Наши мастер-классы своими руками помогут вам стать настоящими рукодельницами и сделать различные поделки, оригами, декупаж и бисероплетение. Здесь вы найдете подробные мастер классы вязания и скрапбукинга. Узнаете как сделать необыкновенные изделия из пластика и пластиковых бутылок, как сшить куклу Тильду, найдете схемы вязания и бисероплетения.

« Развитие творческой, проектной деятельности на уроках эстетического цикла через формирование функциональной грамотности для социальной адаптации л

 


 

« Развитие творческой, проектной деятельности на уроках

 эстетического цикла через формирование функциональной

 грамотности для социальной адаптации личности »

                                                                                                

учитель изобразительного искусства и черчения  

Гимназия № 45 Пашковская Ю.А.

учитель технологии  и изобразительного искусства

Гимназия № 45 Назаренко Н.В.

 

      В Послании народу Глава государства Н.А. Назарбаев выделил следующее: «В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом  передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо так же уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей. В целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши  дети были адаптированы к современной жизни».

     Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Проблема функциональной грамотности должна рассматриваться не как научная и смысловая  проблема, а как проблема  деятельностная , позволяющая переориентировать усилия личности от пассивной к активной, от программной к проектной деятельности. Функциональная  грамотность позволит  ученику социально адаптироваться и успешно творить, функционировать в современном обществе.   

     Понятие творчества широко и многообразно. Поэтому, прежде всего, нужно определять сферу интересов, связанных с творчеством, рамками педагогических проблем.

    Результатом  достаточно  периодичной творческой работы школьников является:  рост  их интеллектуальной активности, легкость возникновения их творческого состояния, стремление к работе, требующей собственного вклада  в дело ,пребывание в «состоянии творчества» не только на уроке , но и в последующее время, если это требуется для достижения поставленной цели, умение  видеть в творческой работе источник удовлетворения и радости.

     Давно замечено, что если  учащиеся действительно стремятся овладеть знаниями, то эффективность познавательного  процесса существенно возрастает. Однако часто учителя сетуют на то, что дети, даже самые любознательные, с широким кругозором, не хотят учиться. На наш взгляд, самая главная задача учителя – создание условий для успешного учения школьников, так как они вполне осознают и государственную важность решения  этой задачи, и зависимость будущего самих школьников от успехов в овладении знаниями. Что же касается самих учащихся, то, как известно , учение- ведущий вид их деятельности , так что успех в овладении  знаниями они ощущают как важное жизненное достижение, это поднимает их в собственных глазах, повышает престиж в семье и среди окружающих людей. Все эти обстоятельства способствуют успешному учению школьников.

      В любой учебной дисциплине после главного вопроса содержания обучения сразу же встаёт второй – какие методы  и приемы целесообразно использовать при обучении детей? В этой связи изобразительное искусство, черчение и технология не являются исключением. Школьный курс не ставит своей целью сделать всех профессиональными художниками, чертежниками и технологами. Изучение данных дисциплин призвано сформировать у детей способность нестандартно трактовать ту или иную тему, развивать творческое восприятие и самостоятельность мышления, научить ребёнка творчески подходить к решению любых проблем, иными словами формировать индивидуальность ребёнка.

      Каждый учитель четко понимает важность и необходимость своего предмета в школе, на вопрос  «где пригодятся знания, умения, полученные на уроках?» часто оставляем открытым. Разговоры же о том, что «каждый образованный человек должен быть гармонично развит, обязан знать не только искусство своей страны, но и культурное мировое наследие; уметь со вкусом украсить интерьер своего дома; изготовить своими руками сувенир, открытку для своих друзей», - зачастую для учеников не являются  убедительными. Поэтому перед нами встал вопрос: как заинтересовать ребёнка, как сделать обучение в школе изобразительному искусству, технологии и черчению  увлекательным?

    Для того чтобы поднять престиж  данных предмета мы стараемся,  как можно  шире применить различные художественные техники и материалы прикладной деятельности, так как наша задача, как  учителя, заключается в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника положительного  мотива к учебно-познавательной деятельности .

   В том же направлении действует и природная любознательность человека: познавательная активность характерна для всех детей, поступающих в школу. Однако, она явно уменьшается по мере перехода из класса в класс. По нашим наблюдениям, примерно до 10 лет дети рисуют с удовольствием, независимо от их таланта, а в старшем возрасте число детей, рисующих  по собственному желанию (помимо уроков в школе), резко сокращается. По нашему мнению одной из причин такого положения является  малое количество часов (1 час в неделю по ИЗО, 1 час - технологии), содержание программ по изобразительному искусству, технологии и черчении,  а  также общая система традиционного обучения последних десятилетий. Это приводит  к тому, что сложилось неверное отношение к предмету не только среди родителей, но и в педагогических коллективах. Многие рассуждают, что   «ИЗО, технология  – несерьёзный, да и совсем  неважный предмет», «он не влияет на переход их ребёнка из класса в класс, на окончание школы или поступления в вуз». Такая позиция многих родителей и педагогов приводит к тому, что их отношение неминуемо передается ребёнку. Психологически он готов к тому, что не будет художником – ведь об этом постоянно твердят родители, - а значит, можно не очень стараться  и на уроке, и дома.                                                                    

   Современная жизнь делает заявку на человека, который способен видеть и решать проблемы лично и  в группе, готовый и способный самостоятельно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно находить и применять нужную информацию и в первую эти качества должны формироваться в процессе воспитания и обучения

    Современный урок значительно отличается от традиционного. Просто рассказать – это старый подход, современный урок требует компетентностного подхода  - рассказать , показать применить практические виды работы, организовать самостоятельный поиск знаний , ведь качественное образование – это то образование, которое развивает ключевые компетенции. Высказывание известного немецкого философа Эммануила Канта «Не мыслям надобно учить, а учить мыслить» сегодня  особенно актуально.

    В основу компетентностного подхода в образовании положена деятельность. Это значит, что побуждаемый потребностями человек способен самостоятельно сориентироваться в ситуации, приобрести новые необходимые  знания, правильно поставить цель действий в соответствии с объективными законами и  наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достигаемость цели, в соответствии с ситуацией, целью  и условиями определить конкретные способы и средства действий, в процессе действий отработать, усовершенствовать их и, наконец, достигнуть цель.

     Основой преподавания изобразительного искусства, черчения и технологии  является  деятельное освоение предмет  через творческую деятельность. Этому способствует  применение педагогам особых методов художественного- эстетического воспитания. Метод поэтапных открытий – позволяет постепенно входить, вживаться в тему. Метод индивидуальной и коллективной поисковой работы – активизирует деятельность ребенка, повышает его мотивацию. Метод проектов – позволяет выходить за рамки программного обучения. Чаще всего применяем на ориентировочно – поисковом этапе эмоционального настроя учащихся.

     Рассмотрим применение данных методов на примере отдельных тем уроков и во внеклассной работе по предметам.

      5 класс – « Мы рисуем Юрту» - декоративная работа . Перед изучением данной темы дети получают творческое домашнее задание: познакомиться с данным предметом быта старины через беседы с родителями, бабушками, посещение библиотек, изучение литературы. Собранный материал доводиться до всего класса в виде сообщений, выступлений, дети приносят фотографии, пишут мини – сочинения, составляют загадки, кроссворды.

      6 класс – «Архитектурные памятники нашего города» - беседа. Перед изучением данной темы дети получают творческое  задание на тему «История создания дома моего», «Старинные постройки нашего города» и т. д. На ориентировочно – поисковом этапе вхождения в тему делают сообщения, читают сочинения, показывают фотографии, просто рассказывают о том, что удалось узнать.

     6 класс – «Скульптура древнего Казахстана» - изучение этой темы мы начинаем  с подготовки материала по теме «Скульптурные памятники нашего города». Город  наш богат  памятниками, поэтому ребята каждый год находят что то интересное по теме из газет, делают самостоятельно  небольшие презентации.

6 класс – «Народные ремесла и мастера  в прошлые века» - обучающиеся собирают материал  по всем предметам старины: как называется предмет, из чего он сделан, как им пользовались, пользуются ли сейчас, какой предмет заменил «старый» и т. д. в кругу своих родных или в стенах библиотек.  

      По предмету технологии  учащиеся 5,6,8 классов готовят презентации в электронном варианте, рефераты, доклады, проекты. На фото представлены некоторые  проекты , выполненные учащимися гимназии №45

 

        Один из проектов текущего года   проект « Вышивка », это индивидуальный  проект, над ним работает  ученица 6 класса. Материал, который она собрала, выходит за рамки предметного содержания.  Она более глубоко изучила  технологии вышивки  и разработала сюжет  и создала  эскиз , изучив историю вышивки, виды  вышивки :гладью, крестом, этапы производства и создания вышивки, затем  разработала  цветовую гамму вышивки, разработала этапы  выполнения вышивки, подобрала  материал для основы  вышивки, соединила  все вместе и выполнила вышивку художественной гладью « Пейзаж».

Некоторые проекты

5 класс – Лоскутное шитье

Содержание данного проекта направлено на изучение этапов проектирования и создание оригинальных изделий из лоскутов. В ходе занятий у детей происходит знакомство с историей лоскутного шитья, развитие творческого воображения, формирование интереса к декоративно-прикладному творчеству. Проект ориентирован на формирование навыков работы с лоскутным шитьем. Способствует развитию познавательного интереса к предмету технологии. Предлагаемый проект учебной деятельности направлен на формирование навыков: 

 

  • Овладение основными приемами работы с лоскутами;
  • Изучение истории «пэчворк», «квилт», «текстильная мозаика», «аппликация» лоскутного шитья и других видов;
  • Замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления;
  • Цветовое решение;
  • Работать нужными инструментами и приспособлениями;
  • Учебно-исследовательской деятельности в разработки творческих проектов.

 

 

Некоторые проекты

      Для проектной деятельности по черчению в разделе "Архитектурно-строительные чертежи”, учащимся  предлагается осуществить проект "Дом моей мечты”.Этот вид деятельности индивидуальный и рассчитан таким образом, чтобы каждый ученик сам для себя выполнил по общей схеме именно свой проект.

      Проект "Дом моей мечты” должен быть оформлен на двух стандартных листах формат А3. На одном листе оформляется план местности, где располагается непосредственно сам проектируемый дом, разбивается участок, с подъездными путями, прогулочные дорожки и вспомогательные помещения. На другом листе ученику необходимо начертить фасад дома своей мечты, сделать его план и показать разрез этого дома. Таким образом, мы задаем жёсткие параметры, очерчивая необходимые контуры будущего проекта, а характер расположения и сама содержательная часть – это творчество и фантазия самого ученика.

 (Некоторые проекты "Дом моей мечты” представлены :)   

В занятия включены здоровьесберегающие технологии, т.е. упражнения для глаз, спины и рук, так как на каждом этапе проекта учащиеся повторяют инструктаж по технике безопасности.

     На примере отдельных тем уроков мы постарались показать, как строем работу по развитию компетентности через метод проект

                   на уроках изобразительного искусства, черчения и технологии.

             Анализ  анкетирования учащихся показал, что:

 -почти всем детям нравится выполнять проектные работы по всем предложенным темам;

- чаще всего учащимся нравится выполнять индивидуальные проекты, но некоторые дети предпочтение отдают парным и групповым проектам, по-видимому, это объясняется стремлением к общению со сверстниками, стремлением поделиться с ними своими мыслями, фантазиями, а также утвердить свой авторитет среди товарищей.

     Привлекательность проектного метода в том, что в процессе работы над проектом у учащихся развиваются организаторские и рефлексивные способности, приобретаются коммуникативные умения и навыки, расширяются и углубляются знания по предметам. Конечно самое ценное в методе проектов в том, что школьники научатся самостоятельно приобретать знания, и использовать их для решения новых познавательных и практических задач; научатся  планировать, анализировать и корректировать свою деятельность,  а это, как правило, влияет на повышение интереса к предмету и улучшает результаты обучения, развивает функциональную грамотность.

 

 

Список литературы:

1. Послание Президента РК Н.А. Назарбаева от 27 января 2012г

2. А. А. Жайтапова, Г.А. Рудик,Е.В. Белошниченко, А.С. Сатывалдиева

 «Педагогика 21-го века на пороге школы »(информационн-методический дайджест)

    3. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению, М., 1997;

    4.      Гусаров Н.Н. Техника изонити для дошкольников, М., 1999;

    5.  ГордееваТ.О. Мотивация достижения. М.:Смысл,2002;

 

Свидетельство не может быть выдано из-за низкой уникальности текста


 Уникальность: 12.05%





  • Источник: http://masterclassy.ru
  • 17.03.2015
  •   Просмотров: 2 290


«Мастерклассы» © 2011-2016.
Все статьи на сайте авторские, копирование строго запрещено. При частичном цитировании прямая индексируемая ссылка на сайт «Мастерклассы» обязательна.

 
Специально для вас, наш сайт подготовил новый обучающий курс на 3х дисках "1000 лучших мастер классов".

В этом курсе, мы собрали для вас 1000 подробных мастерклассов с нашего сайта на различные рукодельные тематики.

Подробнее с содержанием курса вы можете ознакомиться по этой ссылке.

Встречайте еще один обучающий курс на 3х дисках "1000 лучших мастер классов - часть2".

В этом курсе, мы собрали для вас еще 1000 подробных мастерклассов с нашего сайта на различные рукодельные тематики.

Подробнее с содержанием курса вы можете ознакомиться по этой ссылке.














Комментариев к новости "« Развитие творческой, проектной деятельности на уроках эстетического цикла через формирование функциональной грамотности для социальной адаптации л" Уже: 0

Внимание! Запрещено использование выражений в нецензурной и оскорбительной форме. HTML-теги и URL запрещены.

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив