Конспект мастер-класса. Народная кукла-закрутка

Предлагаю вашему вниманию план-конспект мастер-класса по изготовлению народной куклы-закрутки. Данный мастер-класс проводится с педагогами без участия детей.
 
Цель: Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
 
Задачи:

  • Повышение творческого потенциала участников мастер-класса.
  • Распространения передового педагогического опыта. 
  • Изготовление обрядовой куклы-закрутки "Неразлучники". 
 
Демонстрационный и раздаточный материал:
 
  • Инструкционные карты: "Технология изготовления обрядовой куклы "Неразлучники"
  • Классификация кукол-закруток (Кувадка, Пеленашка, "Неразлучники")
  • Ткань (20-25 см по три для каждого участника)
  • Нитки
  • Ножницы
 
План проведения мастер-класса (60 мин.)
 
1. Организационный момент ( 2 мин.)
2. Актуализация основных моментов ( 3 мин.)
3. Изучение нового материала ( 15 мин.)
4. Практическая часть ( 25 мин.)
5. Саморефлексия. Подведение итогов мастер-класса ( 15 мин.)

Мастер-класс - Народная кукла-закрутка

1. Организационная часть:
1. Приветствие. Сообщение темы и цели
2. Актуализация основных моментов
 
Изготавливая куклу-закрутку "Неразлучники", участники мастер-класса получают представление о народной культуре, знакомятся с тканями из натуральных волокон, изучают технологические приемы работы с тканью.

3. Изучение нового материала

В русской деревне даже в начале 20-го века самодельная тряпичная кукла была наиболее распространенной игрушкой. В некоторых крестьянских семьях насчитывалось до сотни таких кукол. Маленьким детям их делали старшие. Лет с 5-6 девочки сами начинали «вертеть» простейших кукол для себя. Правда, современному человеку сложно представить быт русской деревни.
 
С одной стороны, он был заполнен тяжелым каждодневным трудом, с дугой - всем известны веселые деревенские праздники, приуроченные к календарным церковным датам. Праздники были красочные и яркие, сопровождались многообразной символикой. Не последнее место принадлежало куклам, которые являлись посредниками между человеком и неведомыми силами природы.
 
К примеру, на Масленицу изготавливали Масленичное чучело - фигуру из соломы или дерева, наряженную в старую одежду. В некоторых деревнях Центральной России во многих домах делали собственных кукол и наряжали их в яркие нарядные костюмы. Семейную масленицу снабжали соответствующими атрибутами - сковородой, половником, блинами.
 
Ее сажали в доме на лавку в такой позе, как будто она печет блины. На Троицу существовал девичий и женский обряд "Крещение и похороны  Кукушки". Кукушкой называли куклу, изготовленную из травы. Ее обряжали в яркие лоскуты и кружево. Девушки, которые хотели подружиться, обменивались над куклой подарками.

Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определенную функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души ) не может селиться нечистая сила. 

Традиционных русских кукол можно подразделить:

  • по назначению – на игровые и обереги;
  • по способу изготовления – на сшивную и несшивную куклу(закрутку);
  • по образу – на куклу – крестьянку и куклу – барыню. 
 
Более подробно остановимся на несшивных куклах (закрутках), от слова крутить, закручивать. Они совсем просты в исполнении. При изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие режущие предметы. Поэтому тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать. 

Кукла-кувадка 

Кукла Кувадка является оберегом от дурного взгляда. Их вешали над колыбелькой после крещения младенца, чтобы оберегать его от злых сил. Обычно в связке от трех до пяти куколок из разноцветной ткани. Яркие и веселые, они заменяли погремушки.

Кукла-пеленашка

Кукла мотанка - Пеленашка или кукла-младенчик имела обереговую конструкцию. Куклу давали в ручку ребенка в качестве естественного массажера, а также при приходе гостей вставляли в складочки платочка ребенка и тогда гости, чтоб не "сглазить" ребенка говорили про куклу: "Ой, до чего кукленок-то хорош!"Куклу изготавливали из куска ношеной домотканой рабочей одежды.
 
Считалось, что сродным, домашним материалом кукле передается частичка жизненной силы. При изготовлении кукла в руках человека как будто повторяла таинство рождения.

Кукла "Неразлучники".

Кукла изготавливалась ко дню свадьбы и дарилась на долгую и счастливую жизнь молодоженам. Особенность этой куклы – одна рука на двоих, символизирующая то, что муж и жена идут по жизни рука об руку. Косой крест на груди фигурки – знак женской сущности и плодородия; кисточка (колокольчик) – символ продолжения рода.
 
Фигурки мужчины и женщины выполнены одного размера, что символизирует «равенство»: «он взял себе ровню», «они два сапога – пара». «Свадебные неразлучники» принимали на себя завистливые и дурные взгляды, направленные на жениха и невесту. После свадьбы их берегли как реликвию до конца жизни.

4. Последовательность изготовления обрядовой куклы "Неразлучники"

  • закрутка рук кукол, перетягивания нитью запястья;
  • закрутка туловища, перегибание пополам, перетягивание нитью шеи;
  • вложение руки между слоями туловища;
  • перетягивание талии (у куклы девушки - крестом);
  • разделение ног у молодого человека, оформление сапог, перетянуть нитью

Обрядовая кукла "Неразлучники" готова!

Обрядовая кукла "Неразлучники". Фото

5. Саморефлексия. Подведение итогов мастер-класса. Анализ результатов деятельности участников мастер-класса. Вопросы, пожелания от участников мероприятия. Обобщения. Выводы.
 
Автор: Гризовских Елена Алексеевна, педагог дополнительного образования Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования  Дома детского творчества Тагилстроевского района ( МБУ ДО ТДДТ),   г. Нижний Тагил 

Автор: Гризовских Елена Алексеевна

  • 06.04.2015
  •   Просмотров: 5 307

«Мастерклассы» © 2011-2016.

Комментариев к новости "Конспект мастер-класса. Народная кукла-закрутка" Уже: 0