Дезадаптация, связанная с нарушением правописания

Предлагаю вам статью по теме «Дезадаптация, связанная с нарушением правописания». Данная работа будет полезной учителям начальных классов и воспитателям детских садов, родителям первоклассников.

Первый класс школы - один из наиболее существенных и критических периодов в жизни детей. На ребенка влияет целый комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных, обязанностей.

Организм ребенка приспосабливается к этим факторам, мобилизуя систему адаптационных реакций. Адаптация к школе далеко не у всех детей протекает безболезненно. У некоторых детей она не наступает совсем, и тогда приходится говорить о социально-психологической дезадаптации ребенка к школе, которая ведет к серьезным последствиям для него (вплоть до невозможности получить полноценное образование и найти свое место в жизни).

Проявление школьной дезадаптации выступают в основных четырех формах: нарушение обучения, нарушение поведения, нарушение контактов и смешанные формы дезадаптации. Наиболее часто школьная дезадаптация проявляется в невозможности обучения ребенка по программе, вполне соответствующей его способностям, иначе говоря, отсутствие "школьной зрелости".

В числе других причин можно назвать недостаточный уровень интеллектуального развития ребенка, его социальную незрелость, неумение Все эти факторы приводят к вполне определенным трудностям обучения.

Все многообразие школьных трудностей можно условно разделить на 2 типа:

  • специфические, имеющие в основе те или иные нарушения развития моторики, зрительно-моторных координаций, зрительного и пространственного восприятия, речевого развития и т. п;
  • неспецифические, вызванные общей ослабленностью организма, низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, низким индивидуальным темпом деятельности.

На уроке неадаптировавшийся ученик отличается неорганизованностью, повышенной отвлекаемостью, пассивностью, инфантилизмом. Письмо такого ученика выделяется неустойчивым почерком. Неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие, растянутые, разнонаклонные буквы, тремор - вот его характерные черты. Ошибки выражаются в недописывании букв, слогов, случайных заменах и пропусках букв, неиспользовании правил.

Эти же причины определяют и характерные трудности чтения: пропуски слов, букв, угадывание, быстрый темп чтения, но плохое восприятие прочитанного, очень медленный темп чтения. При обучении математике трудности выражаются в неустойчивом почерке, фрагментарном восприятии задания, трудностях переключения с одной операции на другую в процессе деятельности.

Очень много детей приходят в школу с плохо развитой тонкой моторикой, почти каждый второй. Следовательно, в первом полугодии учитель должен уделять особое внимание моторике - заниматься с учениками штриховкой, рисованием, писать графические диктанты. Поскольку формирование каллиграфических навыков является одним из самых трудных участков работы в процессе обучения грамоте, каждый творчески работающий учитель по-своему старается преодолеть возникающие здесь трудности.

Для развития мелких мышц кисти, ручной умелости необходимо организовать различные виды трудовой деятельности (вязание, вышивка, аппликация, лепка, различные поделки из бумаги и бросового материала). Следует применять на уроках пальчиковую гимнастику, что способствует повышению работоспособности, развитию речи, облегчает усвоение навыка письма. Результаты исследований показали тесную взаимосвязь между исходным уровнем развития тонких движений кисти и успеваемостью учащихся.

Постоянная смена деятельности в процессе урока диктуется возрастными особенностями ребенка. Мы систематически и успешно применяем на уроках физкультминутки, в которых сочетаются движения с речью. Речь как бы рифмуется движениями, становится более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слух, восприятие. В результате у детей закрепляется правильное произношение звуков, создается эмоционально положительный настрой на обучение.

Опыт работы свидетельствует, что ручной труд, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, различные графические упражнения, несомненно помогают с меньшим напряжением освоить программный материал. Хорошими упражнениями являются списывание печатного текста, письмо "в воздухе", лепка букв из пластилина, конструирование букв из их элементов.

Формирование графических навыков - процесс сложный и длительный. На первом этапе обучения, когда формируются первые графические навыки, необходимо отдать предпочтение физическим упражнениям, направленным на включение в работу всего организма (поворот рук, ног, головы, глаз, наклоны влево, вправо, вперед, назад), упражнениям, развивающим мелкие мышцы пальцев рук, волнообразным движениям спины и позвоночника. Последующие минуты отдыха могут сопровождаться музыкой, речевыми упражнениями.

Работа по развитию кисти и коррекции имеющихся недостатков должна проводиться в тесном контакте родителей, учителей начальных классов и специалистов. Это обеспечит преемственность контроля над формированием правильного двигательного навыка и поможет быстрее достичь желаемых результатов.

Автор: Сербина Любовь Александровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №7 имени Береста А. П. г. Ростова-на-Дону

  • 15.10.2014
  •   Просмотров: 1 877

«Мастерклассы» © 2011-2016.

Комментариев к новости "Дезадаптация, связанная с нарушением правописания" Уже: 0