человека».
Как называют слова, совпадающие по форме, но не имеющие ничего общего по смыслу? (омонимы)
Назовите толкование омонимов:
Бокс  - вид кулачного боя;
        - мужская стрижка;
        - в больницах изолированная палата.
Дисциплина  - подчинение установленным порядкам;
                - отдельная отрасль знания.
Склад       - специальное место для хранения чего-либо;
                - физический облик, телосложение.
Реакция  - действия, возникающие на то или иное  взаимодействие между двумя или несколькими веществами;
              - политика жестокого подавления общественного   прогресса.
Титан   - божество из числа гигантов;
          - человек, отличающийся исключительной силой ума, таланта;
          -  химический элемент;
          - большой кипятильник особого устройства.
Мандарин -  цитрусовое дерево;
             - европейское название чиновника в старом Китае.
 
Вспомним, что такое фразеологизмы. Фразеологизмы – это устойчивые выражения, слова – компоненты фразеологического оборота – нельзя заменить другими словами.

В диалоге заменены фразеологизмы, попробуйте их восстановить:
Я в этом деле кошку проглотил.
А вы говорите, что я работаю, закатав штаны.
Если и дальше будете колотить городки, в конце месяца сохранитесь с ухом.
Кошку проглотил – собаку съел.
Закатав штанины – спустя рукава.
Колотить городки – бить баклуши.
Сохранитесь с ухом – останетесь с носом.
 
Между словами существует смысловая сочетаемость. Например, существует класс слов, объединенных общим смыслом «совокупность животных».
Названия животных сочетаются с этими словами только избирательно.
Стадо …..(коров),
Табун…  (лошадей),
Стая …  (птиц),
Рой…  (пчел),
Косяк …  (рыб, сельдей)
Игры по русскому языку
 
«Снежный ком».
Первый играющий придумывает нераспространенное предложение. Например: Мальчик идет.
Каждый следующий должен придумать одно слово, обязательно повторив всю фразу целиком.
Мальчик быстро идет в кино.
 
Союзы, частицы, предложения не считаются новыми словами. Тот, кто пропустил слово или переставил слова местами, выходит из игры. Побеждает тот, кто остался последним.
 
«Четвертый лишний»

В каждом ряду из четырех элементов нужно назвать лишний – тот, у которого нет качества, характерного для всех остальных.
Например:

Печка, свечка, утка, овечка (Утка. Остальные слова рифмуются)
Ворота, чернила, столы, ножницы (Столы. Остальные слова не имеют единственного числа)
крик, кричать, квакать,  кукарекать  (Крик. Остальные слова – глаголы)
Золото, ураган,  молоко, болото  (Ураган. Остальные слова содержат  полногласные сочетания)  
                                                                                                         
Лебедь, воробей, ворона, попугай  (Ворона. Остальные слова  мужского рода
Рыба, рак, угорь, скорпион   (Угорь. Остальные слова дали названия созвездиям зодиака)
Ночь, дочь, рожь, мышь (Рожь. Не имеет множественного числа)
Пароход, парной, парик, парник (Парик. В остальных словах есть корень пар).
 
«Попробуй прочитать»

Прочитайте в обратном порядке звуки, из которых состоят следующие слова:

Яр  (рай)
Сад (таз)
Лен (ноль)
Пол (лоб)
Парк (краб)
Шум (муж)
Туз (суд)
Лей (ель)
Араб (пара)
Шел (ложь)
Порог (короб)

«Палиндромы»

Палиндромы, или перевертыши – слова, фразы, любые тексты, которые одинаково читаются в обе стороны.
Например: дед, довод, доход, Анна, Алла, дом мод.
Домок как комод.
А роза упала на лапу Азора.
Аргентина манит негра.
Кит на море романтик.
Нажал кабан на баклажан.
Иди искать такси, иди.
Ишаку казак сена нес, казаку каши.
 
«Расшифруйте фразу»

Расшифруйте фразу на русском языке:
«Шыр-пыр ю папюфгы зэлемъгый чесрыг,
Фед гяг, зэлемъгый чесрыг.
Жил-был у бабушки серенький козлик, 
Вот как, вот как, серенький козлик.
 
Чередование звуков – звонкие согласные заменены глухими, а глухие – звонкими.

Язык необыкновенно прост. Ребенок овладевает им в три-четыре года.
Язык необыкновенно сложен, неисчислимо богат, предельно выразителен.
Язык – неисчерпаем, он передает тысячелетний опыт наших предков.
Мы можем гордиться русским языком, действительно великим, могучим, свободным.
 
Подведем итоги. Что же должен знать и уметь журналист? Какими чертами и свойствами характера должен обладать, прежде чем написать несколько строчек в газете?

Буду рада, если мой конспект занятия по журналистике вам пригодится. 
 
Автор: Крылова Людмила Леонидовна, педагог дополнительного образования, ГБОУ СОШ № 14 «Центр образования», структурное подразделение, реализующее дополнительные образовательные программы «Дворец творчества детей и молодежи», г. Сызрань Самарской области


Автор: Крылова Людмила Леонидовна




Добавить комментарий
| Комментариев к новости "Методическая разработка занятия «Ради нескольких строчек в газете»" уже 0:

Читайте также
Добавить комментарий:
Введите код с картинки:*
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив