» » Изменения в практике преподавания информатики как одно из важнейших условий применения конструктивистской теории

Изменения в практике преподавания информатики как одно из важнейших условий применения конструктивистской теории


«Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель.... Но учитель может совершить больше, нежели завоеватели и государственные главы. Учителя могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества» 
Н. Рерих
 
Современное общество развивается стремительно во всех направлениях, меняется не только жизнь вокруг нас, меняются люди, изменяются ценности. Образование тоже не стоит на месте. Вопрос реформы в школах назревал в течение нескольких десятилетий. Мы не заметили, как перевернулась с ног на голову система наших ценностей, как постепенно отходит в прошлое то, что испокон веков почиталось нашими предками: человек, его жизнь, семья, любовь, здоровье. Мы перестали быть внимательными друг к другу, мы не замечаем какими мы стали равнодушными ко всему, что происходит вокруг, в нас много злости и неудовлетворенности жизнью. Но не стоит забывать, что человек сам хозяин своей жизни и только ему решать, как  жить. Да, мы не выбираем общество, в котором мы живем, не выбираем людей, которые каждый день рядом с нами, но мы можем изменить наше отношение к миру и к самому себе в этом мире. А если представить, что этим «измененным» человек станет обычный школьный учитель, например такой, как я? Изменив себя, я смогу изменить и своих учеников, сформировать у них «правильную» систему ценностей, воспитав уважение к самому себе и другим людям. Именно с этой целью в нашей стране была разработана «Программа курсов повышения квалификации педагогических работников», основанная на конструктивистской теории обучения, в центре которой находится ученик. 
Мое обучение на курсах повышения квалификации по данной Программе завершается. И, подводя итоги своего обучения, я решила, прежде всего, взглянуть на изменения в собственной практике с позиции моих учеников, поскольку компетентный учитель обязан быть «восприимчивым к личности ученика» [1, с. 112]. Изменились ли они, какими были эти изменения, почему они произошли, что было их причиной? Эти вопросы я поставила перед собой, анализируя изменения в моих учениках. Я не могу сказать, что 4 урока за месяц моей практики изменили всё, что произошли какие-то глубинные изменения в личности каждого. Однако я считаю, что предпосылки к этим изменениям уже появились.
Прежде всего, я увидела, что меняются межличностные отношения в классе. Изначально отвергнутые дети смогли проявить свои сильные стороны, вызвав тем самым сначала удивление со стороны одноклассников, затем интерес, а затем и принятие их в качестве членов одного большого коллектива. Раскрыться на моих уроках смогли только 2 учащихся, которых не принимали в классе, но я уверена, что наши последующие занятия будут способствовать тому, что остальные тоже смогут открыться для класса, для меня, но прежде всего для самих себя. Дети стали больше общаться друг с другом, говорить, высказывать свою точку зрения. Раньше на моих уроках они больше молча слушали то, что говорила им я и затем молча выполняли практическую работу. Лишь некоторые интересовались какими-то компьютерными новинками и задавали мне вопросы по этому поводу или по поводу трудностей при работе с компьютером. Теперь же в моем классе я могу наблюдать то, как дети общаются, как они все чаще задают вопросы друг другу, а не мне,  как они стали употреблять такие фразы как «я считаю», «я думаю», что говорит об их личностном росте и формировании навыков критического мышления. Подростковый возраст действительно очень сложен для ребенка, именно в этом возрасте возможна переоценка ценностей под влиянием мнения другого человека, чаще всего сверстника [5, с. 210]. И не всегда мнение сверстников может быть положительным. Для формирования твердых жизненных принципов необходима определенная среда. В моем случае класс, который принял учеников, которых не воспринимал до этого, дал им возможность поверить в свои силы. Для меня создание коллаборативной среды на уроке – процесс не единичный и не формальный. Психологические процессы протекают скрыто от моих глаз, я не могу их измерить и оценить, но способствовать их активизации в моих силах. Существует огромное количество тренингов, игр, которые несут мощное влияние на психологию каждого учащегося в классе и на весь класс в целом, сейчас я стараюсь уделить им особое внимание, анализирую, оцениваю, насколько они подойдут для моих учащихся, экспериментирую, бывает и ошибаюсь. Но этот процесс поиска не проходит зря, дети действительно становятся добрее, проявляют больше интереса друг к другу. Даже на переменах я стала замечать, что они не бродят поодиночке или парами в растерянности по школьным коридорам, они всем классом играют, или что-то обсуждают, или спорят. 
Определенные изменения произошли и в их отношении к предмету. Безусловно, они любили его и раньше, но тогда для них основным объектом интереса был сам компьютер, теперь же он плавно отходит на второй план и становится скорее средством для общения и обучения [4]. Именно к этому я и стремлюсь. Мои ученики должны свободно взаимодействовать со всеми цифровыми технологиями и уметь использовать их возможности в различных жизненных ситуациях. Раньше, они с нетерпением ждали, когда закончится мой «теоретический монолог» и можно будет что-то сделать на компьютере. Теперь, они настолько увлечены процессом общения друг с другом, разработкой идей, желанием помочь друг другу, что-то объяснить или доказать, что даже не спрашивают «А когда практическая?», как это было раньше. Мне кажется, что задания, которые выполняют учащиеся, для них более интересны, нежели сам компьютер, тем более многие задания они выполняют именно на компьютере, но большой значимости ему не придают, процесс совместной работы и диалога для них становится более значимым. Я сделала вывод о том, что для того, чтобы ученики обучались, необходимо тщательно продумывать каждое задание, предоставить им возможность взаимообучаться параллельно используя при этом ИКТ. Такой подход к изучению информатики позволит каждому ученику развиваться, быть технически грамотным.
Самый сложный и самый важный для меня процесс изменений, который я старалась пронаблюдать – отношение учащихся к самому процессу обучения. На своих уроках я стала замечать, что ученики постепенно стали проявлять навыки саморегуляции – они учились самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, проявляли самонаправленность в работе. Эти процессы не возникли вдруг, они проходили достаточно сложно, приходилось направлять учеников, выстраивать подмостки, но ведь в этом теперь и заключается моя роль. Как говорил Л.С. Выготский «как рефлективный агент» [2, с.115] я должна оказывать поддержку каждому ученику, для того, чтобы процесс его обучения стал более осмысленным и целенаправленным. Дети стали предлагать свои идеи по организации своего обучения, они осознали, что для меня и их одноклассников важно их мнение, стали чаще высказывать свою точку зрения, почувствовали, что они сами могут управлять процессом своего обучения, планировать свою деятельность. Благодаря этим процессам, менялось их отношение к обучению в целом. Беседуя с учителями-предметниками и классным руководителем, я сделала вывод, что в этом классе стало «престижно» учиться, к этому стали стремиться даже те, кто раньше никакого интереса к учебе не проявлял. Конечно, процесс саморегуляции достаточно сложен, дети только учатся, пробуют, экспериментируют, делают ошибки и снова пробуют. Но для меня главное, что они пытаются организовать свое обучение, пытаются «научиться тому, как учиться» [3, с. 45], как сделать процесс своего обучения эффективным. Я  считаю, что именно это стержневой элемент новой методики обучения, в осознании своей роли как ученика, в осознании важности себя как человека.
Наблюдая за изменениями, происходящими с моими учениками, я не могла не заметить изменений в себе. Для того чтобы дать качественную характеристику моим изменениям в процессе становления меня как компетентного учителя, я постаралась провести аналогию с теорией Шульмана и проанализировала свои изменения с позиции «трех помощников учителя» [1, с.112]. Как изменилось мое профессиональное понимание? Во-первых, изменилось мое знание о личности каждого моего ученика. Я открыла для себя понимание того, что каждый ребенок талантлив, главное суметь увидеть в нем этот талант и создать ситуацию, в которой он сможет себя проявить. Та база теоретических знаний, которая у меня уже была сформирована, претерпевает ряд изменений. Я учусь ставить цели с позиции ученика, продумываю интересные творческие задания, в также задания, позволяющие учащимся само- и взаимообучаться. Теперь я по-другому смотрю на весь процесс обучения, считая, что те стратегии преподавания, которые я использовала раньше – малоэффективны. Они не приносят желаемых результатов ни в плане формирования знаний у учащихся по моему предмету, ни в плане становления его личности. Для меня остается проблемным вопрос использования стратегий, способных предоставить каждому ребенку возможность для самовыражения, сейчас я занимаюсь поиском и изучением дополнительной литературы по этой теме, обращаюсь за помощью к коллегам.
Мои практические навыки преподавания также претерпевают ряд изменений, расширился круг моих знаний о стратегиях, которых я раньше не использовала в учебном процессе. Вместе с этим изменились мои преподавательские навыки, я стараюсь тщательно планировать каждый урок, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого класса. Я не могу провести одинаково урок в 2 разных классах, потому что все дети разные, и проблемы, которые я выявила в одном классе, не всегда будут выявлены в другом. Для меня самое важное, что я стала внедрять различные элементы для организации саморегулируемого обучения на своих уроках не только в том классе, где я проходила практику, но и в других классах. Я просто не смогла уже вести уроки так, как раньше. В одном классе я применяла различные стратегии для самостоятельного изучения учениками новой темы, в другом предоставляла им возможность для взаимооценивания. Процесс обучения при этом становился, на мой взгляд, продуктивнее, ученики отмечали, что лучше усваивают материал, когда работают над ним сами. Я сделала вывод, что они могут учиться и без моей «главной роли учителя», они могут учить друг друга, могут организовать самостоятельное изучение. Моя задача – продумать каждый этап урока, изучить различные стратегии для организации их работы, позволить им самим проявлять творческую активность и самостоятельность на уроках. 
Мои убеждения, как основные составляющие моей профессионально-нравственной целостности, постепенно становятся более осознанными. Обучение по данной Программе было лично для меня моим решением и моим желанием. И теперь я понимаю, что время, которое было потрачено на обучение не прошло зря. Самое главное для осуществления изменений в школе – это не только методика, техники и приемы, которые являются всего лишь средствами, это мое внутреннее восприятие жизни.  То, что для меня важно, то, что для меня ценно определяет всю мою жизнь, методы проведения уроков, отношение к каждому ребенку. Об этом же говорил Пажарес «Убеждения учителя в процессе обучения влияют на все, что он делает в классе» [1, с. 111]. Я стала рассматривать свою профессию с качественно новой для себя стороны, со стороны «помощника» в процессе формирования личности каждого человека. Третья составляющая по теории Шульмана – «сердце», одна из самых сложных для анализа категорий, поскольку глубинные процессы изменения убеждений внутри уже сформировавшейся личности происходят сложнее. И чем старше человек, чем более устойчива его система ценностей и взглядов, тем сложнее ему запустить внутри себя этот процесс изменений. Мне кажется, что обучение на курсах, для  меня стало отправной точкой для смены взглядов. Я и раньше любила своих учеников, но не всегда была к ним терпима или внимательна, сейчас для меня каждый из них раскрылся с новой стороны. Я учусь быть справедливой, учусь быть внимательной, стараюсь прислушиваться к каждому. 
Изменения во всех сферах моей профессиональной целостности не могут произойти мгновенно, это долгий и кропотливый путь работы над собой, который мне еще предстоит пройти. Самое главное, что я осознала необходимость этих изменений и готова к ним. Остальное – дело времени и моих личных усилий в процессе работы над собой. Изменяюсь я – меняются мои ученики.
Мне кажется, что я, пройдя обучение по данной Программе  и развиваясь как личность дальше, смогу стать подобно лучику солнца, я буду иметь совершенно иное мировосприятие и мироощущение, благодаря которым смогу сформировать каждого ребенка как личность. И если только представить, сколько света может я смогу зажечь в своих учениках за всю свою жизнь, и сколько света смогут зажечь они в своих детях, то наше общество перейдет в совершенно иную качественную организацию, в которой каждый будет чувствовать себя настоящим человеком. Моя задача – организовать работу в своей школе таким образом, чтобы осознание важности изменений в себе пришло к каждому учителю. Мне, как завучу, выступать инициатором изменений в своей школе будет легче, но также я должна продумать процесс создания такой образовательной среды, в которой лидерские качества сможет проявить любой мой коллега. Для достижения поставленных перед собой целей, для внесения изменений в практику преподавания не только себя, но и своих коллег, я планирую:
1.Выступление на методическом совете школы и обсуждение с коллегами вопроса по изменению целеполагания при подготовке к урокам 
2.Провести мастер-класс по составлению среднесрочного планирования на заседании ШМО
3.Совместно с учителями естественно-научного цикла составить среднесрочное планирование по предмету для учащихся 5-11 классов на 2016-2017 учебный год
4.Организовать совместное обучение учителей своего ШМО по выбору стратегий для развития критического мышления на уроках, взяв за основу опыт учителя химии
5.Совместно с педагогом-психологом провести фронтальную диагностику уровня самооценки и межличностных отношений в 5-11 классах в начале и в конце 2016-2017 учебного года, провести сравнительный качественный анализ данных исследований
6.Внедрить стратегию «говорящие стены» для активизации познавательной активности учащихся
Я считаю, что таким образом, мне удастся вовлечь своих коллег в процесс сотрудничества, собственного профессионального развития. Данный процесс должен иметь циклическую структуру, результаты его будут видны уже в процессе нашей совместной работы. Таким образом, работа по развития лидерства, инициированная мной, сможет стать внутренней потребностью каждого учителя в моей школе, что в свою очередь приведет профессиональному росту, повышению эффективности процесса обучения, созданию продуктивной образовательной среды в своей школе.
 
Использованная литература
Руководство для учителя. Третий (базовый уровень). Третье издание. «Назарбаев Интеллектуальные школы». 2012. стр. 107-212.
Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. Москва, 1934. 362 стр.
Дьяченко В.К. Два варианта новейшей педагогической технологии// Коллективный способ обучения. – 1996. – № 3. – стр. 45-55.
Басурматорова Л.А., Хуснутдинова Л. С.  Роль ИКТ-компететности учителей-предметников в образовательном процессе 
Хрестоматия по детской психологии/Под ред. Г.В. Бурменской. М., 1996. 217 стр.
Автор: Лахтина Татьяна Олеговна, Мамлютская средняя школа № 3 им. Х. Бектурганова


Автор: Лахтина Татьяна Олеговна




Добавить комментарий
| Комментариев к новости "Изменения в практике преподавания информатики как одно из важнейших условий применения конструктивистской теории" уже 0:

Читайте также
Добавить комментарий:
Введите код с картинки:*
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив